Кавказ: история, мифы, предания, эпос
Слово о Героях

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #1 : 04 Май 2012, 23:00:23 »
Великие Герои маленького народа - Слова из песни на стихи Расула Гамзатова.

Даку Асадулаев - Аварцы (стихи Р.Гамзатова)


Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 03 Сентябрь 2015, 01:45:46, ВОЗ»

« #2 : 05 Май 2012, 14:11:56 »
5 мая день гибели славного Героя Кавказа Хаджи-Мурата

«Гаджи-Ага, наступив на спину тела, с двух ударов отсек голову и осторожно, чтобы не запачкать в кровь чувяки, откатил ее ногою…»  (Л.Н.Толстой, "Хаджи-Мурат")



                  Голова Героя

Голова Хаджи-Мурата слишком буйная была,
Чтобы спать в сырой могиле за судьбу свою трясясь.
И пошла она по свету в стан двуглавого орла,
Над убийцами своими трусоватыми смеясь.

- Что вы можете, цIукIаял? - С тела мёртвого главу
Срезать кухонным кинжалом по-шакальему скуля!
Кто вас вырастил несчастных, пожирающих траву?
Ваши головы червями наводнит сыра-земля!

Вам могильщикам по жизни, копошащимся в песке
Незнакома песня ветра, уносящегося вдаль.
Ваши мысли о наживе, о деньгах, мясном куске...
"Санитары Пирогова", ваши судьбы мне не жаль!

Пусть не знать успокоенья, отсеченной мне от плеч.
В час Суда, когда могилы опустеют, я вернусь,
Чтобы встать в ряды свободных, чтобы снова молвить речь,
Кто герой в земле Кавказской, кто в земле кавказской трус!

А пока иду по свету, в стан тиранов и господ,
Коим я в горах мешала, ослаблять наш отчий край.
Вижу мир я здесь открытый и другой совсем народ.
Но не здесь душе свободной обрести искомый рай...

Пусть несётся Медный Всадник в трёх назначенных мирах,
Если нам и по пути, то не в этот праздный век.
Пир, веселье, вечный праздник в ваших буйных головах.
А в моей печаль... - пал низко современный человек...

М.Шахман.
5 мая
.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 03 Сентябрь 2015, 01:47:01, ВОЗ»

« #3 : 11 Май 2012, 13:30:56 »
Рождённый величием Гор

Из черных пещер я выйду на свет,
В мерцаньи родных очагов,
Мой меч боевой блеснет как ответ -
На верность твою и любовь.

На очи падут тени пройденных битв,
Покой мои раны затянет.
Росою твоих благодатных молитв
Отныне питаться я стану.

Ступлю на порог. Доспехи сниму.
За дверью оставлю копье.
Из рук твоих чашу с напитком приму,
Земное хваля бытие.

Забыв обо всем, в полусне прикоснусь
Губами к ресницам твоим,-
Возвысится дух слиянием уст,
Соитием плоти благим.

Но после вернутся тревога и грусть,
Вдали загорятся костры,
Душа захлебнется агонией чувств
И снова - война за миры...

Война за миры! Коня ото сна
Кнутом пробужу своего,
И - гордый - внесет туда, где война,
Где сильных страстей торжество.

Где кровь и пожар! Безумство и страх!
Искусство, холодный расчёт.
Где правых триумф, поверженных крах.
Где новая битва нас ждёт.

...С горящего судна сойду я на землю
С глубокою раною в сердце,
Оружие в ножны сложу насовсем -
До первого возгласа смерти.

К тебе устремлюсь в свой родимый очаг,
Устав от нелегкой борьбы.-
До первой слезы в твоих мирных очах,
До первого зова трубы.

...Однажды не выйду из черных пещер
Под ласковый солнечный щит.
У самого выхода раненный зверь
За гибель свою отомстит.

За участь отплатит свою и сойдет
Во мрак беспросветного дна,
И царство коварства и горя падет,
И темная рухнет стена.

И я наконец-то возьму высоту...
Без крови, без битвы заветной.
Покой и бессмертье навек обрету
В душе твоей, в памяти светлой.

Взойдя на звезду, оставлю свой век
Безумия смывшим позор.
И вслед донесется: "Он человек! -
Рождённый величием  Гор"!


2002


Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 12 Сентябрь 2015, 02:08:41, ВОЗ»

« #4 : 11 Май 2012, 17:46:54 »
Герой Великой Отечественной...

9 мая герой Советского Союза, легенда Второй Мировой войны Магомед Гаджиев не встретил, но своими подвигами он вдохновил многих моряков и капитанов на победы в морских сражениях в той тотальной войне.

Он родился в простой дагестанской семье Имамутдина (аварец) и Хурбиче (лачка) 20 октября 1907 в горном селении Мегеб Гунибского района.  Начав свой путь с юнги на корабле, он проделал тяжёлый, полный жизненных трудностей путь, повышая своё мастерство, воинское умение бойца, стратега и тактика.


8 месяцев беспрерывной войны и боевых подвигов Магомеда Гаджиева изменили военную летопись истории страны, вписав в неё огненными, цвета крови и артиллерийского пламени, буквами, его, дорогое для многих людей - имя. Долгие годы предвоенных лет дали условия для приобретения огромного, непревзойдённого опыта в ведении войны на море, послужившем в дальнейшем делу укрепления обороноспособности единой страны.

Будучи на службе на Черноморском флоте, на военном корабле в боевой артиллерийской части, мне доводилось слышать восторженные речи о легендарном комдиве от его нынешних коллег по ратному морскому делу, офицеров ЧФ РФ. Открыто с надводными кораблями до него не воевало и не побеждало ни одно подводное соединение, Гаджиев смог, - уничтожив в этом бою два корабля противника.

Манере его боя, его тактике следовали моряки не только отечественных флотов, но и зарубежных. «Человеком войны» - он стал в глазах своих сослуживцев, благодаря своей неугасимой преданности военному искусству и безудержной работоспособности, смелости и твёрдой, как горные скалы, воле.

Имя капитана 2-го ранга Гаджиева носят отдельные школы, улицы российских городов, в том числе и одна из центральных улиц столицы Республики Дагестан. В его память назван город в Мурманской области - Гаджиево, где располагается военно-морская база Северного флота.


О том, каким должен быть подводник, боевой моряк, сам герой сказал так, оставляя негласный завет и свои ратные подвиги после себя:

«Командир-подводник должен быть самым невозмутимым из самых хладнокровных моряков, должен иметь пылкое воображение романиста и ясный здравый смысл, присущий действиям делового человека, должен обладать выдержкой и терпением завзятого рыболова, искусного следопыта, предприимчивого охотника.»

Он не погиб, он с нами тут!
Живым вернулся он из боя.
Ведь не погиб великий труд
Дела и подвиги героя.

4 мая 2011

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 06 Июнь 2013, 13:15:16, Marat»

« #5 : 13 Май 2012, 15:30:19 »
Гореть, но не сгореть в огне, на той войне...
М-С.Ш.


- Ну, как там, дедушка, в Берлине,
Ты видел сломленный Рейхстаг,
На нём горящий красный флаг?
- Мы не дошли до этих линий,
Устроил нам ловушку враг.

Нас взяли в плен вдали от дома
Вначале самом той войны.
И повезли нас из страны,
В броню закованных вагонах...
Но нашей не было вины,

В том, что мы разом не погибли,
Вождя не выполнив приказ -
Старались мы, но всякий раз
Нам не везло...ложились гильзы
Вблизи, но пули мимо нас

Летели. Видно, не судьба -
Нам было умереть до срока
Вдали от Родины истоков.
...Ревела смертная труба,
Но не до нас всё было року.

А для себя мы пожалели
Расстрельных пуль... Был в гневе вождь
За малодушье наше. Что ж
Нас не учили, как шрапнелью
Самоубиться. Но, а нож

Он для курбана предназначен...
А наша плоть не потроха,
Мы люди, мы не требуха!
Пусть ждут родные нас и плачут,
Чем плачут и не ждут. Греха

На нас там нет, поверь мне, милый,
Я столько в жизни умирал,
И снова на ноги вставал,
Борясь с предвестницей могилы,
Что милости её не ждал.

А там был ад страшнее смерти
Для зла неведавшей души.
Да лучше сброситься с вершин,
Чем пережить все эти зверства,
Что уготовил нам фашист.

Томленье голодом - не мука
Работа рабская - не ад.
Нацистской ненависти яд,
Презренье к людям - вот гадюка,
Что истребляет всё подряд.

И искушение свободой...
Ведь отказалась наша власть
От нас. Не трудно было впасть
В грех заблуждения в те годы,
Чтоб насладиться властью всласть...

Но наступил час избавленья -
С победою издалека
Пришли союзные войска,
И принесли освобожденье.
...Свисток в подарок, два платка...

Так родились мы снова к жизни.
Из ада в рай поднялись мы,
Из мрака вырвавшись, из тьмы
Навстречу Родине-Отчизне...
Но ждал нас новый век тюрьмы...

Нам волю судеб наших волчьих
"Вожак" суровый не простил
И щедро всех вознаградил...
...Не скоро край увидел отчий,
Родных и тех, кто сердцу мил.

- Дадиля, думаю, а если
Ты бы не спасся, был бы я?
И был бы папа? Вся семья?...
Ты не разменивался честью,
И не утратил  намус-яхъ!

Ты для меня герой не меньше,
Чем те, кто пал на той войне.
Гореть, но не сгореть в огне -
Вот, сила духа! - этот стержень
Ты передай, родной, и мне!

9-13 мая
2012.


-------
По немецким архивным данным количество пленных красноармейцев исчислялось в 5,7 млн. человек, из них погибло 3,8 млн. 1 млн. пленных были зачислены в состав войск Вермахта, для многих это был единственный шанс выжить.

*"Яхъ - активное проявление чести, намус - соблюдение моральных норм и общественное поведение" (из горских адатов). В слове яхъ - хъ произносится с придыханием (прим.М.Ш.).
Дадиля - дедушка (уменьшительно-ласкательное. авар.)

-------




Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 03 Сентябрь 2015, 01:48:13, ВОЗ»

« #6 : 18 Май 2012, 11:07:55 »
На Кавказе, у аварцев, есть легенда, которая гласит, что погибшие на поле сражения воины становятся белыми журавлями...

Расул Гамзатов

Текст песни на аварском языке (в оригинале)


Къункъраби

Дида ккола, рагъда, камурал васал
Кирго рукъун гьечIин, къанабакь лъечIин.
Доба борхалъуда хъахIил зобазда
ХъахIал къункърабазде сверун ратилин.

Гьел иххаз хаселаз халатал саназ
Нилъее салам кьун роржунел руго.
Гьелъин нилъ пашманго, бутIрулги рорхун,
Ралагьулел зодихъ щибаб нухалда.

Боржун унеб буго къункърабазул тIел,
Къукъа буго чIварал гьудулзабазул.
Гьезул тIелалда гъоркь цо бакI бихьула —
Дун вачIине гьаниб къачараб гурищ?

Къо щвела борхатаб хъахIилаб зодихъ
ХъахIаб къункъра лъугьун дунги паркъела.
Гьелъул гьаркьидалъул ракьалда тарал
Киналго нуж, вацал, дица ахIила.


Текст песни на русском языке в переводе Наума Гребнёва


Журавли

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?

Летит, летит по небу клин усталый —
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый —
Быть может, это место для меня!

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.


Один из вариантов стихотворения, написанный Гамзатовым:
 
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?

Сегодня, предвечернею порою,
Я вижу, как в тумане журавли
Летят своим определенным строем,
Как по полям людьми они брели.

Они летят, свершают путь свой длинный
И выкликают чьи-то имена.
Не потому ли с кличем журавлиным
От века речь аварская сходна?

Летит, летит по небу клин усталый -
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый -
Быть может, это место для меня!

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.



История написания:
Цитировать
«... Эта песня родилась у меня в 1965 году в городе Хиросиме. О трагедии этого города написано много, и я возложил венок своих горестных стихов у памятника жертвам большой беды века - написал поэму «Колокол Хиросимы», который ежедневно звонит о погибших, написал о рояле Хиросимы, чьи сгоревшие клавиши играли во мне музыку страшной трагедии, написал о хиросимских часах, которые навечно остановились утром 6 августа 1945 года, в 8 часов 15 минут.
Песня «Журавли» стоит особняком. Неожиданно для меня она стала больше чем стихи...
Увидев в Хиросиме проект памятника простой японской девочке с журавлем в руках, узнав ее историю, я испытал глубокое волнение, которое вылилось потом в стихи. Девочка лежала в госпитале и должна была вырезать из бумаги тысячу журавлей в надежде на выздоровление, но не успела - скончалась.
Потом, уже у памятника японской девочке с белым журавлем, я видел впечатляющее зрелище - тысячи и тысячи женщин в белой одежде. Дело в том, что в трауре японские женщины носят белое одеяние, а не черное, как у нас. Случилось так, что когда я стоял в толпе в центре человеческого горя, в небе появились вдруг настоящие журавли. Говорили, что они прилетели из Сибири. Их стая была небольшая, и в этой стае я заметил маленький промежуток».
Потом была телеграмма о кончине матери. По дороге домой, на всей воздушной трассе, поэт думал о матери, о погибших двух братьях, о миллионах, не вернувшихся с войны, женщинах в белом одеянии, и о многом другом, но мысли поэта все время возвращались к белым журавлям. Он написал несколько вариантов стихов и один из них стал песней. Перевел стихи поэт - переводчик Наум Гребнев, музыку к словам песни написал композитор Ян Френкель, а первым исполнителем «Журавлей» стал прекрасный актер и певец Марк Бернес.
По мотивам песни сняты картины и воздвигнуты десятки памятников. Песня переведена на многие языки мира. К великому сожалению, «... в том промежутке малом» уже нашли свой вечный покой поэт Расул Гамзатов, композитор Ян Френкель и первый исполнитель песни Марк Бернес.
Сегодня крик журавлиный продолжает звать всех нас, живущих на Земле к миру, братству и к единению.

ПЕСНЯ О ГЕРОЯХ

http://www.youtube.com/watch?v=XZZHISSfHv4

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 12 Сентябрь 2015, 02:10:03, ВОЗ»

« #7 : 19 Май 2012, 13:51:51 »
            ПРЕДОК ГОР

Ложатся на шкуру убитого тура
Осенние капли дождя,
Вдали серебрится ночная фигура,
С вершины Гунибской сойдя.

И видит идущий  -  алеющий пламень,
Он плавит кинжальные льды,
И слышит, как бьется о сталь мирный камень,
И сохнут без влаги сады.

И ропщет ему на небо глухое,
На день равнодушный и люд,
Искомое ангелом древо земное,
Страданий и скорби сосуд.

И держит в руках он две равные меры
С водою и пеплом седым –
Ревнитель и страж Божественной веры,
Сердец благородных хаким.

Кто ждал и терпел в прямом постоянстве,
Тот жажды не будет иметь.
Кто зло умножал на земле, не боялся
Аллаха, - тому не успеть.

Не выйти на зов и спасенья не видеть,
Не слышать азан на заре.
Лишь если из мрака неверия выйдет,
На снежной небесной горе -

Раздастся к молитве призыв постоянный,
Вручающей меч от греха -
Душе выбирающей свет покаянья,
Читающей вслух: Фатиха!...

===




1998г.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 06 Июнь 2013, 13:16:30, Marat»

« #8 : 03 Октябрь 2012, 01:52:37 »
Зоб зодо бугегIан, зобод ракь тIепилъиги –тIепудуну черх эхеди серу чжалъиги, лъайби аваразул эль-ракьазда, авар-тайпалъул ругушинал чиязда, цIаракибугеб рокъазул адамазда, нилъераб хIукму-хIухь бугеб муърузул гамчIазда – «чIаго буго, чIаго буго, чIаго буго, ЧIар!». ЦIудуд чIадалеб ракI буго, рекIену мурад буго –чаху кIарал бидул гIор, рукьбузул шоб-гохI-меэр, кIочогьну тала гуру КъапкIацIул магIарулаз.

Покуда небеса не низверглись, но даже тогда, когда если они ударясь о землю, приплюснут ее и вывернут на изнанку, да пусть знают народы и люди на землях  аварских, в домах чьих не угас очаг, да камни горские стоят, что впитали наш дух и волю нашу - " живым пребывает,  живым пребывает, живым пребывает Джар!". Охвачены пламенем наши сердца, однако и в них все мечты пребывают - поскольку реки потоков крови и холмогоры- высоты, что костьми предков выложены, пребывают (обязывая к действию) в памяти горцев Кавказа.  //

       -------                                                                                                                                 Лачин.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 03 Сентябрь 2015, 01:51:06, ВОЗ»

« #9 : 03 Октябрь 2012, 02:57:34 »
Память

Эскадрон Кара Караева


К 70-летию создания Дагестанского добровольческого кавалерийского эскадрона Кара Караева (1942-2012 гг.)

Летопись битвы за Кавказ – тема чрезвычайно обширная и неиссякаемая не только в истории Великой Отечественной, но и Второй мировой войны в целом. Весь мир был изумлен выдающимися событиями, начавшимися на Северо-Кавказском фронте с конца июля и во всю мощь развернувшимися к осени 1942 года. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков писал: «В эти дни суровых испытаний и смертельной опасности народы Северного Кавказа не дрогнули, не потеряли своей веры в силу и мощь семьи советских народов». В августе 1942 г. правительство Дагестана по инициативе председателя Совета Народных Комиссаров, члена Военного Совета 44-й армии, генерал-майора Абдурахмана Даниялова обратилось к Верховному Главнокомандованию Красной Армии с просьбой разрешить трудящимся Дагестана сформировать из горцев Дагестана для борьбы с фашистами отдельный Дагестанский добровольческий кавалерийский эскадрон. Уже 3 сентября Военный Совет 44-й армии, дислоцированный тогда в нашей республике, разрешил организовать в составе кавалерийского полка 44-й армии эскадрон из дагестанских добровольцев. Как только набор добровольцев был объявлен, со всех уголков Дагестана в Буйнакск, где создавался эскадрон, стали стекаться добровольцы: аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины… и в течение считанных дней был набран полный состав эскадрона. Личный состав эскадрона состоял из лучших представителей всех народов Дагестана. Командиром эскадрона был назначен капитан Кара Караев, прославившийся своим героизмом в годы гражданской войны, его заместителем – Камалутдин Нурмагомаев, комиссаром эскадрона – Ахмед Шарапилов, начальником штаба и парторгом –Магомед-Расул Товкаев. Командирами взводов – Газимагомед Ибрагимов, Муслим Мурилов, Гаджи Абдуллаев, Адил Адилов, Шапи Казулаев. В составе эскадрона были 58-летний Гибат Омаров, 55-летний Гази Омаров, семнадцатилетние Хаджи-Магомед Халилов и Ахмед Джанхуватов и другие. В организации Дагестанского добровольческого эскадрона самое активное участие принимал председатель Буйнакского Горсовета депутатов трудящихся Шахрутдин Шамхалов.

9 октября 1942 г. на главной площади г. Буйнакска при большом стечении горожан состоялся торжественный митинг проводов эскадрона на фронт. С напутственным словом к личному составу эскадрона обратился председатель Президиума Верховного Совета ДАССР Адил-Герей Тахтаров, он вручил эскадрону боевое Красное Знамя, на котором золотыми буквами было вышито: «Отдельный Дагестанский добровольческий кавалерийский эскадрон». Командир эскадрона Кара Караев, принимая развернутое знамя, заверил правительство, что бойцы вернутся с победой, и передал его Гази Омарову, кавалеру ордена Красного Знамени, который сказал: «Под этим знаменем победим Германию. Донесем это знамя до Берлина». Уже на другой день провожали эскадрон на фронт. На проводы добровольцев вышел весь город, звучали песни на разных языках народов Дагестана. По пути следования эскадрона на фронт 12 октября 1942 г. у станции Гудермес бойцов приветствовали командующий 44-й армией генерал-майор И. Петров, председатель Совнаркома ДАССР, член Военного Совета 44-й армии А. Даниялов. Эскадрон был зачислен в распоряжение штаба 44-й армии. В Гунибском краеведческом музее хранится записная книжка комиссара кавалерийского эскадрона Ахмеда Шарапилова с записями маршрута эскадрона с 10 октября 1942 г. по март 1943 г. Боевое крещение эскадрон получил под Моздоком. Лаконичные военные донесения рассказывают о славных делах его бойцов и командиров. В начале ноября 1942 года эскадрон получил первое задание – армейская разведка. Несмотря на трудности, а их было немало, эскадрон установил живую связь между штабом армии и партизанами в тылу противника, предоставляя ценные разведданные. Дагестанский кавэскадрон внес свою лепту в освобождение Северного Кавказа. В ходе войны бойцы эскадрона форсировали реки Терек, Днепр, Вислу, Одер, одними из первых врывались на улицы Моздока, Таганрога, Азова, Мелитополя, Ростова-на-Дону, Николаева, Одессы, Кишенева. После освобождения Кишенева эскадрон был переброшен на 1-й Белорусский фронт в распоряжение 5-й ударной армии, в составе которой, форсировав Одер, вместе с другими частями советской армии штурмовал Берлин, сражаясь в ожесточенных уличных боях.

 Знамя, врученное дагестанцам в Буйнакске, было с гордостью пронесено в Берлине под сводами Бранденбургских ворот. Знаменосец эскадрона Гази Омаров, выполнив наказ трудящихся Дагестана, на одной из стен Рейхстага сделал запись: «Дагестанский добровольческий кавалерийский эскадрон. Омаров Гази». В числе бойцов ударной армии генерал-полковника Берзарина дагестанцы принимали участие в параде Победы в Берлине. Многие кавалеристы получили ордена и медали, в их числе Адил Адилов, Муслим Мурилов, Ахмед Шарапилов, Гази Омаров, Магомед Ашлаев, Магомед Магомедов, Магомед Алиев, Ахмед Джанхуватов, Курбан Османов и другие. Характеризуя действия бойцов эскадрона, командир 416-й Таганрогской Краснознаменной ордена Суворова дивизии Сызранов писал Дагестанскому Обкому ВКП(б): «Воины Дагестана в наших рядах сражались стойко и храбро… Потомки легендарного героя Дагестана полководца Шамиля наносили врагу нашей родины могучие удары». Боевые действия, совершенные бойцами Дагестанского добровольческого кавалерийского эскадрона в годы Великой Отечественной войны, останутся в памяти благодарных потомков навечно.

             Закарья НАХИБАШЕВ, доктор исторических наук, профессор.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 03 Октябрь 2012, 03:01:31, Maratshah»

« #10 : 10 Апрель 2013, 23:19:13 »
               
        I
Горянки в битвах Дагестана



Из истории нам известно, что в периоды тяжёлых кровопролитных сражений женщины Дагестана - горянки, становились в одни боевые ряды вместе с мужчинами, оказывая яростное сопротивление противнику. Если ситуация была безвыходной, они брали детей и вместе с ними бросались в пропасть, погибая. Так было при штурме Ахульго, Гуниба, Салта и других цитаделей горцев.
Каждая большая война в горах Дагестана рождала всё новых безвестных героинь, сражавшихся за свободу родной земли. Но некоторые имена история сохранила и донесла до нас. Одной из таких героических горянок была девушка по имени Парту Патима подвиг которой иногда сравнивают с подвигом Жанны д'Арк.

Именно она возглавила войско мужчин в одном из важных эпизодов всенародного сопротивления тирану-завоевателю Тамерлану.

В исламе выход женщины на джихад не предусмотрен, поэтому военное сопротивление женской половины врагу назвать религиозной традицией мы не можем. Однако сам Имам Шамиль в годы Кавказской войны, вследствие необходимости, издал указ о том, что «всякая женщина должна иметь пику с железным наконечником и в случае надобности сражаться вместе с мужчинами».
 Война для горянок было делом не новым. Ещё в 1741 году во время вторжения полчищ "Грозы вселенной" Надиршаха в Дагестан, женщины Аварии и других мест горного края, переодевшись в мужские одежды, вооружившись мечами, кинжалами, топорами, камнями, вступали в воинские дружины, участвуя в партизанских набегах на солдат противника.

Участник штурма  Ахульго — один из летописцев Кавказской войны Милютин писал: «насчитано было свыше 1000 неприятельских трупов, большое число их неслось по реке. В плен было взято до 900 человек, большей частию женщин, детей, и стариков, и те, несмотря на своё изнурение и раны, покушались на самые отчаянные предприятия. Некоторые из них, собрав последние силы свои, выхватывали штыки у часовых, и бросались на них, предпочитая смерть унизительному плену. Эти порывы исступления составляли резкую противуположность с твёрдостию стоической некоторых других мюридов; плач и стоны детей, страдания физические больных и раненных дополняли печальную сцену».

Ахульго это, вообще, один из наиболее сильных примеров женского бесстрашия и преданности. Эпопея человеческого мужества. Исторические летописи передают, что на Набатной горе (Ахульго, Akhulgo - авар.) рядом с мужчинами дрались женщины, переодетые в черкески. Известен случай, называемый в народе  "Подвигом ашильтинки", когда жена встала на место убитого мужа (этот случай заслуживает особого внимания, когда одна трагедия изменила жизнь целых поколений), сражаясь до последнего дыхания. При этом же штурме погибла жена имама Шамиля — Джавгарат и их грудной сын Саид. А родная сестра Шамиля под конец сражения покончила собой, бросившись в глубокое ущелье. Известны факты массовой гибели женщин, детей и стариков и в других эпизодах Кавказской войны. Предсмертный полёт в вечность избавлял их от плена, переселения и иных насильственных перемен.

Описывая героизм и непреклонность горских женщин, нельзя обойти вниманием и знатных дагестанских правительниц, проявивших себя в качестве бесстрашных воительниц. Одной из них была властительница Дербента Тути-Бике. Враг осадил город, держа его в осаде 9 месяцев. За это время вдова Фат-Али-хана практически всё время находилась рядом с защитниками крепости. Надевая на себя боевые мужские доспехи, вооружение, она поднималась на стены Нарын-калы и руководила действиями её защитников, что вселяло надежду и мужество в жителей осаждённого города.

Век спустя в Аварии ханша Баху-Бике выступила на защиту родного ханства. Мюриды в количестве 8 тысяч человек ворвались в Хунзах, чтобы наказать его правителей "за мир" с царскими властями. Увидев такое войско под предводительством самого имама Гази-Мухаммада дружина ханши дрогнула. То, вероятно, был и религиозный страх перед предводителем правоверных, но как бы ни было, отступать назад было нельзя. Баху-Бике, видя, сомнения бойцов, вышла обнажила саблю и вышла вперёд, прокричав: « Если вы испугались, дайте нам, женщинам, ваши мечи и спрячьтесь за нашими юбками!»
После этих слов мужчины яростно бросились в бой и вытеснили наступавших далеко за пределы ханства. Эту победу отметили и в Санкт-Петербурге, царь пожаловал Аварскому ханству знамя с гербом России. Несколько годами позже Баху-Бике погибла от руки мюрида, храбро встретив смерть.

Где героизм, где безрассудство женщин,
судить не нам... А лишь Тому, кто сотворил их прежде...


Вписаны в воинскую летопись и терские казачки Кизляра, принимавшие участие в обороне станиц от набегов.

Женщину-воительницу, женщину, готовую пожертвовать собой ради отчизны знает мир. Этот образ знаком многим народам, он стал легендой во многих культурах. Но интересно, где истоки воинской доблести и бесстрашия женщины, а в нашем случае горянки, если не в духе и в зове Родины. Это, да, и это пафос, подлинный пафос этого явления под названием героизм женской души, женской воли. Но где же исторические корни боевых традиций этих женщин? Не от таких ли женщин-воиительниц, как царица саков Зарина, тянутся нити воинских традиций? Древнегреческий историк Ктесий писал в своей летописи: “Над саками в это время царствовала Зарина, женщина воинственная и далеко превосходящая смелостью и деловыми качествами всех прочих сакских женщин. В народе этом вообще женщины помогают мужьям своим в военных делах” (18, с.11).

 А амазонки Кавказской Албании ("алазанки" по Страбону), жизнь и быт которых описывал Страбон (I в. до н.э. - I в.н.э.), не являются ли они в некотором роде праматерями горянок?
"Как говорят, в горах над Албанией обитают амазонки... Амазонки живут в соседстве с гаргарейцами в северных предгорьях тех частей Кавказских гор, которые называют Керавнийскими... Десять месяцев в году амазонки живут сами по себе: пашут землю, занимаются садоводством,  скотоводством и ухаживают за особой породой лошадей. Самые сильные амазонки учатся охотиться верхом на конях, и занимаются военной подготовкой. В детстве им прижигают правую грудь, чтобы они могли легко выполнять любую работу, в особенности метать копьё правой рукой. Амазонки широко пользуются луком и стрелами, секирой и легким щитом; из кожи диких животных они шьют боевые шлемы, одежду и ремни.
Два особых месяца в году амазонки поднимаются на гору, которая отделяет их от гаргарейцев. Согласно очень древнему ритуалу, гаргарейцы также поднимаются на эту гору, чтобы совместно с женщинами принести жертву богам и сблизиться с ними для зачатия потомства. Они встречаются друг с другом тайно, под покровом ночи. Сблизившись с женщинами, гаргарейцы отпускают их домой. Всех родившихся девочек амазонки оставляют у себя, а  мальчиков  отдают  гаргарейцам на воспитание. Каждый гаргареец признает любого принесенного ему ребенка своим сыном и принимает его" (3, с.22).

 Быть может это красивая легенда или отголосок событий, когда племенные дружины, оставшиеся без женской половины объединялись с реальными дикими амазонками, предки которых по мужской линии покинули их или погибли в боях. Легенда наслаивается на легенду... Но исторический факт то, что в рядах войск албанов - предков дагестанских и нахских народов, состояли женщины. Римляне свидетельствовали, что среди албан воевали и женщины, одетые в доспехи, вооружённые мечами, луками, дротиками, на конях и в пеших строях. Та отвага и храбрость, которую проявляли они, заставляли думать наблюдателей и участников тех событий о неком женском воинском сословии, участвующих в битвах с римлянами на стороне албанских воинов.

Легенда это или нет, но мы продолжим думать о них,об амазонках Кавказа, что гибли в неравных боях пока их племя полностью не исчезло . И мы видим его остатки в боевых горских женщинах, проявлявших  храбрость в самых жестоких схватках на стороне своих мужчин, на стороне своих отчизн, окружённых исполинскими скалами, врезающимися остриями башен в тёмно-синие полотнища небесных сфер.


M. Shahman.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
*"Политические и духовные руководители дагестанцев в борьбе с нашествием Надир-шаха"
http://cheloveknauka.com/politicheskie-i-duhovnye-rukovoditeli-dagestantsev-v-borbe-s-nashestviem-nadir-shaha

*"Тяжкая и героическая эпопея Ахульго". НВО.
http://nvo.ng.ru/history/2002-12-06/5_shamil.html

*Штурм Ахульго

*Алкадари Г. Э. Асар-и Дагестан. -  Махачкала, 1929. - С. 94

*Лесли Бланч. Сабля рая. - Махачкала, 1991. - С. 9.

*Потто В.А. Два века Терского казачества (1577-1802). – Ставрополь, 1991. - Т. I. - С.117.
II Там же. - С.138

*Саки (лат. Sacae) — собирательное название группы ираноязычных кочевых и полукочевых племён I тыс. до н. э. — первых веков н. э. в античных источниках.
 
*Индо-скифские племена в Индии именовались «шака», как вариант индийского наименования сака.
 
*Так же как и эфталиты или белые гунны, часть саков под напором конкуренции в степи и давления тюркских народов ушли на юг, где большей частью осели в Персии и Индии. Саки, точнее их мигрировавшая часть, дали название гавару Шакашен(греч. Сакасена) провинции Утик Великой Армении, так же провинции Сакастан в Персии.
 
*Амазонки - есть данные, что в первоисточниках по Страбону указаны, как "алазанки", от р.Алазань в Джаре.
 

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 03 Сентябрь 2015, 01:52:46, ВОЗ»


Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика