Индия - мир в миниатюре
Моя Индия (история одного путешествия)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Казус "Осторожно на поворотах"

Еще в сентябре мы отыскали курсы фарси в Иранском Доме. Сейчас занятия уже закончились. В большинстве своем группа состояла из индийцев и кашмирцев (которые тоже индийцы, но особой породы, ибо обычно они обожают глубокомысленно заявлять: "Я не индиец, я - кашмирец!" А еще: "Кашмир - это рай на Земле..." Из принципа теперь не хотим туда ехать!). Так вот на днях Даше на фэйсбуке внезапно написал некто едва знакомый (не помню, чтобы и парой слов обмолвились с ним, а уж как он выглядит - и подавно) из нашей группы: "Дария ("дария" на хинди значит "река", а на фарси - "море", поэтому Даша свое имя нашим восточным друзьям говорит именно в таком виде, с ударением на последний слог), что Вы делаете сегодня? Не хотите со мной встретиться?"

За год у нас уже выработался иммунитет к назойливому мужскому вниманию, а также схемы и приемы, как это внимание стойко отражать. Естественно, Даша отвечает: "Нет, я не могу, есть дела, да и мы недавно приехали, устали с дороги, самочувствие не очень..." Знакомец не растерялся: "А как насчет завтра? Завтра Вы свободны? Сможете увидеться со мной?" И едва Даша прокрутила в сознании еще ряд возможных неопровержимых причин своей занятости на завтра, да и вообще на неделю вперед, как индиец продолжил свою скромную речь: "Понимаете, я хочу экспортировать в Россию чеснок..."

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 06 Июля 2013, 02:16:13, Саша»

Сей анекдот породил импровизацию в стихах "о чесноке и девушках, тайной цели и средствах". Импровизация быстро и вдохновенно перешла в "Стихопляс".

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 29 Ноября 2014, 04:09:14, ВОЗ»

Если, это всё читая, улыбнётся автор нити,
Значит шутки не напрасно здесь шутились. Извините.
Значит, можно спать спокойно - цель достигнута вполне.
Что ж до спора... Бог с ним, спором. (На войне как на войне)


Путинцева Т
«Последнее редактирование: 06 Июля 2013, 04:48:53, КАРР»

(На войне как на войне)
А война была во сне...

А моё тут резюме:

Каждый видит  между строк
(кто девиц, а кто чеснок)
ровно столько, сколько бог
подарил ему дорог.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 06 Июля 2013, 05:04:50, Ярослав»

"Когда на сердце тяжесть и холодно в груди...", прогуляйтесь в одиночку по вечерним улочкам старого Дели... Мне несколько раз было невосполнимо жаль, что в Дели нет набережной - идеального места в Петербурге, где можно провести романтичный закат (или рассвет) в компании со своими мыслями. И тут буквально сегодня, запыхавшись, в голову ворвалась идея: Старый Дели! Да-да, тот самый Старый Дели, которого я так поначалу боялась, да-да, та самая станция метро Чандни Чоук, где снаружи мы не выдержали и пяти минут (события первой недели нашего пребывания в Индии).

Но теперь все иначе. Эти улицы старого города - жизнь без покрывала чопорных бытовых приличий. Эти улицы - не набережная, а сама река - река животного труда, ритмы пульсации разнообразных мышц человеческого тела:  голеней и бедер вело-рикш всех возрастов; рук, таскающих ежедневно неимоверное количество каких-то железных брусьев; шей, когда на голове мини-склад из пяти-шести ящиков.

Карие, черные - огромные! глаза в загорелой оправе морщин, просто "едоки картофеля"  Ван Гога, красота ужасной жизни, выжимающей твое тело, вращающей плоть по ускоряющемуся кругу дребезжащей, потной, не устающей сансары. И вперемешку (хотелось написать вверх тормашками - фактически неверно, но впечатление передает) - полная палитра индийского фастфуда: жареная на углях кукуруза, порезанные кубиками фрукты с какими-то вонючими специями (индийцы очень странного мнения о том, как употреблять фрукты в пищу: обычно они их режут кусочками, раскладывают понемногу на бумажные блюдца, посыпают солено-острыми специями и едят, нанизывая на подобие зубочистки, так же, кстати, поступают и с огурцами), мороженое, а еще бесчисленное множество видов огненно-острой еды, жареной в масле, свежевыжатые соки (в них тоже по умолчанию сыпят специи, поэтому заказывая, надо быть начеку: "Пожалуйста, без соли! без специй!") из фруктов всех мастей надлежащего сезона, тут же - сок из сахарного тростника. Лавочки яркой, расшитой бисером и стразами одежды, каких-то дешевых плакатов-"портретов" богов, цветочных гирлянд... Мусор, лужи, толпа - людей, машин, рикш, коров, собак. Периодически - запах мочи и открытые писсуары на обочине. В мусульманских кварталах - пахнет живыми и запеченными курицами и, возможно, другими животными. По соседству - более уравновешенные магазины бытовой техники, электроники, сантехники, книжные лавки. Потом - целые ряды одеял, покрывал, сандалий, сумок, безделушек, дешевых, неукротимо блестящих украшений. Лавки мусульманской одежды и символики. Мужчины и юноши в плетеных белых шапочках, белых куртах и шароварах (позавчера, кстати, начался Рамадан), женщины - в шальвар-камизах, сари, бурках; дети, с подведенными сурьмой глазами и похожие на вампирчиков.

Никогда не была в Джаму Масджид (построена в 17 в. по указу Шах Джахана - основателя Тадж Махала) - самой большой мечети Индии. Сегодня решила попытать счастье. Мы пробовали туда пойти еще в конце августа - начале сентября, но тогда полил дождь...

Индия. Дели. Джама Масджид

Индия. Старый Дели

Индия. Старый Дели

Индия. Дели. Джама Масджид

Все вокруг говорили что-то непонятное: "туда нельзя, здесь не ходи, обувь сними, обувь забери", - мы сочли это поводом побыстрее смотаться с нашей возлюбленной Чандни Чоук (хорошо помню, что был понедельник, мы собрались и с утра поехали - куда? в Красный Форт, конечно! Но по понедельникам почти у всех музеев Индии выходной, Красный Форт оказался конформистом).
Индия. Старый Дели. Красный Форт

Попытка номер два увенчалась успехом, но не сразу. Пройдя через рынок, я вышла к главному входу в Джаму Масджид. Поднялась по лестнице - обители калек, сумасшедших и просто голодных попрошаек, сняла тапки (индийские родные тапки, весь год в них хожу, другая обувь оказалась непопулярной. А вот у Даши такие незаменимые тапки украли в поезде, когда мы возвращались из Джайсаламера. Мы долго думали над причиной этой нелепейшей из краж: стоит столь нерасчетливо портить себе карму из-за грязных старых тапок? Накануне мы еще почти со всем вагоном разговорились на хинди, тут же ехала индийская туристическая группа - "предводитель" сразу пригласил в гости в какой-то городок в Харьяне, дал поговорить со своей женой по телефону, потом кормил "казенным" ужином и завтраком... Когда мы рассказали про наши приключения Прадьюмне, он высказал предположение, что тапки кто-то просто взял на память... о такой чудесной встрече с белыми обезьянами, говорящими на человеческом языке)... все вроде было хорошо, но на входе меня останавливает индиец и заявляет, что я должна купить билет за 300 рупий! Я читаю правила - вход свободный, билет нужен только для того, чтобы фотографировать. Я говорю, фотографировать не собиралась, хочу в храме посидеть. Он: "Оставьте камеру в отеле и возвращайтесь, правила для всех одинаковые". Я ему закатываю истерику, что еду с другого конца города, что ехать полтора часа, - не действует. Ну, видимо, не судьба. Забираю тапки, обижаюсь на всех мусульман и гордо ухожу. Минут через пять, смирившись и реабилитировав мусульман, достигаю угла, думаю, куда повернуть: налево, направо... тут подходит ко мне юноша, мусульманин и одетый в традиционную одежду, и сразу начинает на хинди: "Вы с того входа не заходите, там вечно денег просят, там люди нехорошие сидят, Вы - вооон с того попробуйте зайти, прямо и налево." "Спасибо!" - невозмутимо отвечаю я и следую совету.

Откуда этому мальчику стало известно про мою неудачу? Вроде и подошел с другой стороны... Но в Индии я подобным вещам не удивляюсь. Уже. Поначалу так очень было весело. Когда мы с Дашей первый раз выбрались за пределы Дели и сидели в забегаловке на берегу Ганги в окрестностях Ришикеша, обсуждая на русском, куда пойти дальше, вдруг продавщица, до этого поглощенная своими делами, оборачивается и говорит (не по-русски, естественно): "Вон там у святыни от главной дороги поднимается тропинка в лес, не бойтесь, пройдите по ней, выйдете к водопаду." И, действительно, вышли! И даже искупались.

На этом входе дедушка предупредил меня, чтобы я тапки забрала с собой, а то украдут. Для меня - еще одно удивление, как это - обувь в храм взять! В индуистские, джайнские и сикхские - не разрешают, обувь сама по себе оскверняет, а в мечеть, оказалось, можно. Иду спокойно дальше. Вдруг другой индиец спрашивает, есть ли у меня камера в сумке. Врать неохота, говорю, что да. Он начинает объяснять про билет. Я - в свою очередь - про другую часть города и что фотографировать не собираюсь, что если хочет, пусть мою сумку подержит пока (естественно, блеф, никакую сумку я бы никому  "подержать" не отдала), а мне надо в храме посидеть... Не думала, что сработает, а сработало. Паренек был прав, на этом входе блюстители порядка по процентному содержанию оказались более людьми, чем блюстителями. Сказал: "Хорошо, идите, только, пожалуйста, как сказали, не фотографируйте."

По атмосфере - хорошее место, после всего мозаичного шума Старого Дели - островок спокойствия и шанс подумать, сидя на почти 400-летних камнях. И, похоже, мое мнение разделяет ряд индуистских семей, которые приходят во двор мечети за отсутствием парка в этом районе. Еще и с прудом (во дворе любой мечети обязательно есть водоем для омовений)! Опять бесконечные дети - носятся друг за другом с игрушечными автоматами, катают машинки и пластмассовых рикшей (да, в Индии продаются игрушечные рикши!)... но им это удается делать достаточно тихо, настолько достаточно, что атмосфера не нарушается.

Сидела, смотрела по сторонам, и вдруг мне вспомнился отрывок из одного индийского фильма ("Dil se"), когда герой спрашивает героиню, чтобы та быстро, не задумываясь, ответила, что ей больше всего нравится. Первым оказались руки матери, вторым - голуби в деревенском храме. Вспомнились именно эти голуби. И сам вопрос. Представляла, насколько нелепо для непосвященного слуха прозвучал бы ответ: "Мне очень нравятся голуби на куполах Джаму Масджид..." Но, правда, нравятся. Сизые тельца на светло-серой луковице купола. Купола с тонкими вертикальными полосами, будто проведенными быстрым движением гигантского простого карандаша - снизу вверх, с дополнительным нажимом на середине пути...

Не дожидаясь вечерней молитвы, я через проулки-закоулки (завитки) толпящегося (дымящегося) базара отправилась на поиски станции метро Чоури Базар, соседней с Чандни Чоук. Старый Дели в сумерках - фантазия импрессиониста. Вечер-фокусник преломляет цвета и сглаживает границы: между светом и тенью, между ярким и блеклым, между движущимся и неподвижным, между вещью и жизнью. Как будто окунаешься в свежее масляное полотно.

Индия. Старый Дели

Индия. Старый Дели

Индия. Старый Дели

Индия. Старый Дели

Индия. Старый Дели

Индия. Старый Дели

Индия. Старый Дели

Индия. Старый Дели

Индия. Старый Дели

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 29 Октября 2013, 22:13:23, Саша»

Вместе с Вами, Саша, прогулялся по делийским улицам. Читал утром, наверное утреннее воображение более восприимчивое, пока рассудок ещё дремлет. Так, что бродил по Дели и по храмам вместе с Вами. Было на что посмотреть)
Но так удалось Вам уединиться в мусульманском храме?

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…

А кто говорил про уединение? Хотя подлинное уединение вполне возможно и при присутствии других людей, важна атмосфера места. Поэтому я не была там одна, естественно, но состояние уединения и медитативного спокойствия достигнуть удалось. Народу, кстати, было немного, да и сама мечеть большая.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран

"Хочу в храме посидеть"... Вероятно эта фраза сбила меня с толку. Хотя... "состояния уединения и медитативного спокойствия достигнуть удалось." Об этом был мой вопрос)

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…

Ка-кие фото. Какая живая, не открыточная жизнь.
За это, Саша, более, чем спасибо.
Иногда я "хожу" внутри фотографии, в Старом Дели буду долго ходить.

Путинцева Т

Сегодня меня хотели выдать замуж по сговору. Я вышла из дома вполне безобидно, но вот выходить замуж не планировала. Мне нужно было всего-навсего съездить к Кутуб Минару и купить там кое-какие книжки с репродукциями индийской настенной живописи. Кстати, Кутуб Минар - первая достопримечательность, которую мы посетили в Индии. Это было, по-моему, на третий или четвертый день нашего пребывания в стране мантр, слонов и чудес.

Индия. Дели. Кутуб Минар

Индия. Дели. Кутуб Минар

С Кутуб Минаром связан один забавный эпизод. После первого раза на следующий же день мы опять туда поехали, в первый раз как-то не удалось уловить атмосферу места, как будто мы куда-то торопились. Да и вообще первые несколько недель по приезде отличаются особенной дотошностью по отношению к каждому, даже малейшему впечатлению, боишься что-либо пропустить, не заметить, не успеть рассмотреть. И это постоянное ощущение, что не успеваешь, пропускаешь, не замечаешь, которое усиливалось смутой в восприятии языка и другой манеры говорить, другой манеры жить. Не верится, неужели ты и вправду в Индии… Раньше столько всего слышал об этой стране, читал, что постепенно Индия сливалась с предметом, скажем, «история Индии» или «литература Индии» или даже «хинди». То есть из эмпирической реальности Индия переместилась в сферу мифологического восприятия, в героиню сказок. И тут оказалось, что не казалось. Или то, что казалось, предчувствовалось, изучалось на ощупь и на веру, оказалось не менее ощутимой реальностью, чем головная боль по утрам и привкус зубной пасты. Такого не бывает, если ты просто едешь путешествовать. Но если перед путешествием ты долго медитировал над образом страны, дотошно изучал ее, пытался понять, то, приехав в итоге в эту страну, начинаешь чувствовать, словно ты переместился в мир мыслей и сам стал больше похож на фантазию, чем на человека. И вокруг тебя – твои же мысли. Шанс взглянуть на свой внутренний мир со стороны.

Индия. Дели. Кутуб Минар

На этой фотографии видно, что мы забрались на какую-то поросшую травой обочину, которую в принципе нормальные люди либо не замечают, либо, заметив, обходят стороной. Но нам ведь надо было тогда все-все посмотреть, все углы облазить. Первое время в Индии не покидало ощущение, что я вернулась в детство, во время, когда внешний мир занимателен каждую секунду. Действительно, в Индии жизнь другая и во многом тут приходилось учиться жить заново. Наверное, так всегда происходит, если приезжаешь куда-то и знаешь, что это надолго.

Забрались мы с Дашей к непонятным развалинам, народу нет, тишина… вдруг в пределы нашего видения попадает плавно приближающаяся фигура полицейского. Он еще метрах в двухстах. Идет медленно, медленно, наши тишину и покой оставляет нетронутыми. Медленно, медленно. Мы пока успели еще пройтись, пофотографировать со всех ракурсов. Но все-таки что-то подсказало пойти полицейскому навстречу. И вот мы сравнительно приближаемся друг к другу. Он заговорил первым, очень размеренно, почти шепотом, по-английски: “It’s not allowed to walk there.” («Там ходить запрещено.») Мы естественно сразу и громко: “Why?”(«С чего вдруг?») Но полицейский, видимо, решив, что послание свое передал и долг выполнил (потому что из травы мы только-только вылезли), уже необратимо развернулся и нацелился своим мерным шагом куда-то еще. Но все-таки удостоил нас ответом. Таким же тихим и загробно-спокойным, словно голос из потустороннего мира в дешёвом телешоу: “Snakes.”(«Змеи.») Коротко, зато убедительно. Тогда мы впервые столкнулись с этим убийственным (часто в прямом смысле) индийским спокойствием.

И сегодня мне оставалось всего два-три поворота до метро, как навстречу - наша портниха. Идет, мечтает о чем-то, смотрит в сторону небес, густо и душно затянутых облаками: в Дели сейчас любимое время года индийцев, сезон дождей, а на днях вообще наступил легендарный месяц Шраван (по индийскому лунному календарю) – самый сладостный герой индийских миниатюр, классической поэзии, да и современных песен тоже. Сезон дождей – время любви, под долгожданными дождями природа расправляет свои зеленые, шуршащие, щебечущие крылья. Но это вначале. А Шраван – золотая середина, в смысле – самая-самая зеленая, когда природа уже полностью очнулась, налилась соком и жизненными силами. Павлины танцуют и далее по списку.

На хинди есть даже поговорка: "shrawaan ka andhaa" - "тот, кто ослеп в месяц Шраван". Аналог наших "розовых очков": имеется в виду, что тот, кто ослеп в месяц Шраван, запомнит мир именно таким, для него Шраван продлится на всю жизнь и больше ничего такой "слепец" не увидит, то есть будет пребывать в постоянном блаженстве.

Индия. Пещеры Аджанта
Неделю назад были в пещерах Аджанты, вот что с этой местностью сделал сезон дождей.


Индия. Пещеры Эллора
А вот что сделал сезон дождей (на хинди "барсАт") с окрестностями Эллоры. В другие времена года этот водопад полностью пересыхает.

Я до сих пор не знаю имени нашей портнихи. Именно она некогда неожиданно пригласила нас с Дашей на свадьбу своего сына. И дала мне номер телефона. Я записала и спросила: «А имя?» На что прозвучало: «Да какое имя! Тётушка! Зови меня тётушка (aunti).» Еще и проверила, как я записала. Вообще удивительна страна, где все друг друга называют братьями, сестрами (иногда старшими сестрами, есть специальное слово - didi), дядюшками (английское “uncle” в чувствительной Индии становится мягким «анкль», англичане обычно не узнают своего языка после индийской прививки) и тётушками (соответственно, «аанти»), плюс иногда после обращения добавляют уважительно-ласкательную частичку “ji”, что значит «душа», или к «брату» любят прибавлять слово “sahib”(в речи звучит как «сааб») – «господин».

Так вот тётушка сразу меня за руку и в свою "лавку". В Индии почти все районные магазины, лавки и лавочки, лотки-тележки с овощами и фруктами начинают работать во второй половине дня или вообще вечером, видимо, из-за жары. И тётушка как раз направлялась открывать свой "магазинчик". "Как Вы? Куда идете? etc" - охапка стандартных вопросов. Индийцы еще очень любят вопросы, которые согласно нашим этикетным нормам кажутся нетактичными и часто просто повергают тебя в ступор, - с непривычки на подобные вопросы давать ответы. Не сам вопрос нам не нравится, а то, что на ходу приходится что-нибудь выдумывать, потому что отвечать правду в таких условиях как-то неудобно и некрасиво. Но великой мудрости научила меня Индия: индийцам по сути неважно, что они спрашивают, им важен обмен эмоциями, оживленное развитие разговора, поэтому можно давать ответ вовсе не на заданный вопрос, а как бы ответвлять тему, отвлекать внимание и незаметно подменять объект обсуждения. Главное, не терять пыла и ритма речи и предложить в качестве альтернативы прямого ответа на вопрос что-нибудь еще более интересное. Мы уже привыкли к любым вопросам, поэтому к описанному выше приему прибегаем чаще бессознательно, потому что сама атмосфера индийского общения располагает. Например, как-то эта же тётушка спросила: "Ой, откуда у тебя на руке эти ранки?" "Да  уже заживает, не беспокойтесь." Представь, на какой вопрос тебе бы больше хотелось ответить, и отвечай сразу на него, никто даже и не подумает замечать, напротив, оживленно продолжат беседу в уже тобой предложенном русле.

Сами индийцы так очень часто делают, поэтому иногда от них очень трудно добиться того, чего тебе действительно нужно, приходится спрашивать под разными углами, в разных направлениях и концентрациях. А любые деловые вопросы индийцы решают церемониально, как будто впереди и позади вечность, и все то, что мы сейчас обсуждаем, в сущности, совсем не важно и их не волнует, - на самом деле, это не так и о своей выгоде индиец-делец не забывает ни на секунду. Прежде чем даже начать разговор о деле, тебя усадят, предложат чаю, лимонад, воду, сок, угостят чем-нибудь, потом еще могут порываться покормить "по-крупному". Спросят о житье-бытье, пошутят, покажут своих детей и внуков, посидят просто в тишине, такое может продолжаться до получаса. Потом плавно к делу, сравнительно издалека. Вопросы о цене вопроса содержат минимальное количество слов и предполагается, что обе стороны в курсе, что пришел черед обсуждать именно это, и лишние комментарии не нужны.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 29 Октября 2013, 22:21:51, Саша»

Слово "в курсе" ключевое для понимания индийской социальной организации. Индийская психология во многом детская, со всем их магическим восприятием действительности, а также разделением на изведанное - безопасное и неизведанное - потенциально вредоносное. Это разделение применимо ко времени: ориентация на прошлое, а не на будущее; к пространству: в индийской мифологии есть понятие стражей сторон света, то есть на краях мира кто-то этот мир все-таки охраняет, и мы можем жить спокойно, а в храмовой архитектуре обязателен персонаж под названием "дварапала" - "страж ворот", таких персонажей помещают по бокам от входа в любое сакральное пространство, будь то вход на другой этаж храма или в "комнату" – пристанище главной святыни.

Индия. Пещеры Эллора
29-ая пещера-храм в Эллоре, вход в нее как раз за тем большим водопадом. Дварапалы перед входами в святыню Шивы, где хранится лингам.


Дварапалы маркируют и защищают границы пространств, а любые края и границы изначально уязвимы, так как находятся под влиянием неизведанного, а возможно и несуществующего пространства, то есть небытия.

В масштабе, приближенном к повседневной жизни, категории изведанного/неизведанного применимы по отношению к людям и превращаются, соответственно, в свой/чужой. И если в пространстве существуют своеобразные маркеры-хранители потенциально опасных территорий, то в сфере бытового общения такими  маркерами выступает знание, доступное «своим» и недоступное «чужим», знание, приобрести которое можно только непосредственно контактируя со «своими», «посвященными» (ср. как дети обожают собираться в группы и создавать правила или какие-то секреты для «своих», тем самым обеспечивая себе комфортную, безопасную зону).

Этим «знанием» в контексте индийского общества будет, например, адрес, потому что если взять любой большой город, он все равно распадается на отдельные районы, больше напоминающие деревни. Манера строить та же, те же запутанные улочки, вывернутые наизнанку карманы лавочек, на крышах - индийские кровати «чарпаи» («четырех-ногий»), развешенное разноцветное белье, бегающие, орущие дети, запускающие воздушных змеев…

Индия. Дели. Крыша
Вид с нашей крыши.

Индия. Дели. Султанпур. Крыша

Индия. Дели. Крыша. Воздушные змеи
А над головой – десятки воздушных змеев…


Индия. Дели. Крыша
Наша крыша.


Внутри домов – те же словно наваленные друг на друга комнаты с внезапными дверьми, окнами, лестницами, выходами на улицу… в гостях у семьи, с которой мы отмечали Дашейру, раковина была в конце коридора, а сам коридор – почти под открытым небом: над ним натянута железная сетка. Я спокойно чистила зубы, подняла взгляд, а надо мной белые кролики бегают… Когда в Гвалиоре мы вернулись с прогулки, перед дверью в выделенную нам комнату дети вместе с бабушкой развели костер: пол-то каменный, вблизи лестниц вообще заменен железными решетками, зима, холодно, почему бы и не погреться традиционными методами? И какая бы богатая семья ни была (если речь о маленьком традиционном городке, а не мегаполисе, где люди начинают выпендриваться друг перед другом, кто более осовременился), то обстановка дома будет предельно простой: бетонный пол, крашеные стены, пленка с новой мебели не до конца снята, мебели почти нет и большинство предметов не менялись несколько десятилетий, - точь-в-точь наши дачи!

В официальном адресе чаще всего нет номера дома, а тем более квартиры: большинство индийцев все-таки живут в домах, а не в квартирах, для индийцев очень важен вопрос собственности, и они удивляются, как так в России у нас нет дома, а лучше двух или трех. В адресе указывается: рядом с храмом или рядом со школой или еще с чем угодно. Мы вот весь год прожили рядом с гурудварой (сикхский храм) и во всех бумагах заполняли, что живем в улочке гурудвары, хотя никакого официального названия у этого переулка нет, да и быть не может. И чтобы найти что-нибудь или кого-нибудь по адресу, адреса отнюдь недостаточно. Потому что, естественно, на таких улочках указателей ждать бессмысленно, а даже если они и будут, то чаще всего на местном наречии, скажем, указатель на гурудвару даже в Дели будет написан на пенджаби, письмом гурмукхи, которое мы читать не умеем. Приходится бесконечно спрашивать у прохожих, «своих». То же с ценами. А все мелочи индийского быта! Какие украшения и кому можно и нужно одевать? Как справлять праздники? На какую руку повязывать веревочки в храме? Где снимать обувь? По каким признакам отличить религиозную принадлежность человека и как с ним поздороваться-попрощаться? С мусульманами, индуистами, сикхами здороваются по-разному, потому что в хинди для таких этикетных слов разные группы «эквивалентов».

И, конечно же, главный для девушек вопрос: как завязывать сари? Да и не только для девушек: в Индии любой уважающий себя мужчина владеет искусством правильно завязывать традиционный женский наряд. Может быть, у индийцев это знание врожденное?..

Индия. Сари
Вчера с Дашей ходили на танцевальную программу, где выступали ученики одного из наших друзей-танцоров Дипака и его жены Шубхры. Нас просили прийти в сари.


Индия. Сари
Мы как всегда опаздывали, и завязать по-человечески не получилось. Точнее, мы поняли, что допустили ошибку в «завязывании», отчего в сари идти было невозможно. Пришлось на станции метро посетить туалет, дабы исправить содеянное. Даша справилась сама, а мне на помощь пришла индианка, которая была немного в шоке: заходишь по своим делам в уборную, а тут две белых обезьяны надевают твою национальную одежду, и не просто шальвар-камиз какой-нибудь (мы уже давно постановили, что шальвар-камиз – это для слабаков), а подметают пол девятью метрами ткани, удержать которые все и сразу в руках достаточно трудно, еще при этом делая складки и отслеживая, чтобы анчал (край сари, свешивающийся в свободном полете с плеча) не был ни слишком короток, ни слишком длинен. Кстати чоли (блузку) для моего сари сшила как раз тётушка. А с Дашиным сари получилось еще интереснее. Мы его совсем недавно купили, и все было никак не дойти до портнихи. И тут время поджимает, завтра концерт, сари не готово. Зашли к анти джи, объяснили ситуацию, что нужно к завтра, очень-очень. Она сказала, хорошо, сделаю. Беги за сари. Даша сбегала, занесла. На следующий день приходим, тетушка извиняющимся голосом: сари-то готово (его тоже надо подшивать определенным образом), а вот блузка и нижняя юбка – нет. У тетушки сейчас какие-то проблемы со здоровьем, шея болит, врач сказал, операцию надо делать. Посидели, посмотрели друг другу в глаза, повосклицали: «Так что же теперь делать! Ах как плохо…» И тут анти джи предложила Даше: «Давай я тебе свои черные блузку и юбку дам, ты посиди в лавке, я сбегаю, принесу и быстро подошью». Сказано – сделано.


Все эти мелочи еще и варьируются от региона к региону, а иногда и от района к району. Например, если взять те же сари, то есть бесчисленное множество способов эти девять, а иногда и все 11 метров ткани организовывать на своем теле. Можно завязывать сари по методу «ловкость рук и никакого мошенничества», а можно – прикалывать складки булавками. Последний способ нам показали на свадьбе в Аллахабаде, и способ этот очень удобен, ничего никуда не девается и не падает, танцуй хоть всю ночь.

Индия. Аллахабад. Сари


Индия. Аллахабад. Сари
Приближенный вариант.


Индия. Аллахабад. Свадьба
С женихом и невестой. Первая свадьба, где оба улыбались и выглядели счастливыми. И мы очень рады, что в «нашем списке» эта свадьба оказалась последней – осталось приятное впечатление.



А в Гвалиоре принято заматываться в анчал. Хотя может быть это связано с холодной погодой: мы ездили на эту свадьбу в десятых числах января…

Индия. Гвалиор. Сари
В доме семьи Прадьюмны. Последний вираж перед зеркалом.


Индия. Гвалиор. Сари

Индия. Гвалиор. Сари. Свадьба

Индия. Гвалиор. Сари. Индианка
Индианка помогает мне выглядеть как индианка…


В контексте Индии частота вариаций бытовых мелочей усиливается индийской устойчивой мульти-религиозностью: на одной улице мечеть, храм Хануману, церковь Девы Марии и самая большая Гурудвара города – обыденное явление столицы.  Но благодаря же этим самым бытовым мелочам люди разных мировоззрений объединяются, разные веры объединяются верованиями. Я уже говорила, что индийские христиане – особая, неописуемая категория христиан. Детей своих они тоже вполне могут женить по сговору. Сари носят и завязывать умеют. А еще сколько всего! После длительной поездки мы зашли к нашему другу Лалиту (музыкант, играет на ситаре, католик), почти соседу. Спросили, как он провел отпуск. Он сказал: «Да никак, у меня лихорадка была, хорошо, что в школу не надо было ездить». Показал нам на ноге красно-гноящуюся язву где-то с пятак величиной, сказал, что это она уже затянулась, а так была почти на всю ногу, стал нам фотки даже показывать, там что-то совсем гангренообразное. Говорит: «Температура держалась почти две недели, чесалась нога, я расчесал, видимо, грязь попала и инфекция началась». А потом улыбается и заявляет: «Да не, на самом деле, это все от того, что я сухофруктов поел. Сейчас очень жарко (ну да, тогда +47 было) и сухофрукты есть нельзя. А я поел. Поэтому заболел». И все, его уже не переубедить. Еще чуть-чуть, и ему бы, пожалуй, ногу отрезали, и это, оказывается, так сухофрукты постарались! Он нам еще: «А вы сами сейчас поешьте сухофруктов и посмотрите, что будет». По древним аюрведическим представлениям каждый продукт обладает свойством либо согревать, либо остужать организм. Например, имбирь, манго, орехи, сухофрукты – согревают, кисломолочные продукты – остужают. Первую группу надо делать основой питания в холодный сезон, вторую – в жаркий.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 10 Февраля 2014, 16:45:42, Саша»

Прекрасные фотографии.

Нашёл смешную фотографию в своей галерее



Тоже где-то в Индии :)

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…

Вообще вся эта нить пропитана духом Сказки (именно с большой буквы) - доброй сказки.
А фото Марата как бы вводит в сказку новую сюжетную линию.

Путинцева Т

На берегах Невы...
С берегов Ганга на берега Невы

Вообще вся эта нить пропитана духом Сказки (именно с большой буквы) - доброй сказки.

Продолжение следует...
Моя Индия, продолжение следует

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Саша-индианочка на брегах Невы.
Саша, спасибо за отличное описание путешествия и фотографии.

С удовольствием бы ознакомилась бы с репортажами о Вашем пребывании в Париже, в Японии, на Амазонке, в Барселоне, в Греции, в Голливуде, в Праге, в Иерусалиме, в Ватикане, в Черногории...
Примерно такая "программа-минимум". Остальное - по Вашему выбору. :)

...Саша, надо эту нить сверстать в книгу. И выложить на какой-нибудь print-on-demand.
ТамПтица, наверное, помогла бы с вёрсткой (её этому учили).

поговорите с Вадимом на эту тему,
он это проходил:
https://www.facebook.com/events/486684488046855/   :)


Путинцева Т
«Последнее редактирование: 06 Августа 2013, 16:02:44, КАРР»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика