Культурный поиск
Предместья минувшего

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #1 : 14 Ноября 2012, 15:57:42 »
Предместья минувшего

Образы русских пригородов серебряного века в картинах Н. И. Шестопалова

Казалось бы – на сегодняшний день все художники прошлого известны, строго классифицированы и занимают свои определенные временем, аксиомами музейных собраний, коммерческой стоимостью и человеческими предпочтениями, места. Такое, строго отведенное советским официальным искусствоведением, место занимает и Николай  Иванович Шестопалов. Художник книги, автор замечательных эскизов к советским довоенным открыткам, воспевающим восторженный труд героических рабочих в строительстве неумолимо приближающегося коммунизма. Читая его немногочисленные биографии изумленному читателю предстает волевой строитель новой жизни, который родившись, естественным образом, в крестьянской семье пензенской губернии в 1875 году, в 1922 становится членом АХР и «участником всех его выставок». Судя по таким данным, до 45 лет Николай  Иванович сиднем сидел на печи и ни в какой жизни, в том числе и  художественной, не участвовал. Его прошлые биографы умалчивают об образовании, полученном в студии Тенешевой, где молодой Шестопалов учился у И. Е. Репина, а до того первоначальное образование получил в школе Петербургского общества поощрения художеств. Приняв, как и вся передовая молодежь, идеи революции 1905 года, он вместе с Добужинским, Лансере, Кардовским и Чехониным становится одним из основателей журнала «Зритель». Устав от политических потрясений, он уезжает в Мюнхен, где благополучно учится в студии профессора Е. Книрра.

Лучшем периодом  творчества мастера становятся 1900-1910-е гг – когда он,  участник выставок «Мира и искусства», а также Передвижных художественных выставок, не считая «Весенней» в залах Императорской Академии Художеств и выставки «Нового общества художников» (НОХ). В круг общения молодого художника входили А. Бенуа, Добужинский, Бакст – те, чье мировоззрение ломало тогдашние константы подхода к искусству, противопоставляя свободу творческих изысканий художника – привычному реализму, в особенности «социальности» передвижников. Они пропагандировали эстетическое начало в искусстве, предпочитая абсолютную свободу в выборе тем, образов и выразительных средств.

Как типичные представители модерна, «Мирискусники» визуализировали эстетику неоромантизма, поэтизируя историю, архитектуру и быт прошлых столетий. Они эстетизировали действительность, стремясь возбудить всеобщий интерес к искусству прошлого, заботились об охране памятников старины. В этой удивительной атмосфере рождаются и шестопаловские образы ушедшей России. Он с упоением пишет акварели в старом Угличе, изображая классический дом Зыкова, крыши дворца царевича Димитрия или простой, но такой романтично старомодный домик купца начала девятнадцатого столетия. Художник фиксирует образы ушедшей жизни, потерянной навсегда, но такой манящей, сказочной, изображая архитектуру прошлых веков. Но, в отличии от того же Александра Бенуа, так любившего Версаль и все «заморское», Шестопалов обращается к картинкам русской провинции. Здесь и старые «дворянские гнезда», украшенные беседками, из которых, казалось бы, миг назад выбежала барышня в кринолине, а вот и она сама, идет огибая вычурную клумбу. Русскость его сознания романтизирует, представляет городками из сказки стены древних православных монастырей – Савво-Сторожевского в Звенигороде, милого его сердцу древнего Пскова, с белыми, чуть подернутыми мхом стенами, округлыми колонами церковных порталов. Уже будучи зрелым советским классиком, Шестопалов не перестает, теперь уже в стол, писать ушедшею Россию. В это время его поездки сопряжены с хрестоматизацией жизни Пушкина и Лермонтова.  Советский гос. заказ превратился в серию картин ушедшего рая, в декорациях которого литературные классики иллюстрируют жизнь старобытного барства.

Умер художник уже после войны, в 1954 году, оставив после себя еще не раскрытые страницы своего творчества.



Картины Н. И. Шестопалова (файлы большого размера)
https://rmvoz.ru/lib/arhiv/Shestopalov.rar

«Последнее редактирование: 30 Декабря 2012, 18:34:20, Е. Морошкин»

« #2 : 14 Ноября 2012, 16:04:01 »
.


« #3 : 14 Ноября 2012, 16:12:30 »
.

«Последнее редактирование: 14 Ноября 2012, 16:15:38, Любовь Агафонова»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика