Искусство слова
Записки психонавта

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #1 : 01 Августа 2012, 12:40:58 »
Выкладываю новую вещь.
     Вначале я планировал небольшое дополнение к повести "От ветра головы", с описанием галлюциногенных состояний. Однако, в процессе работы (и как обычно - неожиданно) получилось самостоятельное произведение. И кажется, неплохо получилось. Впрочем, решаю не я.





Вадим Булычев. Записки психонавта

Прим. ред.
Опубликовано в Библиотеке Замка

(там же можно скачать файл с текстом новеллы в форматах doc, pdf и fb2):

Вадим Булычев
"Записки психонавта"

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 27 Ноября 2014, 06:55:45, ВОЗ»

« #2 : 05 Августа 2012, 10:08:16 »
Спасибо, очень интересный текст. Хорошо написано. И очень узнаваемо )

«Последнее редактирование: 27 Ноября 2014, 06:56:15, ВОЗ»

« #3 : 16 Августа 2012, 20:19:05 »
   Замечательно! Написано здорово, иронично, местами - просто смешно. Читается легко и с доверием к автору. Кода - просто великолепна!  Именно такая житейская простота и откровенность финала не оставляет травке никаких шансов. Даже не зная подробностей Вашей жизни, я поняла, что только освобождённый человек мог так честно и просто написать о начале пути к своей свободе. Успехов Вам и в творчестве, и в миру.


« #4 : 17 Августа 2012, 03:08:17 »
Любопытно.
Написано хорошо, Вадим, зрело, очень точно найден стиль.
А любопытно то, что наркотики в среде поэтов-писателей и наркотики в среде мистиков- богоискателей - это разные вещи.
(Литературно разные. Т.е. и действие схоже, и последствия.
Но ищут в них упомянутые граждане разные вещи. Для одних - встреча с Музой (свидание накоротке :)  ), для других - двери в "приёмную Господа Бога" )
Своего опыта в этой области у меня нет, говорю о том, что читала или рассказывали.
Читается легко. Текст читателя "держит" - интересный текст.
Спасибо, Вадим.

...Да! А кода мне как раз не пришлась по вкусу. Вроде и "правда жизни" в ней есть - т.е. нет ощущения неестественности. И всё же-всё же-всё же...
Необязательность какая-то ощущается. Ну, а если б не было описанного конфуза?
Расстыковка  всё равно произошла бы, это ясно.
...Но концовка всё сводит именно к физическому фиаско героя. Т.е. - будь им выпито поменьше или будь его организм покрепче... - И - что? Сдалась бы неприступная красавица?

Путинцева Т
«Последнее редактирование: 17 Августа 2012, 03:16:51, КАРР»

« #5 : 17 Августа 2012, 20:55:11 »
Даже не зная подробностей Вашей жизни, я поняла, что только освобождённый человек мог так честно и просто написать о начале пути к своей свободе. Успехов Вам и в творчестве, и в миру.
Спасибо, Елена! "Записки психонавта" самому понравились. Ну а насчет того, что я человек освобождённый - это далеко не так. И "записки", возможно, одна из сотен моих попыток освобождения.
 
  Благодарю, Татьяна! Ваш комментарий мне особенно дорог.
 
А любопытно то, что наркотики в среде поэтов-писателей и наркотики в среде мистиков- богоискателей - это разные вещи.(Литературно разные. Т.е. и действие схоже, и последствия.Но ищут в них упомянутые граждане разные вещи. Для одних - встреча с Музой (свидание накоротке   ), для других - двери в "приёмную Господа Бога" )
  Когда я всё это употреблял, ещё не считал себя писателем...(хотя, считал себя поэтом и вообще непризнанной творческой личностью). Но тут я не сказал бы, что есть какое-то разделение в подходе к галлюциногенам у творческих людей и мистиков. По крайней мере, в моей компании такого не было (кстати, мистик был один - в повести он под именем Петя-эзотерик - но он вообще ничего не употреблял, чем несказанно гордился).
 Ну а нами наркотики принимались либо ради самого банального кайфа, либо с целью заглянуть за горизонт мира. А чаще первая причина и вторая были тесно переплетены... Да, Муза тоже не была такой уж безответной. Некоторые темы и сюжеты вытащены "оттуда". Например, "рыбки-плевательницы" у "православных" гномов в Капитане Брамы - это оттуда.
 
Необязательность какая-то ощущается. Ну, а если б не было описанного конфуза?Расстыковка  всё равно произошла бы, это ясно....Но концовка всё сводит именно к физическому фиаско героя. Т.е. - будь им выпито поменьше или будь его организм покрепче... - И - что? Сдалась бы неприступная красавица?
   Сознаюсь. Концовка немного "притянута за уши". Притянута во временном смысле. То есть, всё это было, было (даю зуб), но физиологический конфуз случился несколько позже. Однако причины происшедшего косвенно вытекали из "галлюциногенного прошлого". Поэтому и решился на такую концовку. Чтобы скукой повесть не отдавала. А то всё эзотерика, высокие материи, а тут бах - боги-то мы богами, а пить надо меньше.

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 19 Августа 2012, 11:36:06, Вадим Булычев»

« #6 : 17 Августа 2012, 21:42:10 »
боги-то мы богами, а пить надо меньше.
:)

Но тут я не сказал бы, что есть какое-то разделение в подходе к галлюциногенам у творческих людей и мистиков.

Попробую более внятно.
Гомо пишущий привыкает к состоянию "сам себе лаборатория, полигон, колба и естествоиспытатель". Все факты и фактики своей жизни, события, чувства, ощущения, осознанно или нет, фиксирует и "подшивает в папочку", дабы потом использовать в творчестве.
В опыте с веществами - то же самое. Акцент у такого не столько в том - что "за дверью", а в том - "как я побываю за дверью и как об этом расскажу".
Для эзотерика главнее сама "дверь", он жаждет истинного мира, истинной жизни, когда ему станет доступно в ощущениях то, что в условиях "стандартного человеческого" мирочувствования просто недоступно... Немного иной акцент, согласитесь.
...А так - кайф и последствия, разумеется, схожи. :)

Путинцева Т
«Последнее редактирование: 25 Августа 2012, 08:14:46, ВОЗ»

« #7 : 18 Августа 2012, 11:35:38 »
  Татьяна, позволю себе поспорить с Вами. Мне кажется, что не будь такого финала, не был бы снят флёр загадочности, романтики, легкости и остроты, так мастерски накинутый автором на "психонавтику". Как это часто бывает в юности, в начале - просто интерес к новым ощущениям, стремление " заглянуть за горизонт" приводят к экспериментам с телом и душой. В конце - всё печально, не эстетично, глупо даже. Заметьте - никакого "полета" души, бытовуха в чистом и неприкрытом виде. Так всегда - любой эксперимент ради эксперимента или со скуки, или за компанию приводит к внутреннему опустошению.
 
концовка всё сводит именно к физическому фиаско героя
  Фиаско физическое - просто иллюстрация неизбежного душевного и духовного тупика на этом пути.


  Вадим, я, конечно, не имела в виду полное освобождение. Но выбор пути.
одна из сотен моих попыток освобождения.
  Именно так. Кто не пытается, у того нет шансов.


« #8 : 18 Августа 2012, 14:41:26 »
"Кода", на мой взгляд, очень органична в этой повести. Более того, такая концовка переводит всю повесть в иное измерение. Ненавязчиво, не резонёрски, как и вся нравственная составляющая, разлитая в тексте. Без этой составляющей текст перестал бы быть художественным произведением (в истинном смысле слова), а стал бы обычной "развлекухой", более-менее грамотно (увлекательно) пошитой.

Из реальности русской литературы (опять приходится вставлять - в истинном смысле слова; увы - в реальности постмодернизма такие вставки нужно делать чуть ли не в каждом предложении, чтобы тебя понимали правильно; те, кто ещё способен понимать вообще); так вот - без такой концовки - текст рискует выпасть из реальности русской литературы в квази-реальность "комеди-клаб" (или что-то в этом "духе"). А концовка - как точно брошенный автором аркан - вырывает весь текст из квази-реальности и уносит в реальность чеховскую, реальность подлинного человеческого существования. Ненавязчивую и не доктринёрскую, но пронизанную нравственностью (не путать с моралью!). Без такой концовки - нет надежды. Нет "света в конце тоннеля".

Кода - написана уже мастером и мастерски. Осознаёт ли он это или нет, не столь важно. И за какой орган он её притянул: за уши или за тот, что оконфузился, тоже не важно. И что оконфузился - не важно. А что под маской романтики оказывается банальный и нечистоплотный быт - и ничего больше - в итоге (именно в итоге, поэтому так важно, что таким эпизодом заканчивается повесть: есть шанс! а так, не было бы шанса...) - именно в этой "прозаичности быта" в концовке всё дело! весь секрет, поворот "волшебного ключа". Это уже художество - в подлинном смысле, а не только хорошим языком легко и качественно написанный текст, не только форма, а именно такой эпизод, что всю повесть переводит в иную реальность (в духовную реальность русской литературы), и есть художественность, тайна мастерства. Именно - тайна, потому как разложить по полочкам, как это всё сделано, невозможно. Сейчас вообще скажу ересь: эта концовка есть точка катарсиса в повести (для читателя!). Без такой точки в тексте нет души (в любом).

_______
(Это не ИМХО, но директива, обязательная к исполнению всеми юзерами, по наивности и доверчивости попавшими в Замок сей. Уточнил на всякий случай.)

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #9 : 19 Августа 2012, 01:59:45 »
А я - снова "несогласная я".
Для того, о чём Вы говорили, Елена и Ярослав, - слабовата кода будет.

Путинцева Т

« #10 : 19 Августа 2012, 16:34:27 »
   
Попробую более внятно.Гомо пишущий привыкает к состоянию "сам себе лаборатория, полигон, колба и естествоиспытатель". Все факты и фактики своей жизни, события, чувства, ощущения, осознанно или нет, фиксирует и "подшивает в папочку", дабы потом использовать в творчестве.В опыте с веществами - то же самое. Акцент у такого не столько в том - что "за дверью", а в том - "как я побываю за дверью и как об этом расскажу".
   Как я Вас понимаю! Именно этим мне приходится заниматься сейчас. И это учитывая то, что давным давно ничего не принимаю. За исключением разве что спиртосодержащих жидкостей, иногда. Поэтому все эти состояния, скажем, слегка измененного сознания - если что-то приходит, открывается, снится - дорожишь этим, как самым сокровенным.
 Но когда происходили описываемые в повести события (а это было 17-16 лет назад), увы, я ничем подобным не дорожил. Тогда я (и все с кем вместе "психонавтили"), подходили к этому вопросу больше, наверное, как эзотерики-мистики, чем как люди творческие. Слава Богу, я догадался вести хотя бы дневник, куда сухо (в форме милицейского протокола) заносил и "измененные состояния сознания" и все наши эзотерические разговоры и события жизни. Дневники отчасти сохранились, они меня сильно выручили. Без них эта повесть могла и не родиться. 
   А тогда, как Вы верно заметили, главная цель была попасть в "приемную Господа Бога", и уйти оттуда с богатыми дарами. Была здесь и авантюра и страсть к приключениям и жажда увидеть иные миры. Но в творческом плане период "психонавтики" был, пожалуй, самым бесплодным. Плоды стали приходить много позже.
 
В конце - всё печально, не эстетично, глупо даже.
Именно так. Только в реальной жизни осознание этого растянулось на пару лет. Описание этого составило бы еще, минимум, такую же повесть, но она вряд ли была бы кому интересна. Поэтому и пришлось делать яркую бытовую концовку.
 
Кода - написана уже мастером и мастерски. Осознаёт ли он это или нет, не столь важно. И за какой орган он её притянул: за уши или за тот, что оконфузился, тоже не важно. И что оконфузился - не важно.
  Всё, иду одевать шапочку с кисточкой... Это насчет "мастера".
  А с кодой было так - ещё когда  писал первые главы, я уже знал как закончу. Как-то вот сразу концовка пришла. Я ещё не знал сколько будет глав, ещё четко не представлял сюжетную линию, но знал - концовка будет такой. Единственно, испытывал некоторые эстетические угрызения совести, мол, как-то не красиво - обмочился. И когда подошел к концовке сюжета, пытался коду поменять. Но ничего не вышло.

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 21 Августа 2012, 15:39:38, Вадим Булычев»

ОффлайнКозёл отпущения

  • И вдаль глядит, красив как бог...
« #11 : 21 Августа 2012, 21:10:32 »
И когда подошел к концовке сюжета, пытался коду поменять. Но ничего не вышло.
Согласен. У меня так по жизни всегда получается. И ничего не выходит. Говорят, планида-де или карма, мол... Но мне вот кажется, люди, я, конечно, дико извиняюсь, что это какая-то эстетика просто.

Имхо моё, я хотел сказать, что есть какие-то законы жанра, которые мы не знаем, хотя сидим в них по горло, как в собственном туловище. Про законы коего мы тоже мало чего знаем, исключая медиков, которые думают, что знают, но с ними уже не спорят, как известно. Ошибаются ли поговорки? Сплошь и рядом! Но жить приходится всё равно внутри подсознательного пространства, сотканного из идиом и поговорок. Взять хоть меня...

Впрочем, я не показатель и не указатель. Я лишь одна из множества идиом, что правят зрительской массой. Я опять дико извиняюсь, но мне таки кажется, что если человек взялся за перо или даже пошёл стучать пальцами по клавиатуре, то он попадает в жанр и начинает жить по его законам, как последний литературный герой. И тут происходит наложение законов жанра на судьбу, или карму, или как там ещё в обиходе. И...

Ну, остальное вы знаете, раз периодически пишете. В общем, ничего обоюдообидного, но я тут думаю, что любой избранный жанр обязывает жить так, чтобы потом было нескучно его читать... Как жена. Или что-то вроде этого: писатель и литературный герой - это хуже, чем брак, это двуголовая химера. И редкая из них бывает симпатичной и долетает до середины жизни...

Меня опять забанят, я это нутром чую. Но я ни о чём никогда не жалею. Поздно потому что и много слишком. И лучше уж получать удовольствие от игры, чем хлопать, как лишнее деепричастие, веками на сцене или биться лбом об четвёртую стену. Я так тут думаю, и это тоже моё полное право! И не сойду я с него напролом, как бы чего ни вышло! Баньте меня, чего рты раскрыли!!!

Лучше скромным быть козлом,
чем огромным пузырём.

« #12 : 22 Августа 2012, 01:20:02 »
Баньте меня, чего рты раскрыли!!!

Козенька, Вы вконец охамели.
:)


Путинцева Т
«Последнее редактирование: 27 Ноября 2014, 06:57:25, ВОЗ»

« #13 : 03 Сентября 2012, 18:01:04 »
Прошу Славу Сумалётова, яко он есть существо кроткое и восприимчивое, отчекрыжить отсюда всё, что не касается обсуждения "Записок психонавта" непосредственно, и пригреть отчекрыженное на Аэродроме.
Я ли не спрашивал автора ветви? Он ли не дал мне ответ? А мнение автора ветви - закон в Замке для всех. Кроме сатрапствующего. Но этот молчит исподтишка в свою тряпочку. Видимо, что-то вынашивает.
Сделал, что должен: отчекрыжил всё, что отчекрыжилось.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 27 Ноября 2014, 06:57:51, ВОЗ»

« #14 : 03 Сентября 2012, 18:15:47 »

     Сумалётову низкий поклон и большое спасибочко.
     Да, наверное надо было так сделать сразу, но что-то автор ветви немного задумался ;)

Дух дышит, где хочет

« #15 : 03 Сентября 2012, 18:26:47 »
Почему Сумалётову-то поклон опять?! Он-то как раз ничего делать не захотел... Так всегда: делаю я, а поклоны... а мне... а я?.. Где справедливость?

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика