Искусство общения
Встреча мировых религий

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #1 : 09 Июнь 2012, 15:05:53 »
Наткнулся в интернете (как обычно, чисто случайно) на лекции Пауля Тиллиха  ХРИСТИАНСТВО И ВСТРЕЧА МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ, прочитанные им осенью 1961 г. в Мемориальной библиотеке Лоу Колумбийского университета (США).
Показалось весьма интересным, читаю.

Свобода не просто право, а обязанность каждого
«Последнее редактирование: 05 Декабрь 2014, 22:15:12, ВОЗ»

« #2 : 12 Июнь 2012, 07:20:02 »
Сперва отметим первоначальное отношение христианства к другим религиям:
Цитировать
В раннем христианстве оценка других религий определялась идеей Логоса. Отцы Церкви подчеркивали, что Логос, Слово, принцип божественного самопроявления универсальны для всех религий и культур. Логос присутствует повсюду, как зерно в почве; это присутствие есть подготовка к главному явлению Логоса в исторической фигуре Христа. Имея в виду эти идеи, Августин мог сказать, что истинная религия существовала всегда и была названа христианством лишь после появления Христа. Соответственно, его отношение к другим религиям было, как и у его предшественников, диалектическим. Они не отвергали эти религии безусловно, но и не принимали их безусловно. В своих апологетических сочинениях они признавали подготовительный характер этих религий и пытались показать, как их внутренняя динамика ведет их к вопросам, ответ на которые дает центральное событие, на котором основано христианство. Они старались показать сходство христианской вести и исканий, присущих языческим религиям. Для этого они использовали не только огромный корпус литературы, в которой язычники (например, греческие философы) критически оценивали собственные религиозные системы, но также опирались и на все позитивное, что было создано языческими авторами. В сфере богословия они перенесли в христианство кое-что из высших концептуализации эллинистических и, опосредованно, античных представлений о жизни: понятия фюсис (природа), гюпостасис (субстанция), усия (сила бытия), просопон (лицо, но не «личность»в нашем понимании) и главное - логос (слово и разумная структура бытия в смысле поздних стоиков). Они не боялись называть Бога, которому молились как Отцу Иисуса Христа Единым и Неизменным.

Остается лишь добавить, что Тиллих предлагал понимать слова Иисуса «Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный» как: «Будьте столь же всеобъемлющи, как Отец ваш небесный».
Сужение самопонимания произошло в результате столкновения с исламом. Христианство начинает защищаться и тем самым утверждает себя не как общая всеобъемлющая истинная религия, а как религия ограниченная, защищающая свой кусочек истины.
В этот период иудаизм осознается как другая религия, рушатся последние надежды об обращении евреев в христианство. Крепнет антииудаизм.
Большинство теологов начинают считать христианство религией исключительной, все остальные религии, по их мнению, если уж не лжерелигии, то по крайней мере все равно не могут привести к спасению.
Таким образом, как только христианство перестало быть религией исключительной в своем универсализме, оно стало претендовать на исключительность. Вот такой парадокс.
Тем не менее отрицание христианством других религий может иметь разный характер. Бывает полное отрицание другой религии, в этом случае она объявляется ложной. Во втором случае некоторые положения объявляются истинными, другие ложными. Проявляется большая терпимость, но диалога как в первом, так и во втором случае не получится. "Третий путь отрицания религии - диалектическое единство приятия и неприятия со всеми изменениями, свойственными такой диалектике, напряжением, неопределенностями." И только в третьем случае диалог возможен во всей полноте. А его результатом может стать творческое преображение обеих религий.
В третьей главе Тиллих рассматривает возможность диалога между христианством и буддизмом. Условия для диалога следующие:
Цитировать
Диалог между представителями разных религий основывается на ряде допущений. Во-первых, предполагается, что оба участника признают ценность религиозных основ другой стороны (основанных в конечном счете на опыте откровения), так что оба они признают важность диалога. Во-вторых, предполагается, что каждый из участников способен уверенно отстаивать собственные религиозные позиции, так что диалог представляет собой серьезное противопоставление мнений. В-третьих, предполагается наличие общей основы, которая делает возможным как диалог, так и столкновение. В-четвертых, предполагается открытость обеих сторон для критики собственных религиозных основ..
Начинать диалог предлагается с ответа на вопрос о внутренней цели существования - о телосе всего существующего. "В диалоге христианства с буддизмом можно говорить о двух пониманиях телоса: в христианстве цель всех и всего - соединение в Царстве Божьем; в буддизме цель всего и всех - осуществление нирваны." "И Царство Божье, и нирвана - символы, и именно подразумеваемая ими разница в подходе к реальности определяет теоретическое и практическое различие двух религий. Царство Божье - это социальный, политический и персоналистический символ. Этот символ основан на образе правителя, который устанавливает господство мира и справедливости. А нирвана - символ онтологический. Его источником послужил опыт конечности, разделения, слепоты и страдания, и - в ответ на все это - возникает образ блаженного единения всего, за пределами конечности и относительности, в высшем Основании Бытия." Сходством обеих религий является отрицательное отношение к реальному миру, но характер этого отрицания является их глубоким различием. "Христианство негативно оценивает мир в его существовании, а не в его сущности, мир падший, а не сотворенный. Для буддизма же сам факт существования мира есть результат онтологического падения в конечность."
Разрешение противоречия видится в ответе на вопрос: "не заставила ли природа священного каждую из сторон, хотя бы в неявном виде, вобрать в себя элементы, доминирующие у другой стороны?" "Esse ipsum, само-бытие классического христианского учения о Боге - категория надличностная, позволяющая участвующему в диалоге христианину понять смысл буддистского абсолютного ничто. Этот термин указывает на безусловность и бесконечность предельного и невозможность отождествления его с чем-либо существующим. И наоборот, совершенно очевидно, что в буддизме Махаяна, Будда-дух является во множестве образов персонального характера, делая возможной немистическую и часто даже простую связь с Божеством. Подобные наблюдения подтверждают мысль о том, что все многочисленные элементы, составляющие смысл священного, хотя бы частично присутствуют во всяком подлинном опыте священного, а следовательно и во всякой религии."
Таким образом, символы "Царства божьего" и "Нирваны" не взаимоисключающие, а наоборот взаимодополняющие в своей полярности.
Тем не менее результатом диалога ни в коем случае не должен стать сплав представлений обеих религий. "Смешение религий разрушает конкретность каждой из них, которая сообщает им динамическую силу. Победа одной религии навязала бы один ответ вместо разнообразных ответов других религий." "В глубине каждой живой религии есть точка, где религия утрачивает собственное значение того, на что она указывает, прорывается через ее конкретность, возвышая ее до уровня духовной свободы, а вместе с этим и до понимания духовного присутствия в других проявлениях предельного смысла существования."

Свобода не просто право, а обязанность каждого
«Последнее редактирование: 13 Июнь 2012, 14:11:34, Мидюков Антон»

« #3 : 13 Июнь 2012, 11:33:30 »
Антон, спасибо за тему!
У меня только одна есть просьба к Вам: внимательнее перепечатывать цитируемые куски. Например, в этом отрывке я так и не смог разобраться, где Вы опечатались, и исправить ошибку (выделяю жирным нечитабельное место):
"В глубине каждой живой религии есть точка, где религия утрачивает собственное значенной то, на что она указывает, прорывается через ее конкретность, возвышая ее до уровня духовной свободы, а вместе с этим и до понимания духовного присутствия в других проявлениях предельного смысла существования."


А вот это очень важный момент:
"Смешение религий разрушает конкретность каждой из них, которая сообщает им динамическую силу. Победа одной религии навязала бы один ответ вместо разнообразных ответов других религий."
От понимания его зависит понимание идей Розы Мира (объединённых религий - интеррелигии): как всесмешения (сведения всего многообразия религиозных ликов к общему знаменателю) - так называемое "эзотерическое понимание", рационалистическая подмена, духовное обеднение; или - как взаимо обогащающего всемирного диалога-ансамбля религий и культур. А второе невозможно без внутреннего творческого преображения каждой из мировых религий, без диалога религии, светской культуры, науки и философии; без религиозного оправдания и освящения человеческого творчества; без возвращения "незыблемой вертикальной духовной оси" в лоно светской культуры; без целого ряда социальных преобразований (в условиях "денежного тоталитаризма" духовный расцвет, ведущий к новому качеству - преобразованию культур и религий и их ансамблю-диалогу, увы, невозможен в принципе: нет социальной базы для такого всемирного процесса, а только силами одиночек он не запустится). То есть, реальный и созидательный диалог-ансамбль религий и культур возможен только после качественного преображения изнутри самих религий и культур, включая их социальный аспект.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #4 : 13 Июнь 2012, 14:10:10 »
Например, в этом отрывке я так и не смог разобраться, где Вы опечатались, и исправить ошибку (выделяю жирным нечитабельное место)

Опечатка в оригинале! Я лишь копипастил. Думаю правильно должно быть так: "утрачивает собственное значение того, на что она указывает". Исправляю

Свобода не просто право, а обязанность каждого

« #5 : 13 Июнь 2012, 14:44:33 »

Храм всех религий

В посёлке Старое Аракчино неподалёку от Казани находится необычное здание - Храм всех религий (другое название - Вселенский храм), построенный удивительным человеком - художником, скульптором и целителем Ильдаром Хановым.
Ильдар Мансавеевич Ханов родился в вышеупомянутом посёлке в 1940 году. По рождению он был мусульманином. Его детство пришлось на тяжёлые военные годы. В 1943 году умерли два его брата и сам он чуть не умер, пережив клиническую смерть. Ильдар вспоминает, что тогда ему явились семь ангелов, которые предложили ему пойти с ними. Потом мальчик увидел голубое небо, людей в белом, которые поведали ему, что давно его ждали. К Ильдару подошёл человек и сказал: "Я - Иисус". Иисус взял мальчика на руки поцеловал, а потом сказал, что покажет Рай и Ад. Когда Ильдар увидел Рай и Ад, Иисус указал ему, что он должен спуститься обратно на Землю. Мальчик сказал: "Там война, голод и смерть. Я туда не хочу", на что Иисус ответил: "Ты там нужен". Мальчик очнулся в своей землянке, где бабушка и соседи причитали над ним и говорили, что сегодня не будут его хоронить, так как уже поздно. Вернувшись с того света, Ильдар обрёл способность видеть мир по-другому. Например, он очень удивил родных, увидев в животе матери свего будущего братика. Благодаря своему новому зрению Ильдар обрёл способность к целительству. По сей день к Ильдару Ханову приезжают люди со всего мира за исцелением.

В 1960 году Ильдар окончил Казанское художественное училище и поступил в Московский художественный институт имени В. Сурикова.

За десятилетия творческой деятельности Ильдаром Хановым выполнено более 70 скульптурных и монументально-декоративных произведений, а также написаны сотни картин.
В Москве Ханов познакомился с известным художником Святославом Рерихом. Вместе они обсуждали идею создания Вселенского храма - храма единения душ. Но в советское время осуществление этой идеи было невозможно.

19 апреля 1994 года во сне Ильдару явился Иисус, который повелел ему строить Вселенский храм, на что Ильдар ответил, что у него нет денег и средств на строительство. Иисус сказал: "Ты начни строить, люди поверят в тебя и придёт помощь". Ильдар вышел во двор и начал копать землю под фундамент. Не прошло и полутора часов, как появился знакомый Ильдара и узнав, что тот строит Вселенский храм, пообещал прислать 15 каменщиков. Работа закипела. На следующий день посреди ночи Ильдар услышал шум во дворе и увидел, что кто-то привёз 3 КАМАЗа кирпича. Кто привёз кирпич, так и осталось загадкой. Окружающие люди, а также исцелённые Ильдаром оказывали ему посильную помощь и работа не прекращалась ни на один день.

Всего планируется объединить в комлексе 16 храмов разных религий, не только существующих сейчас, например, православие, католичество, буддизм, ислам, иудаизм, бахаи, но и исчезнувших, например, древнеассирийская религия. Есть в комлексе и храм матери Терезы, этот храм призван возродить поклонение Матери-женщине. В комлексе планируется также создание театра, где будут проходить спектакли на разных языках, а также экологическая школа, детская художественная школа, детская консерватория, мемориал павших, реабилитационный центр для наркоманов.

В ответ на вопрос "Какую религию Вы исповедуете?", Ильдар отвечает: "Я татарин и, исходя из национальности, мусульманин, хотя для меня и буддизм стал близким, поскольку йогой занимаюсь много лет, и христианство – я изучал искусство стран христианского мира. Я религии не разделяю. Для меня Бог един".
Источник: http://top-antropos.com/religion/item/300-ildar-khanov-hram-vseh-religij
Сайт: http://0-360.ru/hanov/hanov.html

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 05 Декабрь 2014, 22:16:34, ВОЗ»

« #6 : 13 Июнь 2012, 21:20:09 »
Очень, очень интересно...

А вот - как дополнительный штрих (как раз сегодня случайно наткнулся в Сети: копирую из новостной ленты Гугла; тоже очень удивило и порадовало, не думал, что такое возможно в современном мире):


Синагога в мечети (интересный факт)


"В Бронксе, знаменитом районе Нью-Йорка, в течение многих лет наблюдается снижение еврейского населения. Уменьшающееся число прихожан оставило в 2007 году без средств к существованию синагогу Хабад, которую посещали ультраортодоксальные иудеи. Однако прихожане не остались без места для молитв — их приютил имам местной мечети Аль-Иман. Мусульмане отвели евреям большую комнату, где те устроили временную синагогу, пока не нашли возможность устроить новый собственный приход."

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 24 Сентябрь 2015, 10:18:44, ВОЗ»

« #7 : 13 Июнь 2012, 21:33:00 »
Цитата: Ярослав
прихожане не остались без места для молитв — их приютил имам местной мечети Аль-Иман. Мусульмане отвели евреям большую комнату, где те устроили временную синагогу, пока не нашли возможность устроить новый собственный приход."
Шалом Алейхем! Ва Алейкум Ассалам!


...
Вспомним историю, когда первых мусульман-асхабов, преследуемых на родине, принял у себя православный царь Эфиопии - Негус.
Цитировать
Пророк Мухаммад (с.а.с.) получил новое откровение о семи уверовавших юношах-христианах, спасшихся от преследований языческого правителя, укрываясь в пещере. Вдохновленный этим откровением Всевышнего Пророк Мухаммад предложил своим последователям из числа тех, кто испытывал наибольшие притеснения и преследования со стороны курайшитов, за которых отказались заступаться их семьи, переехать в Эфиопию, где правителем был христианский царь Негус. Слава о Негусе достигала и Мекки, он был известен своей глубокой набожностью и справедливостью. Пророк Мухаммад, спасая наиболее незащищенных своих сподвижников, повелел им тайно переселиться в Эфиопию и просить убежища у христианского царя. Он повелел им также оставаться там до тех пор, пока Аллах не укажет путь к спасению и избавлению от страданий. Так в 616 году первая группа мусульман с семьями тайно покинула Мекку по направлению к Эфиопии. Это стало первым переселением (хиджрой) в Исламе.
В христианской Эфиопии мухаджиров встретили очень тепло, и они могли свободно совершать все формы поклонения Всевышнему...

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 24 Сентябрь 2015, 10:19:08, ВОЗ»

« #8 : 14 Июнь 2012, 04:01:20 »
Цитата: Maratshah
бахаи
Немного настораживает вот это. Что это за религия такая?

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 24 Сентябрь 2015, 10:19:25, ВОЗ»

« #9 : 14 Июнь 2012, 07:40:38 »
Цитата: Ярослав
Немного настораживает вот это. Что это за религия такая?
По словам историка и философа А. Дж. Тойнби:
« Бахаи — это независимая религия наравне с исламом, христианством и прочими признанными мировыми религиями. Бахаи — это не секта; это отдельно существующая религия, имеющая тот же статус, что и остальные признанные религии. »


Цитировать

Главные темы учения бахаи — единство Бога, единство религий и единство человечества.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 24 Сентябрь 2015, 10:19:49, ВОЗ»

« #10 : 14 Июнь 2012, 08:45:02 »
Единство бывает разное. Коммунизм тоже проповедовал единство человечества...

Я очень уважаю Тойнби, но религию бахаи считаю карикатурой на Розу Мира: это именно то, что я называю "эзотерически-рационалистической подменой", всесмешением, духовным обеднением, сведением к общему знаменателю многообразия религиозных ликов, своего рода религиозным эсперанто, искусственным новоязом, религиозным гомункулом, конструктивизмом эпохи постмодерна.
Роза Мира, по моему глубокому убеждению, это совсем другое - это диалог-ансамбль религий, в котором уникальные религиозные лики не смешиваются в одном, но раскрываются во всей полноте благодаря общению друг с другом. Это новое качество каждой из религий и культур, а не смешение всех.
На мой взгляд, здесь кардинальное отличие в самом "духовном векторе" любого объединения (не только религиозного): унификация и усреднение или полнота многообразия и раскрытие в общении каждой индивидуальности без потери своего уникального лица. Это принципиальнейшая духовная развилка. Первое единство - от дьявола, второе - от Бога.
Похожая подмена была в идее интернационализма, а ныне - в космополитическом глобализме. Внешне вроде бы похоже на идеи Розы Мира, но дух противоположный.
Всечеловеческая культура - это не смешение всех культур, но их ансамбль. В этом главное её отличие от любого национального или религиозного феномена: она не создаёт новый феномен, но создаёт атмосферу, в которой диалог становится возможным. Поэтому и Женственный Дух стоит за этим Откровением, в отличие от Духа Мужественного, созидавшего все без исключения религиозные и национально-культурные феномены. Атмосферу ("поле диалога") созидает Дух Женственный.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 05 Декабрь 2014, 22:17:56, ВОЗ»

« #11 : 14 Июнь 2012, 23:22:09 »
Цитата: Maratshah
19 апреля 1994 года во сне Ильдару явился Иисус
Вообще, к рассказам о встречах с Иисусом некоторые относятся скептически, по той в основном причине, что Христос есть Логос и явление Его человеку - сверходинарное событие метаисторического характера. И такой человек как Ильдар, например, не пророк, чтобы ему являлся Он. Но в Розе Мира Андреев упоминает, что Христос имеет просветлённое эфирное тело, облекаясь в которое, Он посещает братьев синклитов и другие слои Шаданакара. В этом теле Спаситель мог открыться и Ильдару, если в этой истории Господь даст нам веру, которая превыше сомнений.
 Ильдар несёт нам откровение, говоря, что видел Иисуса.

Если вспомнить историю (метаисторию) Вознесения пророка Мухаммеда (с.а.с.), тот самый мирадж, когда пророк был вознесён архангелом Джабраилом(Гавриилом, Габриэлем) на Небеса и встречу в иерусалимском храме с Исой (Иисусом Христом), Мусой (Моисеем) и Ибрахимом (Авраамом) и другими пророками, при которой они совершили общую молитву, в которой предстоятелем был молодой пророк Мухаммед, - то слова андреевского откровения, а также откровения мираджа, становятся более понятными.
Следует добавить, что во время небесного путешествия (Вознесеня) он увидел Семь небес и пророков Йахйю, Ису, Йусуфа, Харуна, Мусу, Идриса, и Ибрахима. То есть, Иисус-Логос снизошёл в обличии, в котором могли воспринимать его те, прежде которых он уже был, и приветствовать нового - Долгожданного в семье пророков. Нам до конца неизвестно, было ли понято, расслышано им о подлинной Природе Христа или само это Откровение было скрыто от него, но отношение к Христу в исламе тогда и теперь не превышает рамок почитания Его лишь как одного из великих пророков.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 24 Сентябрь 2015, 10:20:16, ВОЗ»


Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика