Метаистория и геополитика
Не возводи свой дом на песке...

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #1 : 01 Октябрь 2012, 12:45:27 »
Ни над одной статьей в жизни я не работала так долго. Первый вариант был написан год назад –  это было, по сути, письмо губернатору Петербурга, к которому меня не допустили чиновники.  Порой мне казалось, что мои слова бесполезны: кто услышит мой слабенький голосишко, если не слышат гигантов мысли! Сегодня случай с пьяным выродком, убившим пятерых сирот, встряхнул страну. Если и сегодня мы не опомнимся, не тряхнем буйной своей головой, очнувшись от глубокого нравственного обморока, ничто не спасет нацию…

Нонна Яковлева

НЕ ВОЗВОДИ СВОЙ ДОМ НА ПЕСКЕ…

Россия – наш дом. Кто только не повторял эту метафору. Вот и Владимир Владимирович в одном из последних своих предвыборных выступлений сравнил Россию с домом, который нужно отстроить заново. А мне вспомнилась евангельская притча о двух строителях: один - благоразумный - построил свой дом на камне, а второй – безрассудный – на песке. «И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры» – и дом благоразумного выстоял, а дом безрассудного «упал, и было падение его великое» - сказано в Евангелии от Матфея (глава 7, стих 25, 27).
 
Притча есть притча. И что есть камень, а что есть песок – это каждый разумеет по-своему. Но мы в суете повседневных дел забываем о том, что лежит в основе всего в жизни российской нации. А ведь – простите за пафос, он адекватен предмету! - это наша нравственная, духовная сила. Россия всегда побеждала духом, в самых безнадежных положениях превращаясь благодаря духовному единению  и подъему духа из разрозненного населения необъятных пространств в народ - неодолимой твердости и устойчивости.
 
Сегодня, дав размыть и уничтожить наш духовный фундамент, мы можем погибнуть, несмотря ни на какие модернизации, стандартизации и даже рост валовой продукции.
 
Нет смысла в сотый раз напоминать об ужасающей  патологии отморозков. О леденящих душу злодеяниях полицейских – палачей с милыми лицами юношей из интеллигентных семей и дипломами о высшем образовании в кармане. О маньяках-педофилах и о том, как долго и мучительно продавливали через главный законодательный орган страны закон об усилении ответственности для педофилов-убийц.
 
Сегодня у нас с вами крадут миллиардами долларов – банкиры, олигархи, властители нефтяных и газовых труб, цинично напоминающие в рекламных роликах, что нефть и газ – достояние народа. Уж и не говорю о миллионных взятках чиновников, ныне определенных на роль главных врагов и погубителей нации. Что спорить: это крапивное семя расплодилось до невероятия. Бесчинства в верхах раздражают, вызывают праведный гнев, обращенный на власти предержащие. Но, простите, дорогие соотечественники, «верхи» ли главные виновники? На мой непросвещенный взгляд, куда страшнее и губительнее обыденное воровство и всепроникающая - тотальная безнравственность. (...)

Полный текст статьи приводится в прилагаемом файле.

________________________________
Яковлева Нонна Александровна

« #2 : 05 Октябрь 2012, 01:36:32 »
Огромное спасибо Нонне Александровне и Сергею за эту статью, за поднятые в ней темы! Прав автор статьи – «капля камень точит». От себя добавлю: нет у нас другого оружия, кроме слова. Но это – самое мощное оружие, которое всегда побеждало в истории. Будем верить, что победит и теперь, каким бы безысходно глубоким и безвозвратным ни казалось нынешнее падение и торжество «тотальной безнравственности» (определение автора статьи, данное «тому духу», что пытается установить свою власть над глобализирующимся человечеством). Несмотря на трезвость (или именно благодаря этой трезвости!) и безжалостность оценок текущего состояния социума, статья вселяет в первую очередь надежду. И такая надежда не обманывает – это вещая надежда.

Два основных вопроса ставятся автором в статье: «куда мы пришли» и «как выходить оттуда». Остановлюсь на этих двух вопросах и я в своём кратком импровизированном отклике. Если не скользить по поверхности (а данная статья не искушает, слава Богу, «простыми решениями» и «чёрно-белыми» подходами, в отличие от подавляющего большинства современной публицистики), то прикосновение к любой теме, затронутой в статье, вытаскивает за собою целый комплекс самых глубинных вопросов нашего бытия, осветить которые даже кратко в одном небольшом тексте не представляется никакой возможности. Поэтому я лишь коснусь некоторых из них, очень пунктирно, без какой-либо развёрнутой аргументации, но в надежде, что это может спровоцировать обсуждение ряда тем и мы сможем более подробно остановиться на том или ином вопросе, в зависимости от того, как и куда пойдёт живая дискуссия. Такие темы требуют разностороннего и разнопланового подхода, что как нельзя лучше помогает осуществить пространство форумного диалога (если воспринимать это пространство как творческое созидание качественного коллективного текста, а не как способ поболтать о том, о сём).

Справка для читателя: темы, поднятые в этой работе, это поистине глобальные темы, и они обсуждались на нашем форуме не раз и не два. С разных сторон мы пытались подходить к ним, рассматривать тот или иной аспект более пристально. И будем возвращаться к ним снова и снова (жизнь заставит). Вот лишь очень краткий перечень веток, где эти темы поднимались у нас (привожу его, потому что не одностороннего взгляда требуют эти темы от нас; их невозможно раскрыть ни в одной отдельной статье, ни обсудить в одной ветке; ну и чтобы избежать излишнего повторения уже написанного или обсуждавшегося – тоже):
1. В разделе Метаистория и геополитика: О Грозном, Сталине и рынке – оффтоп из Православия, Новые вызовы для "венца творения", Опавшие иглы демократии и др.
2. Вызовы сегодняшнего дня – взгляд из России и ещё ряд тем в разделе Православие.
3. Интернет и Роза Мира.
4. Статьи Николая Миронова: Символ и реальность, Сакральность и ритуал (часть 1), Роль слова (о ритуале – часть 2)
5. Родственные темы из авторского раздела С.А. Борчикова "Философия синтеза".
6. Человек синей эпохи (20 лет спустя). Статья В.И.Грушецкого и дискуссия по ней.


I. О «тотальной безнравственности».

Слово «тотальный» очень точно характеризует претензию и глубину той тенденции, что пытается в последние десятилетия навязать свою систему ценностей не только России, но всему человечеству. Это тоталитарная идеология, делающая вид, что её нет. Есть и противостоящая ей тенденция, есть у этого глобального процесса не только минусы, но и плюсы. Всё двойственно в нашем мире и внутри нас – поляризация духовно несовместимых начал только нарастает по мере превращения человечества в единый организм и будет нарастать. Ставка в этой «игре» – жизнь и смерть Планеты, без всякого преувеличения. Но сначала о первой тенденции – о разрушительной.     
     Мы не забыли (те из нас, кто сохранил способность помнить), как эта идеология, эта система ценностей стала буквально навязывать себя нам. Мы созерцали трагическуюе мутацию душ слишком близко и на слишком близких людях, чтобы это забыть и чтобы не понять, что происходит. Не в 91-м, а в 90-м году, как я теперь вижу, произошёл главный духовный выбор на очень глубинном плане бытия, определивший то, что мы имеем теперь в России (будем, как и автор статьи, рассматривать российскую действительность в качестве иллюстрации этой глобальной тенденции; тем более что, как и всегда у нас, иллюстрация вышла очень наглядная в силу того, что мы всё доводим до края, во всём идём до конца и, даже ретушируя, ретушируем так, что превращаем в гротеск и делаем явным сокрытое за добропорядочной западной маской Зло).
      Символически и мистически в нашей реальности этот глубинный выбор отразился в трёх смертях августа-сентября 1990-го года: убийство о.Александра Меня, смерть Сергея Довлатова и Виктора Цоя. Сколь бы ни казались эти три личности далёкими друг от друга, сколь ни казались бы несопоставимыми сферы их творчества, но для меня эти три смерти – рубеж, знак, выбор нами пути. Тогда Ложь победила, возможность пойти стране по пути Правды, по духовно, творчески и нравственно несравненно более подлинному пути была упущена. И в этом виноват каждый из нас, чистеньких нет. Мы променяли тогда своё первородство на чечевичную похлёбку. Всё остальное, что происходило с нами, лишь закономерное следствие того ключевого выбора. Выбора, который сделало подавляющее большинство душ в глубине своей свободы. Власть предержащие лишь наглядно отразили выбор большинства – это наше предательство, если быть до конца честными с самими собой.
    «Самая читающая нация» предала свою литературу и свою культуру. Да, нам грубо навязывали, вопреки спросу и вопреки всем «законам рынка»! т.н. «масскульт» (а по сути – антикультуру); мы помним, как постепенно вытеснялось и с книжных прилавков, и с экранов телевидения, и с киноэкранов всё подлинное и подменялось суррогатами, как вытеснялась одна система нравственных ценностей сначала сниженной фальшивкой, а затем – своей противоположностью. И всё-таки мы в тайной глубине душ дали согласие на это духовное и нравственное изнасилование. Я убеждён, что всё, происходящее с народом (включая катастрофу 1914-1917 годов), санкционируется большинством душ этого народа. И без такого внутреннего согласия никакая власть, никакая оккупация извне (идеологическая, экономическая или военная) ничего не сможет поделать с народом (пример тому – история Индии).
      Это существенный момент: чтобы действительно, а не на словах искать выход, нужно осознать собственную вину и личную ответственность за происходящее. Пока мы будем кивать на государственную власть или на внешних врагов, полагая, что причина падения вовне, а не внутри нас, нас будут пользовать. Такой инфантильный подход, очень свойственный, увы, нашей российской протестной оппозиции, и есть внутреннее (тайное) согласие на рабство. Только рабство снимает личную ответственность, перекладывая её на «злого господина», с которым можно бороться до бесконечности, имитируя за счёт него свою «свободу».
     Демократия в гуманистической модели социума осуществляется по факту. Не только формальные светские демократии, но и все диктатуры времён гуманизма есть не что иное, как аккумуляция вкусов середины, власть середины, диктат большинства, санкционированный этим большинством и отражающий его чаяния. Это надо трезво принять и не пытаться искать выход в формально-процессуальном плане, не уповать на безликий юридический закон, перед которым все якобы равны; не искать смысла в политических переодеваниях и пересаживаниях, ничего не меняющих по сути, но создающих иллюзию перемен и отвлекающих от действительных причин и главной проблемы. Главная вина секулярного общества – это выброс внутреннего пространства во внешнее, объективация духовной свободы во внешних достижениях, внешних знаниях и методологиях, ставших идолами. Ищется вовне то, что можно найти только внутри, – это очередная попытка построить братство без братьев, царствие Божие без Бога, внешний порядок без духовной иерархии ценностей, социальную гармонию без гармонии внутренней.
      «Тотальная безнравственность» – это самая тоталитарная, самая нетерпимая и самая лживая идеология, какую когда-либо знало человечество. Эту идеологию можно назвать «денежным тоталитаризмом», можно как-то ещё, но суть её – Пошлость, самая глубинная суть дьявольского вообще. Это конец великого кризиса гуманизма, закономерный итог безрелигиозного этапа (пока мы говорим только о минусах, но есть у этого этапа и свои великие плюсы, о них – во второй части). Корни нравственности в абсолютном, в Богочеловеке. Любая относительная нравственность, выстроенная на соображениях социальной пользы, мутирует в безнравственность, а в глобализирующемся человечестве она становится тотальной. Никакими внешними скрепами и формальными нормами не удержать энтропию нравственности в «рамках приличия», не предотвратить мутацию относительной нравственности в тотальную безнравственность. Если нравственное начало вырвано из мира Духа и Истины, оно лишается своего внутреннего Источника и начинает разлагаться, превращаться в физический, душевный и духовный разврат.
    Либеральная идеология учла ошибки тоталитарных систем, слишком внешне насильственных, грубых и очевидных. Она цинично делает вид, что её вовсе и нет, что это «свобода и демократия». Она действует как радиация, пронизывает весь быт человека, от неё не скрыться, не отгородиться на кухнях, как от предшественниц: либо будешь исповедовать её систему ценностей на деле (на словах можешь городить что угодно, никого не волнует), либо «сдохнешь» физически и без вмешательства НКВД и Гестапо (прошлый век, топорная работа). Так что насаждалась эта идеология в России 90-х совершенно сознательно. Тотальная безнравственность нужна денежному тоталитаризму как воздух (буквально!), чтобы оставить одно единственное, всепроникающее, самое тоталитарное из тоталитарных, потому что абсолютно безликое и обезличивающее орудие управления (структурирования) социума – власть денег, тиранию банков. Тотальная безнравственность – это необходимое условие превращения народа в быдло. И мы, увы, дали внутреннее согласие на этот «эксперимент».
      Мимикрия российского государства в 2000-х не более существенна, чем мимикрия советской России в 30-е после разгула 20-х; и точно так же закономерна исторически. Окончательный выбор идеологии был сделан этим государством в начале 90-х, и в эту идеологию входит тотальная безнравственность так же органично, как в марксизм-ленинизм входил атеизм. Уповать на государство в борьбе с тотальной безнравственностью и на подконтрольные финансовым рычагам СМИ бессмысленно. По сравнению с цензурой рынка любая цензура прошлого представляется детской игрой. Государство чуть подморозит слишком уж очевидный разлив низменной стихии, но управлять будет только через неё, а значит и подпитывать будет именно её: никакой денежный тоталитаризм невозможен в народе, духовно и нравственно свободном, имеющим внутри своего соборного духа незыблемую вертикаль ценностей и качеств. Точно так же обманчива надежда на политические переодевания, на смену государственной элиты на демократических выборах. Это ложная надежда, которой вводит людей в обман так называемая протестная оппозиция, льющая воду на ту же мельницу духовных подмен, что и государственная власть, с которой якобы эта оппозиция борется (борется во имя своё).

Гуманизм подошёл к своему историческому и космическому концу, как в своё время подошла к концу античность, а потом средневековье. Марксистская, буржуазно-гуманистическая модель мировосприятия, с её альтернативами «капитализм-социализм», по сути ничем не отличающимися друг от друга, обанкротилась и не подлежит реанимации. Примат материального над духовным, экономики и политики над культурой – это жизнеопределяющий вектор данного мировосприятия; всё остальное уже частности. Модель гуманистических демократий себя изжила, а все диктатуры, вспыхивавшие, как корь, внутри неё, являлись теми же демократиями по фактическому, а не по формальному признаку. Мы живём в период агонии этой модели, поэтому видим разрушение всех скреп, всех перегородок, всех её ценностных иерархий.
     И поэтому так цепляется за ускользающую жизнь данная модель социума, отсюда вся неслыханная тоталитарность её идеологии, её судорожное стремление удержаться на плоскости и свести всё на свете в плоскость, всё уравнять, кроме денег. Этим и искушает толпу – все равны: американская мечта – любой может, если захочет. Отрицание избранности, таланта, который не голосованиями даётся и не успехом и не деньгами структурируется, – это и есть подмена обслуживающим персоналом, менеджерами призванных (Ваш пример, Нонна Александровна, с подменой учителя  «менеджером, оказывающим образовательные услуги», – очень характерен, типичен). Если в человеке вытравлено сакральное, на пустое место приходит не секулярное, но инфернальное. У человека есть дух, и этот факт не отменить никакой идеологией, никакой психологией. А дух может жить только в Боге или проваливаться в Ад. Удержаться на плоскости мира сего наша бессмертная природа не может – не вмещается.
     Искушение духовным равенством, свободой от Выси и от Качества – самое главное искушение гуманизма, самый сильный из соблазнов буржуазной демократии. Противостоять ему могут лишь единицы. Но самое печальное, что этот же соблазн, доведённый уже до последнего предела, может быть использован в той идеологии, что готовится сейчас инфернальными силами в качестве глобальной альтернативы обанкротившейся системе ценностей. Либерально-рыночная идеология – богоборческая в самой сути, в самом своём отношении к миру и к человеку, но она не доведена ещё до мистического и космического богоборчества, это дело будущих демонических доктрин. Нынешний денежный тоталитаризм – лишь судорожная и безнадёжная попытка хоть как-то структурировать расползающийся хаос обезбоженного мира. Как заклинания над бездной звучат речи верующих в юридического идола, как мольба своему Богу, пред которым все равны: «закон, закон»… Как это похоже на конец античности!
      Для новых семян духа нужно создать почву. Тотальная безнравственность – это перегной. Гуманизм, начав с десакрализации мира и самоутверждения человека, пришёл к дегуманизации и бестиализации. Об этом столько написано гениями золотого века русской философии , и столько мы видели страшных уроков истории, подтверждающих «диалектику формальной свободы», что продолжать верить в гуманистический путь развития стало совершенно невозможно.

II. Где выход.

Выход не вовне, не в формальном, но в сущностном. В космическом и мистическом плане. Выход – в глубине и в Выси. Выход из имитации и фальсификации только в подлинном и в творческом. Из фантома формальной свободы – выход в свободе содержательной. Подлинное наше освобождение – в религиозно оправданном творчестве, в диалоге великих традиций. Это вектор Новой Эпохи. Безболезненным переход к ней уже не будет, шансы на такой переход, увы, были упущены во второй половине XX века. Новый исторический и космический этап предрешён, как был предрешён переход от античности к христианской цивилизации и как неизбежен был переход от средневековья к творческой эмансипации человека – главному благу гуманизма. Но внутри этого этапа уже накопилось своё зло, своя ложь – и переход к «Новому средневековью» предрешён в космических и мистических глубинах бытия. А вот насколько катастрофическим или эволюционным (хотя уже и не безболезненным) этот переход будет, зависит от нашего человеческого фактора, от внутреннего выбора каждого из нас. И также зависит только от нашей тайной свободы, каким станет великий синтез – содержательным, гармоничным, творчески наполненным или формальным, обезличивающим и уродливым.
   Загнивание, разложение, всесмешение – закономерный фон конца любой большой исторической эпохи. Но выход нельзя найти внутри самой этой эпохи, выход из кризиса гуманизма не в гуманизме. Гуманистический этап кончился и воскресить его невозможно. Кончился и капиталистический этап, и материалистический социализм, как одно из его ответвлений. Никакой синтез капитализма-социализма не является выходом из глобального кризиса гуманизма: такой синтез находится ещё внутри ценностной системы гуманизма. Вера в примат экономики и политики над духовной культурой себя изжила. Человечество вступает в совершенно новую общественную формацию, никакими марксистскими схемами не описанную.
      Уповать в борьбе с тотальной безнравственностью на союз государства и церкви тоже нет смысла. Демократическое государство подчиняется идеологии, жизненно заинтересованной в тотальной власти денег (нет других действенных рычагов у этой машины!), и никогда такое государство не будет бороться против себя самого. Я имею в виду демократическое государство – по западному лекалу, а не только различные его вариации с национальными особенностями. Насколько такое государство истинно демократическое – отдельный вопрос, но в качестве всемирного идеала демонстрируется именно нынешняя западная его модель. Уповать на помощь такого государства в борьбе с его же духовной сутью нелепо. Уповать можно только на творчество снизу, в том числе и на возрождение творческого духа внутри Церкви.
     Только охранение традиции или возвращение к традиции бессильно преобразить социальную жизнь. От глобальных вызовов времени уже не укрыться за стенами ни одной великой традиции. От Церкви мир ждёт творческого ответа на свои вопросы, духовного возгорания и возрождения, прерванного смертью о. Александра Меня, открытого диалога с культурой и наукой, с другими церквами и культурами. Не дипломатического диалога, но сущностного. Только творчески воспламенившаяся изнутри церковь сможет повлиять на социум, а через него – и на государство. Примат нравственности и духовности над экономикой и политикой должен быть не только осознан, но воплощён на практике, что невозможно без дружеского раскрытия Церкви навстречу культуре. Встречное движение со стороны культуры символизирует вся русская религиозная философия и в частности Даниил Андреев.
      Роль СМИ колоссальна в современном мире. «Будь у нас другое телевидение – мы бы жили в другой стране». Эта формула сколь категорична, столь и действенна: духовное первично, а не наоборот, как нам внушали век за веком адепты буржуазного мировоззрения, считающего реальностью только низменные инстинкты и потребности (рыночного или социалистического разлива – не велика разница). Слишком долго человечество играло на понижение, пришла пора вспомнить о Выси. Слишком долго пафос равенства искушал (и иссушал!) нас своею доступностью. Но уповать на то, что государство само начнёт преобразовывать СМИ, утопия. Государство, как и СМИ, подчинено рыночной идеологии, а не каким-то «объективным экономическим законам», которых не существует в природе. Эти «объективные законы», как и все юридические процедуры, лишь функция направленности духа и актуализация веры большинства. Государство и СМИ уже арьергард, а не авангард. Они никуда не денутся и подтянутся, когда снизу зародится Новое Слово. Ждать от них Нового и даже возвращения к Традиции – бессмысленно: на этом поле уже ничего не растёт. Пример с ЕГЭ, приведённый статье, очень характерный. ЕГЭ – ещё один способ творчески обескрылить нацию. Такие вещи случайными не бывают, и ждать от инициаторов ЕГЭ поддержки в духовном возрождении нации, на деле, а не на словах, очень и очень наивно.

Из всех СМИ на сегодняшний день самое свободное от контроля государства и власти денег и самое способное на творческий ответ вызовам времени – это интернет. И не только в свободе его новизна, но в сетевой структуре и в интерактивности. Именно интернет может снизу дать творческий импульс развитию социума, смоделировать новые структуры и новые культурные связи. Интерактивность этой среды как нельзя лучше способствует взаимопроникновению различных сфер. Только от качества диалога культуры, религии и науки зависит содержательный вектор нашего будущего.
   Творчески осваивать интернет наш долг. Если после культурной катастрофы начала 90-х главной задачей личности была задача сберечь свой «огонёк бытия», не разменять на бытовую мелочь свободу, не утонуть в мальстриме тиранических вкусов растерявшего все нравственные ориентиры большинства, то теперь всё яснее становится следующий шаг – налаживать связи между уцелевшими «одинокими огоньками». Эти связи и станут зачатками фрактально-сетевой структуры новой культуры, культуры синтеза и диалога. Сначала появятся «островки», а потом и «континенты» соборного творчества. Содержательный синтез гуманистической и средневековой моделей – вот путь, по которому надлежит пройти как отдельному художнику, так и большим культурным, научным и религиозным организмам.
     Наша интерактивная книга – лишь песчинка, маленькая творческая лаборатория новой эпохи, но та песчинка, которой хочется посвятить оставшуюся часть жизни. И передать начатое дальше… Это к вопросу о возрождении семейных традиций, затронутому в Вашей статье, Нонна Александровна. Снизу, а не от государства надо ждать духовного возрождения. Тем более что мы давно живём в перевёрнутой культурной пирамиде. И в этой перевёрнутости есть свои плюсы, есть не только дьявольская ложь, но и Божий Замысел. А в какую сторону качнётся неустойчивая пирамида – разрушится ли она при падении или внутренне преобразится, зависит от силы горения каждой отдельной души и от способности этих душ к диалогу, к соборному творческому акту.
     Тирания середины всегда приводит к деградации, к сползанию этой середины всё ниже и ниже – это закон повышения энтропии. Только аристократическая Высь может противостоять демократическому большинству и вытягивать его из болота обыденности на воздух, только свободная власть качеств, а не обезличивающий диктат количеств. Можно и в интернете создать модель антикультуры, модель дьявольскую. Здесь очень тонкая грань. Выбор между фальшивым и подлинным – главный выбор нашего времени. И самый насущный, и самый сущностный из всех. Поэтому так часто повторяются в моих текстах оппозиции: «фальшивое-подлинное», «имитация-творчество». Вывески, декларации и лозунги уже ничего не значат. Девальвация слов и есть дьявольское семя в культуре. В Сети идёт борьба за Слово Живое. И мы обязаны показать, а не рассказать, каким хотим видеть наш мир и наше общество, какой атмосферой хотим дышать. Показать собой, своим творчеством и своим окружением. И этого достаточно, остальное не в нашей власти. Но нам помогают и нас видят. Память мира творится и нашей памятью. Выход из тюрьмы, как и сама эта тюрьма, только внутри нас. И нет ничего в мире прочнее, свободнее, действеннее и долговечнее, чем воздушные замки нашего творческого духа.

P.S. Ещё раз спасибо Ноне Александровне за глубокую, искреннюю и неравнодушную работу. Мой отклик на неё – импровизация, не претендующая ни на какую полноту и систематичность, но лишь один из способов расширить диалоговое пространство, начать творческое обсуждение (осмысление). В общем – запустить процесс…

И закончу пушкинским стихотворением:

(Из Пиндемонти)

Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Всё это, видите ль, слова, слова, слова.
Иные, лучшие мне дороги права;
Иная, лучшая потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа –
Не всё ли нам равно? Бог с ними.
                                                           Никому
Отчёта не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права…

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 30 Ноябрь 2014, 09:20:28, ВОЗ»

ОффлайнГеннадий

  • В Ясной Поляне
« #3 : 05 Октябрь 2012, 09:35:39 »
Уважаемая Нонна Александровна! Ваша статья вновь привлекает наше внимание к проблеме нравственности и духовности. Вы разрешите опубликовать её в очередном Томе проводимой мною конференции в моём портале: http://conf.genmir.ru?

Геннадий Мир (Геннадий Мирошниченко)
«Последнее редактирование: 30 Ноябрь 2014, 09:15:55, ВОЗ»

« #4 : 14 Октябрь 2012, 03:21:40 »
Нонна Александровна, тоже хочу Вас поблагодарить за своевременную и неравнодушную статью. Прочитала еще в тот день, как Вы ее разместили: заглянула в ветку, начала читать и уже было не остановиться... Легко, четко и ритмично написана статья. Как будто не публицистику читаешь, а по душам разговариваешь.

Но впечатление от статьи было не равномерным. Можно даже график нарисовать, по синусоиде получится. Я имею в виду силу воздействия. (Текст-то весь цельный и качественный.) И самое интересное, я чувствую, что такой график бы отразил и эффективность предложенных Вами мер. Например, когда Вы писали про культуру нашей родины, про то, что мы ее забываем, про православную традицию, это настолько трогательно, что иногда даже слезы подступали. Вот именно такие тексты и есть лучшая помощь, потому что чтение подразумевает абсолютную свободу читателя, и только через свободу можно добиться по-настоящему серьезных перемен. Все перемены в обществе суть перемены в сердцах человеческих. Что трогает сердце, то и лучшее лекарство. Самое действенное - это защищать свою кочку, помогать родственным душам да и просто людям, которые тоже искренне пытаются что-то сделать, сберечь идеалы - как свои, так и идеалы культурные, исторически сопутствующие развитию нашего народа. Уровень культуры страны отражается в атмосфере, которая правит в стране в данный момент. Создать вокруг себя атмосферу доверия, необходимую для воспитания всего талантливого и уникального, относиться с открытым сердцем к людям, - это уже зажечь свечку в общем храме, сделать его светлее и теплее.

Другие части статьи оказались внизу синусоиды и по трогательности, и, соответственно, по эффективности.

Помню ощущение целомудрия от Вашей статьи. Этого живительного чувства так сейчас не хватает в русской атмосфере. Целомудрие - основа любого подлинного чувства и любого подлинного творчества. Целомудрие в широком смысле – как сосредоточение сил, как концентрация на своем выборе, как состояние души, противостоящее своеволию, то есть именно такое состояние души, при котором она может быть свободна. Взбудораживание инстинктов лучше всего превращает людей в стадо, потому что кастрирует души, они лишаются способности творить, теряя целомудрие. Самое хитрое рабство – объявить, что все дозволено!

Но когда можно все, скучно. От переизбытка незначащих штрихов любая жизнь превращается в черный квадрат.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран

« #5 : 22 Ноябрь 2012, 10:43:29 »
В.В. Розанов.

Вот уже более двух веков минуло, как великий завет Спасителя: «ищите прежде Царствия Божия и всё остальное приложится вам» – европейское человечество исполняет наоборот, хотя оно и продолжает называться христианским.

Внимание к внешнему, став безраздельным, естественно углубилось и утончилось; последовали открытия, каких и не предполагали прежде, настали изобретения, которые справедливо вызывают изумление в самих изобретателях. Всё это слишком объяснимо, слишком понятно, всего этого следовало ожидать ещё два века назад. Но слишком же понятно и другое, что с этим неразъединимо слилось: постепенное затемнение и, наконец, утрата высшего смысла жизни.

Необозримое множество подробностей и отсутствие среди них чего-либо главного и связующего – вот характерное отличие европейской жизни, как она сложилась за два последние века. Никакая общая мысль не связует более народов, никакое общее чувство не владеет ими, – каждый и во всяком народе трудится только над своим особым делом. Отсутствие согласующего центра в неумолкающем труде, в вечном созидании частей, которые никуда не устремляются, есть только наружное последствие этой утраты жизненного смысла.

Всё сумрачное, безотрадное, неудержимо влечёт к себе современное человечество, потому что нет более радости в его сердце.

Века слишком большой ясности в понятиях и отношениях, привычка и уже потребность вращаться сознанием исключительно в сфере доказуемого и отчётливого, настолько истребили всякую способность мистических восприятий и ощущений, что, когда от них зависит даже и спасение, она не пробуждается.

_______________________________________________
Роза Мира не является новой религией и новой культурой,
но ансамблем и диалогом религий и культур.


Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика