Искусство слова
Разговор с Михаилом Афанасьевичем в саду на скамейке

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Ну да, и Иешуа не Христос, и Матфей не апостол, и Иуда не Иуда, и Воланд не дьявол, и Мастер не Булгаков, но за основу взяты евангельские события - ЗАЧЕМ?
А версия, что Воланд - это владыка эльфов, интересна как любая головная версия. Таких версий можно придумать сотни; я даже слышал такую: Воланд - это Заранда, царь животного царства. Большинство читателей видит в Иешуа прототип Христа, в Воланде - дьявола. Мысль, начиная с эпиграфа, что Иешуа и Воланд работают на одного Хозяина, только каждый своими методами, ведут изредка переговоры о судьбах людей и угодны оба Хозяину, - очень чётко и яснее ясного просвечивает из всего романа: это его стержневая, главная мысль. И такие следствия, как например: против этой безбожной власти можно сотрудничать хоть с чёртом, - вытекают из романа с железной логической необходимостью. Остальные же "версии" - это ещё очень долго надо посидеть, чтобы придумать, и большинство читателей такие "версии" не примет, ибо они исключительно плоды головные. А вот чувством Иешуа отталкивает от Христа, а Воланд притягивает к дьяволу. Воланд - это адвокат дьявола, и весь роман - адвокатура дьявола. Это чувство никакими версиями не вытравишь - это "главный сухой осадок" после чтения этого романа. Остальное - детали.

Роман соблазняет, обвалакивает, уводит в туман, в котором не отличить уже дьявола от Христа, добро от зла. Отсюда, кстати, и разнообразие самых несусветных версий и трактовок: чёткие и ясные духовные смыслы спутаны, смешаны... Смешано то, что нельзя смешивать! спутано то, что должно быть ясным, двусмысленно и двоится то, что не должно быть двусмысленным и не должно двоиться.
И это нельзя не признать.

(Отчасти похоже на ту же путаницу, что у Блока.)

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 24 Сентябрь 2012, 16:27:25, Ярослав»

 
за основу взяты евангельские события - ЗАЧЕМ?
  За основу взято посещение Воландом Москвы. Евангельские события в изложении Воланда-Мастера, суть второстепенные и на сюжетную канву романа почти не влияют. Бессмысленно сравнивать Иешуа и Евангельского Христа. Нет никакой связи. Автор и близко не планировал писать о Христе. Я еще могу смотреть на Иешуа, как на некий " метапрообраз" из романа о Понтии Пилате.
   
версия, что Воланд - это владыка эльфов, интересна как любая головная версия
   С Зарандой, конечно, перебор. Ну а насчет владыки эльфов - пусть "головная", но интересная (а может и не головная, кто знает?).
   Постоянно ведутся разговоры о том, что Булгаков не совсем дьявола изобразил. Слишком уж и дьявол у него получился "неканонический". Кстати, об этом мне как-то один сатанист сообщил, еще в 90-е, мол, дьявол у Булгакова не совсем дьявол. И это при том, что сам автор собирался писать роман именно о дьяволе.
   
Большинство читателей видит в Иешуа прототип Христа, в Воланде - дьявола.
  Да по разному видят! Смотря кто что хочет видеть. Несомненно, общий поверхностный сюжет романа подталкивает именно так видеть. И то, все неоднозначно. Например люди далекие от религиозности, иномирности и всего такого, видят в романе любовь Мастера и Маргариты, предательство Пилата и желанный покой в конце романа. Пожалуй, это самое массовое видение, именно в таком ключе Бортко снял свой сериал.
 
Мысль, начиная с эпиграфа, что Иешуа и Воланд работают на одного Хозяина, только каждый своими методами, ведут изредка переговоры о судьбах людей и угодны оба Хозяину, - очень чётко и яснее ясного просвечивает из всего романа: это его стержневая, главная мысль.
  Увы, эпиграф был дан автором с тем прицелом, что читатель уже знаком с "Мефистотелем". Слова эпиграфа: "Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо" произносит известно кто. А мысль о том, что Иешуа и Воланд роаботают на одного Хозяина (кстати, где она в эпиграфе?) - абсолютно верна. Только ведь Иешуа совсем не Иисус.
 
такие следствия, как например: против этой безбожной власти можно сотрудничать хоть с чёртом, - вытекают из романа с железной логической необходимостью.
   Не думаю, что сам автор романа так мыслил. Это мнение советских "образованцев" антисоветчиков перестроечной эпохи. Это поверхностное мнение. Надеюсь оно скоро канет в лету.
   
Остальные же "версии" - это ещё очень долго надо посидеть, чтобы придумать, и большинство читателей такие "версии" не примет, ибо они исключительно плоды головные.
  Ну, как сказать, как сказать.... Поживем - увидим. Может и забудут завтра этот роман. Хотя, сомневаюсь.
 
Иешуа отталкивает от Христа
  Даже и здесь не так все однозначно. Лично у меня нет знакомых, которые бы прочитав роман отошли бы от Христа. Я думаю опасность романа в его поверхностной интерпретации. Если человек пойдет глубже, он поймет, что Иешуа не может отталкивать от Христа, ибо ни в коей мере Христом не является.
 
Воланд притягивает к дьяволу.
   Так же как Гарри Потер затягивает в мир магии и превращает читателей в ведьм и колдунов.
   
Воланд - это адвокат дьявола, и весь роман - адвокатура дьявола.
   Очень категоричное мнение. Но тоже мнение.

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 24 Сентябрь 2012, 17:24:54, Вадим Булычев»

Так же как Гарри Потер затягивает в мир магии и превращает читателей в ведьм и колдунов.
Совсем по-другому. И совсем не так и не туда. А вот куда и как:
Вопрос не о литературных "глазах", если так можно сказать. Он гораздо шире - это вопрос о глазах того, кто постоянно незримо присутствует "за кадром", умный, хитрый, как бы готовый проникнуть в потаённые уголки твоей души и пожалеть тебя, стать твоим другом...
Это главное. Это я и называю "адвокатурой". Роман не предупреждает, но затягивает. Мастерски, ненавязчиво...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Предлагаю вниманию читателей следующую статью о романе "Мастер и Маргарита": "Шапочка для Мастера".

Свобода не просто право, а обязанность каждого

Антон, большое спасибо за ссылку! Статья очень интересная, в целом - духовно здоровая. К сожалению, в статье есть типичные для православного автора уклоны в то, что я называю "сектантским мышлением" - огульное обвинение в сатанизме всего, что не православие: зороастризма, маздаизма, теософии, Рериха и т.д. Но это, увы, типичное влияние определённой среды. И тем не менее статья в целом и нужная, и глубокая, и светлая.

Антон, а не могли бы Вы познакомить нас с этим порталом поподробнее, в теме "Поиск сайтов"? Может быть, и в наш Каталог сайтов добавили бы и попробовали наладить взаимосвязь, а то после открытия Каталога мы что-то забросили это направление нашей деятельности, перестали пополнять Каталог, да и вообще выходить на контакт с другими ресурсами.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Антон, а не могли бы Вы познакомить нас с этим порталом поподробнее, в теме "Поиск сайтов"?

Хорошо, немножко о переформате написал:
http://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=90.75#msg25607

Свобода не просто право, а обязанность каждого
«Последнее редактирование: 27 Ноябрь 2014, 22:21:11, ВОЗ»


Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика