Кавказ: история, мифы, предания, эпос
Прикаспийская Гунния. Страна Беленджер

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

ОффлайнMaginhard Avars

  • Krieger ohne Schlaf
Прикаспийская Гунния. Страна Беленджер


ДЖОР. БОЛАНДЖОР
(историко-этнографическое исследование)

Юсиф Джафаров об этнониме "баланджар"

Согласно сообщению арабского историка, банджары, баланджары и аланы соединились для вторжения в страну Хосрова Ануширвана и выступили в Армению, чтобы подвергнуть её население грабежу. Их путь туда пролегал по ровной удобопроходимой территории, и на первых порах Хосров не обращал внимания на их действия, но как только они вступили в его страну, он направил против них войска, которые уничтожили всех, за исключением 10 тыс. Эти последние были захвачены в плен и расселены в Азербайджане и прилегающих областях. <здесь автор даёт сноску, к воторой указывает: замечание Табари о "ровной удобопроходимой" территории ясно указывает на путь кочевников по равнинному Дагестану к Дербентскому проходу>. Остановимся подробнее на этом сообщении. В литературе уже давно и не без основания читают "хазары" вместо "абхазы", а в этнониме "банджар" усматривают арабизованную форму этнонима "булгар". Гораздо больший интерес вызывает этноним "баланджар", впервые в арабской историографии упоминаемый во время Хосрова Ануширвана. В арабских источниках, освещающих период арабо-хазарских войн VII-VIII вв., этот термин одновременно обозначал название области, города и реки. По заключению исследователей, город Баланджар (Беленджер) арабских авторов был расположен на Среднем Сулаке, недалеко от г. Буйнакска и идентичен столице гуннов "великолепному городу Варачану" Моисея Каланкатуйского и "Вараджану" Армянской географии VII в. Город Варачан-Вараджан он же Баланджар в VII в. был столицей "царства гуннов" в Северном Дагестане (Джидан или Сувар арабских авторов), население которого состояло из сабир и барсил, а позднее, во время арабо-хазарских войн, этот город стал известен как сильная хазарская крепость, названная у Табари Булкар. С другой стороны, топоним Варачан-Баланджар представляет собой один из вариантов этнонима "барсил", что легко увязывается с названием страны барсил - Берсилией (Барсалией) и также даёт основание считать, что этноним  "баланджар" у Табари, по-видимому, есть арабизованная форма этнического имени барсил... Здесь же отметим, что этноним "банджары" (булгары), упоминаемый у Табари, по-видимому, отражает не одно конкретное племя (в данном случае булгар), но охватывает целую группу булгарских племён (хазар, барсил), поэтомуего следует понимать в более широком смысле.
(Юсиф Джафаров. Гунны и Азербайджан. Азер. гос. изд. Баку.1993.С.87 ISBN 5-552-00849-9)

Замечание Табари о "ровной, удобопроходимой" наводит нас в данном случае на иранское прочтение термина джор/джар. И никакого случайного созвучия здесь быть не может.

А.Р. Шихсаидов полагал, что одно из прежних названий Дербента - по другим данным, он находился в 18 км. от Дербента- Чор "по-армянски означает ущелье". По мнению А.Л.Новосельцева, этот топоним восходит к ягнобскому языку Памира, в котором чор означает "узкое ущелье"
(ссылки на литературу и источники см.: Гейбулаев Г.А. К этногенезу азербайджанцев. Баку. "Элм". 1991. 113)

В Древнеиранском словаре Бартоломэ, чарана- Ackerfeld, Feld, Gefildе ("поле", "пашня", "нива"), среднеперс. (пехлеви) чиhр(аг) "seed,origin,nature,essence": ав. чIер "поджаренные хлебные или кукурузные зёрна", чIор "стрела,черенок плодового дерева", лезг. чIере "лоза", чIур "пастбище" . Представлено, по-видимому, и в афг. джар. "чаща"(с церебральным "р").Сюда же венг.  csira (чтение: чира) "зародыш, зачатки",cserje "куст,кустарник". В пользу исконности для нахско-дагестанских языков говорит наличие аффрикаты "чI" как в аварском, так и лезгинском. Кроме того, в китайском cha (чтение: "ча" с восходящим тоном) "стерня,стернь" (=ав. чIар ). К аварскому чIар "сорная трава,сорняк",как мы видим, примыкает и афг. джар. с подозрительным для иранских языков церебралом. В тур. (разг.) чир "засушенные плоды некоторых фруктовых деревьев", чер  "что-л. произведённое случайно, без должного внимания и терпения", чер чёп "щепки, стружка, осадок, ", чайыр "низменность с обильно растущей травой, луг".

Сюда же: перс. чаридан "пастись", чалидан "идти", афг. царедыл "пастись", бел. чарагъ "бродить, пасти скот", курд. чарин "пастись", пехл. ви-чар "пребывать", чарагъ "пастбище"...(Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Изд. Академии Наук СССР. Москва-Ленинград.1958. Т.I.С.303)

Топоним "баланджар" состоит из двух иранских компонентов "боланд" (.т.е. длинный) + "джар/джор". И Дербентский проход и населённый пункт в Апшероне (Азербайджан) - Баладжары топографически соответствуют характеристике "узкий проход на равнине (покрытый дикорастушими злаками, а равно - бурьяном, стернью и т.п. )". Иранской основе чар- в аварском языке имеется убедительное соответствие - цIор "1.степь, целина; 2. Закавказье; река Алазань". Уточним также, что звонкая аффриката "дз" характерна для восточноиранских языков. Тем не менее, каких-либо сомнений в исконности аварской формы у нас нет. Мы можем лишь предположить, что перед нами один из типичных примеров прасеверокавказских заимствований в праиндоевропейский.

Согласно Юсифу Джафарову: "С другой стороны, топоним Варачан-Баланджар представляет собой один из вариантов этнонима "барсил", что легко увязывается с названием страны барсил-Берсилией (Барсалией) и также даёт основание считать, что этноним  "баланджар" у Табари, по-видимому, есть арабизованная форма этнического имени барсил...".Ничего подобного! Автор переворачивает  Наоборот - "булгар" и есть "боланджор". В арабской традиции второй компонент иранского топонима "боланджор" должен был отражаться как "джр". В мальтийской латинице джор/чжор соответствует gor (с точкой над "g"). Мальтийский язык - один из семитских языков южно-центральной группы и в отличие от турок и некоторых других мусульманских народов, мальтийцы лучше чувствуют, глубже осознают семитские языки, кроме того, с принятием христианства, в мальтийский вошло большое количество итальянских слов, прежде всего - сицилийского происхождения. Передача "чж/дж" через латинскую литеру "g" характерно, кстати, и для итальянского языка. Арабы переиначили среднеперсидское название парфянской Атропатены/Атрапакана - Adharbadagan в "Азербайджан". Если исходить из логики утвердждения Юсифа Джафарова, то получается, что этноним болгъар/булгъар в результате арабского языкового влияния получил новое звуковое оформление - "баланджар". Но ведь в тюркских языках "булгар" звучало как "болгъар/булгъар", где срединное "-гъ-" является глухим фрикативом, представленным также в нахско-дагестанских, арабском, готском, новогреческом и др. языках. Тюркское "болгъар/булгъар" в арабском вообще не могло звучать как "баланджар/боланджор". Последнюю форму они могли усвоить исключительно через посредство иранских языков. В таком случае, зачем самим иранцам (прежде всего - персоязычным) понадобилось "болгъар/булгъар" переиначивать в "баланджар/боланджор"? И последнее, - хазарский город "Беленджер" есть тот же самый "боланджор". География распространения этого топонима указывает на Прикаспийскую низменность с прилегающие к западу от неё земли.


С.А.Плетнёва о Беленджере

Большинство открытых в Дагестане в наши дни поселений было укреплено мощными рвами и глинобитными, саманными или сложенными из рваного камня стенами.Идентификация этих древних городищ с названиями хазарских городов, перечисляемых в различных источниках,вызывает в науке горячие споры. Одни учёные идут по пути максимального сокращения количества городов, приписывая разные наименования одному городищу, одному населённому пункту (например, чаще всего утверждается, что столица древнейшей Хазарии называлась и Варачан, и Беленджер, и Семендер),другие,наоборот,считают,что разные городища можно отождествлять с одним названием. Плодотворной представляется попытка идентификации древнего Беленджера с известным ещё в XIX в. городищем у села Чир-Юрт на реке Сулак в Дагестане. Городище это расположено у выхода реки из предгорий на равнину. Размеры древнего города очень значительны - около 16 тыс. кв. м. Со стороны поля он укреплён грандиозным рвом и стеной, достигающей 10 м. мширины, сооружённой из камня и саманных кирпичей с прослойками камыша, игравшими роль мягкой подушки при землетрясениях. Стена снабжена полукруглыми выступающими башнями. Кроме них, с ней перемычками соединены круглые выносные башни, основанием для которых служили громадные насыпи - курганы. О мощных укреплениях Беленджера писали арабы. Табари отмечал, что с башен этого города хазары нанесли арабским войскам большой урон.

Чир-Юрт закрывает вход в плодоносную долину Сулака, которая была чрезвычайно плотно заселена в эпоху раннего средневековья. В этой долине на протяжении всего 10-15 км. обнаружено 12 укреплённых и неукреплённых поселений. В арабских источниках нередко город Беленджер  именуется "страной". или "владением" Беленджер (буквально "много городов"). Армянские авторы называют Беленджер Варачаном и полагают, что город этот - столица Берсилии. Слово "Беленджер", если считать его иранским, состоит из двух частей - "боланд" и "джор", что означает "длинный" и ""расселина". Именно так и выглядит "страна" Беленджер. Видимо, река Сулак в древности также называлась Беленджер (d 723 г. арабы взяли Беленджер, и арабский военачальник приказал пленных утопить в реке Беленджер, так как их оказалось слишком много. Единственная река в Дагестане, в которой можно утопить людей, - Сулак. Основные реки - мелкие и широкие, с каменистым руслом).
(Плетнёва С.А. Хазары. М. "Наука.1986.С.24-26)

Обратите внимание на то что 1. Чир-Юрт закрывает вход в плодоносную долину Сулака, 2.Слово "Беленджер", если считать его иранским, состоит из двух частей - "боланд" и "джор", что означает "длинный" и ""расселина". Именно так и выглядит "страна" Беленджер. По мнению Юсифа Джафарова в Берсилии проживали  "булгарске племена (хазары и барсилы)", между тем, он же пишет о булгарских племенах как отюреченных сако-усунях (т.е. принадлежащих к иранскому кочевому кругу), слившихся с уграми и хуннами:
"По мере своего продвижения на запад и северо-запад, в Среднюю Азию, разгромленные в Монгоии китайцами и кочевыми племенами сяньби остатки северных (или западных) гуннов включили в свой состав часть отюреченных ими сако-усуньских племён среднеазиатского междуречья" (Юсиф Джафарв. цит. соч. С.19).
Византийские источники не упоминают ни Казахстана, ни Поволжья, ни какой-либо другой территории в качестве родины булгарских племён. Всех булгар (как и хазар, барсил) они выводили из страны Сарматии, земли Берсилии.
"С именем барсил византийская историография связывает название страны - Берсилии (Берзилии), которая распологалась, по мнению исследователей, в северо-западной части Прикаспийской низменности, на территории Северного Дагестана, т.е. именно в том самом районе где...помещает гуннов Дионисий Периегет. По сведениям Феофана и Никифора, Берсилия являлась родиной хазар: "Хазары - великий народ, вышедший из глубин Берзилии, (страны) первой Сарматии", - пишет Феофан". (там же.С. 15-16).

Для того, чтобы изначально чужой для тюркоязычных племён и народов Северный Кавказ вообще, и Дагестан в частности, мог считаться одной из родин носителей тюркской речи, необходимо время. Так, например, норманны-скандинавы забыли родной язык и перешли на французский, примерно, в течении 200 лет. Выходцы из Алтая, Казахстана, Западной Монголии в составе неоднородных по языку и происхождению племён, но с преобладанием тюркской речи в качестве языка-посредника, на территории Дагестана , прежде всего, "накрыли" иранцев". Они воевали прежде всего с ними, и победив прибирали к рукам их земли, естественно, на правах победителей. Впоследствии более поздние пришельцы ассимилировались с местными. И вовсе не случайно, часть историков полагает, что сам этноним "хазар" не имеет никакого отношения к тюркскому корню со знаением "кочевать", являясь проиводным от персидского hаьзар "тысяча". То есть просто о воинском контингенте - "тысячи". Так, например, называются до сих пор перешедшие на фарси-кабули (дари) потомки монгольских орд, проживающих на севере Афганистана - хазара.

Булгары, барсилы, хазары - часть истории прежде всего Дагестана и Прикаспийской низменности, а вовсе не какого-то абстрактного "тюркского мира", реальными представителями которого являются, разве что, казахи и близкие им этносы. Прикаспий, Сулак, Северный Дагестан - именно здесь они сложились и выкристализовались как этносы. и всё что с ними связано, действительно, носит отпечаток Дагестана.


Maginhard Avars - Krieger ohne Schlaf
«Последнее редактирование: 28 Сентябрь 2012, 14:26:41, Maginhard Avars»


Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика