Искусство прозы
Хаос на цепи

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #1 : 12 Июль 2012, 03:31:33 »

Там, где тьма, – там сияние…
Елена Шварц

С точки зрения системного анализа каждое явление жизни представляет из себя совокупность неких элементов, которая, в свою очередь, входит в другую, более крупную совокупность на правах ее частицы. Что же является главной сверхсистемой, в которую входит все существующее, как листы, скрепленные и соединенные переплетом, входят в книгу?
Вселенная? Бесчисленные миры, галактики, созвездия, среди которых, как малые частицы, незаметно затерялись Млечный путь, Солнечная система, Земля? Нет. Космос – это только маленький пробел в грозной черноте Хаоса, и хаос заполняет девяносто процентов расстояния между атомами материи и мысли.
Хаос одолевает нас, проникает в мельчайшие пазы и щели нашего бытия, отравляет душу и плоть каждому существующему. Его черная горечь срывает с жизни оболочку внешней упорядоченности. Ветер хаоса дует мне в лицо, в пустотах между словом и мыслью, мыслью и образом я ощущаю его смертельные дуновения. Он приходит извне, и ничто не способно противостоять его деятельному вторжению в жизнь; он приходит изнутри, и я не могу больше смотреть на себя, на свое тело и душу как на нечто мне принадлежащее. Хаос смотрит на меня своими огромными невидящими (или всевидящими?) темными глазами из провалов бытия и смеется мне в лицо, зная, что и я, и весь мир рано или поздно достанутся ему на съедение. Что делать нам? Как спастись от порабощающего и разлагающего нас веяния хаоса? Что противопоставить ему в нашей жизни? Или, вернее, как приручить его, сделать не врагом нашим, а союзником, посадить Хаос на цепь из строгих, раз и навсегда найденных слов?
Есть только одно, что превосходит по масштабам и силам последнюю из сверхсистем, – Искусство. Оно само произрастает из хаоса и в этом смысле является его производной, но его высшее качество заключается в том, что к хаосу оно не сводится. Процесс извлечения гармонии из беспорядка есть высшее, а возможно, и единственное, что может восторжествовать над пустотой и небытием, не отменяя их, а наполняя новым смыслом.
Как же это происходит? Как свершается огранка алмаза, называемого небытием, как он превращается в бриллиант искусства? Этот процесс – всегда сродни миссии Христа, его распятия, сошествия во ад и воскресения. Творчество – это некий космический эквивалент Причащения, это таинство, в котором мы проходим путь сквозь темные разрывы бытия к свету знания, свободы и вечной жизни.
Сначала художник должен скальпелем анализа расчленить свою душу и обнаружить ее сердцевину, ее средоточие. Это всегда болезненно, и это всегда очень трудно, ведь даже хирург не может оперировать собственное сердце, пусть и зная его строение. Но – сквозь боль неслыханных испытаний начинает пробиваться некий свет, и художник начинает понимать, что любая боль – это только разновидность света, обнажающего самое сокровенное в нас. И – слава боли за то, что мы можем быть счастливы!
Затем следует добровольно отдать сердцевину своего бытия людям, даровать им возможность причаститься твоими плотью и кровью – но не тебе, а искусству, самому процессу извлечения гармонии из хаоса. Явление искусства – всегда чудо, и чудо жестокое. Но в самой жестокости его таится высшее милосердие, милосердие Отца, протягивающего людям кровь своего Сына со словами: «Пейте ее все, и да будете бессмертны в бессмертии Сына Моего».
Но самое последнее испытание творчества, или, вернее, испытание творчеством, еще впереди. Художнику следует возвыситься над собой и своим искусством – и добровольно зачеркнуть все, ради чего он жил, страдал, метафизически умер и метафизически воскрес. Надо отказаться от своего дара, от всего, чем ты славен, волен, жив. Это труднее, чем распять себя самому, но без этого невозможно дальнейшее творчество. И, отрекшийся от высшего, что в нем есть, художник еще живет, проходит испытание повседневностью; пережив во сне конец мироздания, встает, заваривает утренний кофе, садится за стол и ведет милые беседы со своей семьей, так, чтобы никто, не дай Бог, не заметил, что ночью он умер в муках творчества – чтобы снова воскреснуть, когда к нему снова придет жестокая страсть вдохновения.
И вот, когда он убеждается, что последняя, самая страшная жертва, которую он принес, никому не нужна, – начинается новое Творчество. Хаос снова показывает ему свой страшный лик, и он должен, нет, он обязан перебороть его, преосуществить свои последние сомнения, свои стоны в симфоническую музыку, которая будет нести людям нечто воистину прекрасное, то, что они никогда понять не смогут и без чего, честно говоря, они вполне способны существовать.
Но искусство прекрасно именно тем, что оно бесполезно. Оно прекрасно правдивостью, оно трагично ей. Главное – не солгать, не ошибиться, не слукавить в определении тончайших градаций жизни, умирания и воскресения, нести истину тем, кто в нее не верит, но кому она нужна. Каждый художник творит прежде всего для тех, кто его никогда не сумеет понять. И именно для них он живет и умирает.
Образ вдохновения всегда пишется в ярком, всецветном колорите жизни. Образ художника неизменно творится в скупом и благородном черно-белом колорите умирания. И вместе эти две картины образуют некий изумительный диптих, рассматривая который, можно понять и представить недоступный глазами людей, но существующий всюду для Бога колорит бессмертия. И в этом – вершина искусства, его смысл, его опора, оправдание и увенчание.
Андрей Козырев. 11.07.2012.


« #2 : 12 Июль 2012, 04:47:52 »
Гимн творчеству...

Можно поспорить с некоторыми постулатами (например: "Космос – это только маленький пробел в грозной черноте Хаоса, и хаос заполняет девяносто процентов расстояния между атомами материи и мысли."), но спорить не хочется, потому что дело не в частностях, но в целом, и это целое - живое.

Спасибо, Андрей: текст вдохновляет на подвиги (почти без иронии говорю), а это, наверное, если не главное в искусстве, то очень существенное...

Откликнусь на Ваш текст двумя цитатами.

Первая - самоцитата, которую я обнаружил только вчера (я и не помню эту фразу, и не знал, что она такая-эдакая, мало ли фраз выскальзывает из пальцев...): вот где обнаружил - и надо же, сразу же пригодилась! (Случайность, наверное, как всегда у нас...))):

"Преображение хаоса в космос – это и есть культура."

(Оказывается, это лучшее определение культуры, которое встречал мой благодарный читатель... Вот, как бывает. Спасибо ему, я и правда не обратил внимания на эту фразу-связку, когда писал...)

А вторая цитата из статьи Михаила Вороткова, которую он ни в какую не соглашается опубликовать, а я с этой его фразой ношусь уже два десятка лет и всем её предлагаю в качестве то ли лозунга, то ли тоста, то ли теста. Сама статья о "незримой красоте пещер"...
А фраза такая:

"Красота спасёт мир не потому, что на неё глазеют, а потому, что она есть."

Пожалуй, всё.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #3 : 12 Июль 2012, 15:27:37 »
Хаос - абсолютное отсутствие атомов, творческих частиц, оживляющих материю.
Хаос -  непросветлённые атомы вторичной материальной субстанции.
Хаос - блуждание в вакууме умственного пространства, оторванных от сознающего "Я", не отмеченных смыслом, мыслей.
Хаос - сгустки неодушевлённой материи, блуждающие в космическом пространстве вселенной.
Хаос - духовный и материальный аспект противоборства творческого духа (противоборства небытию, несовершенству...).
Хаос - отсутствие времён.
Хаос - непременное условие для начала творческого акта.
Слово призвано рассеивать хаос и сеять его.

Это всё, что в хаотическом порыве возникло в мыслях у меня здесь и сейчас.
...
На фразе "изумительный"... - запнулся, вспомнил, некстати, краткий диалог героев Д.Сэлинджера "Над пропастью во ржи"...
...
Последний абзац показался мне оторванным от остального эссе, слишком уж в нём прослеживается желание упорядочить хаос, обставить его красиво и искусно. Но это лишь только моё восприятие, родившееся из творческого беспорядка в собственных мыслях.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 18 Июль 2012, 23:34:40, Maratshah»

« #4 : 18 Июль 2012, 19:50:04 »
Хаос - духовный и материальный аспект противоборства творческого духа.
Марат, я не понял этой твоей мысли. Может, "противоборства творческому духу"? Или у тебя сложнее тут мысль? но тогда её, наверное, нужно чётче сформулировать, иначе непонятно (я не понял).

На мой взгляд, сам Хаос уже вторичен по отношению к Свободе, как одно из проявлений ложно направленной свободы. По Бердяеву, в основе мироздания лежит бездна непросветлённой Свободы. И эта Свобода может дать отрицательный ответ Творцу (как воля к небытию, зло и ложь) и отрицать самоё себя (стать необходимостью, обусловленностью извне). Такая философия мне кажется глубже, чем "философия хаоса", уже вторичного по отношению к Свободе.

Ещё очень интересно попробовать раскрыть в данном контексте (Хаоса и Космоса) отношения Энтропии и Времени - как двух полярных духовных воль, двух полярных направленностей Свободы...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 18 Июль 2012, 20:35:26, Ярослав»

« #5 : 18 Июль 2012, 21:01:21 »
Может, "противоборства творческому духу"?
Так можно тоже, но так слишком легко))
А Хаос, как духовный и материальный аспект противоборства творческого духа, лежит в контексте бердяевской непросветлённой Свободы. Кстати, это мысль, не столь чёткая, но посещала меня. Единственно, как может быть эта Свобода сама по себе вне Творения Создателя, вероятно она и есть условие для жизни и деятельности творческого духа. Именно она и "образует" хаос, не преобразовываясь в разумную просветлённую Свободу.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…

« #6 : 18 Июль 2012, 21:18:40 »
аспект противоборства творческого духа
Тогда надо уточнить - противоборства чему. Просто "противоборство творческого духа" - непонятно: противоборство всегда чему-то.

Единственно, как может быть эта Свобода сама по себе вне Творения Создателя, вероятно она и есть условие для жизни и деятельности творческого духа.
Сложнейшая тема. Я тут с Бердяевым тоже спорю и пытаюсь эту его мысль понять уже второй десяток лет. По Бердяеву, есть Бездна Ничто (Бездна непросветлённой Свободы) - безосновная, до акта Божественного Творения существующая. Из этого Ничто, из этой бездны непросветлённой Свободы творит Бог. И потому Бог не властен над Свободой творения и не ответсвен за Зло (отрицательный ответ творения своему Творцу). Иначе, если Свобода сотворена самим Творцом, то Творец ответствен за Зло. Это я очень кратко и очень схематично бердяевскую идею пересказываю. Мне кажется, что всё ещё сложнее: Свобода и несотворена и сотворена одновременно. Но как это перевести в слова, пока не знаю.
А Хаос - лишь одна из материализаций или одно из воплощений ложно направленной воли творения (воля к небытию = зло): Свобода, отрицающая самоё себя.
Энтропия - это не Хаос, это другое проявление отрицательного ответа Свободы на Волю Бога.
И время двойственно тоже: есть время разорванное (энтропия) и есть время истинное (как творческая сила). Очень в этом контексте интересна Теория Времени Н.А. Козырева...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 18 Июль 2012, 21:22:03, Ярослав»

« #7 : 18 Июль 2012, 21:34:28 »
Противоборство небытию, несовершенству...

Свобода вне нравственных категорий, она нейтральна, одушевлённое существо использует её и превращает её во благо или во зло.
Концепция Свободы по Бердяеву - это тоже в какой-то степени религиозный дуализм. Она, Свобода может существовать до акта Божественного Творения в Пра-вселенной, но дальше уже предвечность времён и Вечность...

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…

« #8 : 18 Июль 2012, 22:39:52 »
Противоборство небытию, несовершенству...
Это должно быть в самой фразе, иначе не понятно, чему противоборство: получается, противоборство как таковое (всему и себе самому).

Свобода вне нравственных категорий, она нейтральна, одушевлённое существо использует её и превращает её во благо или во зло.
Так и по Бердяеву.

Концепция Свободы по Бердяеву - это тоже в какой-то степени религиозный дуализм. Она, Свобода может существовать до акта Божественного Творения в Пра-вселенной, но дальше уже предвечность времён и Вечность...
По Бердяеву не совсем так: Свобода до акта Творения - это Бездна Ничто, а не "Пра-вселенная". Дуализм начинается после акта Творения, если Свобода воли Творения даёт отрицательный ответ Творцу. Главное в идее Бердяева - это теодицея, не властность Творца над Свободой Творения, ибо эта Свобода коренится в безосновной бездне Ничто. Если же Свободу сотворил Бог, то Он ответствен за Зло.

На мой взгляд, Бердяев и Даниил Андреев в этих вопросах дополняют друг друга, как две проекции одной Истины.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #9 : 18 Июль 2012, 23:26:52 »
Цитировать
Она, Свобода может существовать до акта Божественного Творения в Пра-вселенной, но дальше уже предвечность времён и Вечность...
Это не по Бердяеву. Я размышляю. Имеется ввиду, что это Ничто не существует и не существовало отдельно, оно за пределами ЦАРСТВА ПРЕСВЯТОГО ДУХА, но оно не параллельно Ему в вечности. Оно возникает в Момент до Начала акта Творения, как ничто, как ноль, как пустой холст... И без ничего по сути (по замыслу) не может начаться что-то, не может "стартовать" творение + и антитворение - .

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 18 Июль 2012, 23:46:13, Maratshah»

« #10 : 18 Июль 2012, 23:34:36 »
Имеется ввиду, что это Ничто не существует и не существовало отдельно, оно за пределами ЦАРСТВА СВЯТОГО ДУХА, но оно не параллельно Ему в вечности.
К Ничто вообще не применимы слова "существует и не существует", как и категории времени (до, после).
К слову, Ад (демонические миры, сотворённые демонами) за пределами ЦАРСТВА СВЯТОГО ДУХА? Где они существуют? В царстве Небытия? Это как?
И что такое Вечность? Её можно мыслить в категориях "разорванного времени", где есть прошлое и будущее? И что такое прошлое? Где находится прошлое? И где находится будущее?
И что такое Истинное (не разорванное) Время? И что такое полнота времён?
Сложно это всё: мы слишком по аналогии с нашим природным миром подходим к "иным мирам", слишком натуралистически.
К Ничто (к несотворённой Свободе) возможен лишь антиномический подход: она и сотворена и не сотворена, она и до и после. Она - в духе каждого творения. И она вне власти Бога. Это антиномии для нашего разума вообще. Главное, что Бердяев творчески разрушает старые схемы, где Бог мыслится по аналогии со Всемогущим Управляющим и в Его Промысел входит "попущение Злу". Это очень важный нравственный момент и очень большой шаг вперёд в христианской и мировой религиозной мысли. И начал это движение Достоевский.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 19 Июль 2012, 00:29:10, Ярослав»

« #11 : 18 Июль 2012, 23:59:20 »
И она вне власти Бога.
Потому что иначе Бог бы Сам утратил Свободу.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран

« #12 : 19 Июль 2012, 00:26:43 »
К Ничто (к несотворённой Свободе) возможен лишь антиномический подход: она и сотворена и не сотворена, она и до и после.
Но тут противоречие. Сотворено, значит существует. Несотворено, значит ещё не существует)
К Ничто вообще не применимы слова "существует и не существует", как и категории времени (до, после).
К слову, Ад (демонические миры, сотворённые демонами) за пределами ЦАРСТВА СВЯТОГО ДУХА? Где они существуют? В царстве Небытия? Это как?
В отвоёванных у Космоса пространствах, там, где было бытие возникло усилиями злых воль анти-бытие. И путь этот обратен - в небытие, там, где нет времени и вообще ничего, где проходят искупление дем.монады.
Это очень важный нравственный момент и очень большой шаг вперёд в христианской и мировой религиозной мысли. И начал это движение Достоевский.
Если бы мировые религии приблизились к пониманию идей пророка Заратустры, это движение началось бы гораздо раньше.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…

« #13 : 19 Июль 2012, 00:51:01 »
Но тут противоречие. Сотворено, значит существует. Несотворено, значит ещё не существует)
Антиномия и есть противоречие.

Бог несотворён, но Он существует.

Ничто - пустота - существует или не существует?
Нуль существует или нет?
(И существует и не существует.)
Нуль - ничего - сотворено или нет?
А без нуля возможна математика?
Греки, например, не знали нуля вообще, несмотря на их философскую и эстетическую гениальность. И Пифагор не знал нуля.

В отвоёванных у Космоса пространствах, там, где было бытие, возникло усилиями злых воль анти-бытие. И путь этот обратен - в небытие, там, где нет времени и вообще ничего, где проходят искупление дем.монады.
А что такое пространство? Это какое-то пустое место, которое можно чем-то заполнить? или что? Если говорить в системе Даниила Андреева, то демонические миры - это не отвоёванные у Космоса пространства, а сотворённый из демонической материальности (агги) антикосмос. Он ведь вне Царства Духа Святого? Или как? Зло (Ложь) обладает самостоятельным бытием? А болезнь - сама по себе - существует? И что такое анти-бытие? чем оно отличается от небытия? Болезнь это анти-жизнь? А смерть?

Если бы мировые религии приблизились к пониманию идей пророка Заратустры, это движение началось бы гораздо раньше.
У Заратустры, насколько я понимаю, чистый дуализм: есть Бог и есть Зло, "альтернативное бытие", независимое от Бога. В христианстве по-другому: никакого альтернативного бытия нет. Зло - это изолгание бытия, болезнь бытия. В системе Заратустры нет вообще вопроса теодицеи - есть две альтернативы, самостоятельных Бога: Творец и Дьявол. Вопрос теодицеи возникнуть мог только внутри христианства.

Всемогущество Бога (в приземлённом человеческом понимании как власть над творением) было поколеблено Распятием Сына Божьего. А вот осознание Свободы Творения, теснейшим образом связанной с религиозным оправданием и осмыслением человеческого творчества, невозможного без свободы духа (свободы даже от власти Бога), стало приходить только после проживания гуманистического этапа (в этом диалектика гуманизма).

Первым со всей остротой вопрос теодицеи и свободы поставил в человечестве Достоевский. Новая религиозная эпоха невозможна без религиозного осмысления творчества человека и признания за ним первичной свободы духа. Также эта эпоха невозможна, пока образ Бога в массовом сознании не будет очищен от демонических черт и пока не будет осмыслена теодицея: оправдание Бога за Зло мира.

Пока же религиозные ортодоксии упираются в "Промысел Божий, попускающий зло и страдания" и в непризнание человеческого творчества как богоугодного пути, равноправного пути святости, невозможно преображение ни религий, ни светских культур изнутри. А без такого преображения любое их объединение будет ложным, карикатурным, подменой. Впрочем, это уже другая тема...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 19 Июль 2012, 01:21:43, Ярослав»

« #14 : 19 Июль 2012, 01:47:03 »
И что такое анти-бытие? чем оно отличается от небытия?
Анти-бытие относится к категории нравственности, небытие это ничто.
антикосмос. Он ведь вне Царства Духа Святого?
Вне Духовной Вселенной. Но Божий Дух везде. Тут, естественно, должно быть разное понимание.
У Заратустры, насколько я понимаю, чистый дуализм: есть Бог и есть Зло, "альтернативное бытие"
Для ашавана ясно, Ахура Мазда — безначальный Творец, Бесконечный Свет, об этом гласит Авеста. Зло происходит против Его воли, оно и его творец не вечно. а значит имеют своё начало. Деяния Ангро-Маньи в «Авесте» обозначены термином «не-жизнь», исток его происхождения та самая тьма, бездна.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 19 Июль 2012, 08:29:19, Maratshah»

« #15 : 19 Июль 2012, 08:23:24 »
Анти-бытие относится к категории нравственности, небытие это ничто.
Небытие и ничто - разные "вещи". Небытия нет - есть воля к небытию. А ничто - это первоначальная непросветлённая свобода. Про свободу, как и про ничто, нельзя сказать - вот она (как объект).

Но Божий Дух везде.
Вечный спор в среде родонистов, ещё с Маяка: есть ли Дух Божий в демонических мирах или нет? На Родоне категорически отрицают присутствие Духа Божьего в демонических мирах, рм-ветеран Кирилл утверждает обратное: спор идёт не на жизнь, а на смерть. По мне, это вопрос вообще праздный, наглядный пример "рм-схоластики". Гораздо интереснее попробовать понять характер связи между иными мирами и нашим. Однако этот вопрос родонистов не волнует - и связь между событиями мыслится натуралистически, по аналогии с причинно-следственными связями. Что такое смысловые связи и связи внутри Времени (от будущего к прошлому) - такие вопросы в среде родонистов не ставятся вообще.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 19 Июль 2012, 08:28:27, Ярослав»


Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика