Диалог культур
Ансамбль «Бюль-Бюль»

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #1 : 29 Декабрь 2009, 13:37:19 »
Проект образовался в Москве летом 2005 года.

“Бюль-бюль” (алтайское - "топ-топ" [+ по-азербайджански - "соловей"]) - это название одной из алтайских ритуальных народных песен, которую исполняют в тот день, когда ребенок делает свои первые шаги.  Эта же песня, одна из любимых в группе, поэтому проект решили назвать именно так.

(из текста на сайте ансамбля)

http://www.bombom.ru/
http://www.bombom.ru/Info.html

Проект “Бюль-бюль” представлялся как синтез звучания музыки различных культур и этносов, сочетание алтайского горлового пения с архаичным и прочим русским фольклором разных регионов России, грузинского хорового и ансамблевого пения с казачьими песнями, звучание алтайских и тувинских народных инструментов с африканскими, арабскими и европейскими.

Изначально программа проекта была задумана Инной Лукичевой как органичное корневое сопересечение 2-х традиционных музыкальных культур - алтайской (исполняемой Ногоном Шумаровым) и русской, где сочетаются детские потешки и колыбельные, алтайский и русский былинный эпос, хороводные и игровые звучания, варганные имитации скачек коня и казачего воинского пения "под рысь".


Предлагаю запись одного из первых концертов ансамбля, когда в его состав входили 4 человека: Ногон Шумаров, Булат Гафаров, Инна Лукичева и Яна Лир (почти о каждом из них есть страничка на сайте).


1. Бюль-Бюль (алтайская колыбельныя) + "Иванушка-рачек" (детская припевка Белгородской обл.)
http://rmvoz.ru/lib/fonoteka/etnic/rossia/byul-byul/1.mp3


2. Колыбельная змеи (наложение звучаний алтайской и русской колыбельных песен)
http://rmvoz.ru/lib/fonoteka/etnic/rossia/byul-byul/2.mp3


3. Варган (язычковый инструмент, распространенный на Алтае, а также, под разными названиями – в Башкирии, Якутии, Казахстане)
http://rmvoz.ru/lib/fonoteka/etnic/rossia/byul-byul/3.mp3


4. "Да приехал мой миленькай с поля" (Курская обл.)
http://rmvoz.ru/lib/fonoteka/etnic/rossia/byul-byul/4.mp3


5. Алтайское горловое пение
http://rmvoz.ru/lib/fonoteka/etnic/rossia/byul-byul/5.mp3


6. Два варгана
http://rmvoz.ru/lib/fonoteka/etnic/rossia/byul-byul/6.mp3


7. Русалочья и купальская песни (Брянская и Псковская обл.) + алтайские духовые
http://rmvoz.ru/lib/fonoteka/etnic/rossia/byul-byul/7.mp3


8. "Ой да пролегала шлях дорожка" (донская казачья) + горловое пение и варган
http://rmvoz.ru/lib/fonoteka/etnic/rossia/byul-byul/8.mp3

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 19 Январь 2011, 09:17:24, Е. Морошкин»

« #2 : 06 Январь 2010, 23:04:52 »
Со странички Булата Гафарова http://www.bombom.ru/bulat.html можно перейти на очень интересную страницу о музыкальных инструментах: http://toke-cha.ru/instruments.html . А оттуда на сайт группы Токэ-Ча http://toke-cha.ru/ , где он также участвует. Там информация о прошедших и предстоящих концертах, архив аудио и видеозаписей, страничка о репертуаре группы http://toke-cha.ru/programs.html  и другие материалы.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

« #3 : 17 Январь 2011, 23:06:45 »
Проект был создан под впечатлением услышанных мной певческих программ Ногона Шумарова и задуман как творческий дуэт двух певцов разных традиционных культур, где одна лишь с большей и большей силой подчеркивает и усиливает звучание, смысл и значение другой!

Здесь приведены далеко не все номера данного проекта. В дальнейшем планируется студийная запись с участием самого Ногона Шумарова, Инны Лукичевой и других музыкантов.


« #4 : 19 Январь 2011, 07:13:10 »
“Бюль-бюль” (алтайское - "топ-топ" [+ по-азербайджански - "соловей"])
Интересно, на хинди "соловей" почти так же будет - "бульбуль" :)

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран

« #5 : 22 Февраль 2011, 00:41:27 »
Идея потрясающая. Особенно с самой композицией "бюль-бюль". Меня всегда завлекала в русской народной песне одна черта: несмотря на развивающуюся мелодию ,тему, музыка все равно будто остается в одном тоне, основном, всепоглощающем, голос вроде как не полноценно в каждой ноте, а отталкивается от главной и немного дотягивается до остальных. И при этом поются тексты о простой, обыденной жизни, рассказываются события (вполне привычные) из жизни каких-то людей. Возникает эффект "сакральности" происходящего: мол,  за каждый этим простым и привычным событием стоит Смысл, судьба, настоящее горе или настоящая радость. Каждое событие -  верхушка огромного айсберга.
В композиции "бюль-бюль" - заложена потрясающая идея сочетания шаманской колыбельной (колыбельная -  напутствие к возвращению в другой мир: засыпая, пробуждаясь, умираешь и рождаешься одновременно) и песни о шалостях и жизни ребенка утром, днем. Тут раскрывается эта "сакральность" вдвойне.
Идея великолепная.

Но...у меня вызывает недоверие исполнение этих песен. Шаман будто совсем не шаманит, а просто исполняет. Похоже разве что на поклонение (действительно шикарному) Звуку, но не уходу через него из нашего мира. Варган не варганит, а просто играет. Должен быть толчок от ритма к звуку и прыжок в спонтанное чувство природы, импровизацию. Здесь же звучит искусственно.
В одной песне я нашла нужное, я напишу в какой завтра - послезавтра, пока нет возможности прослушать все (а потом может не быть возможности написать;) ).

И у меня еще такой "вопрос" : мне всегда немного диссонировало, когда исполнители народной музыки на концертах одевали костюмы, похожие на национальные. Обычно эти костюмы ничего не добавляют в содержание выступления, сами по себе зачастую и не очень хорошо и красиво сделаны и выглядят. Не несут информации. Органичнее выступление - в современной концертной одежде. Ведь от хорошего исполнения все равно слушатель и музыкант "уходят" в нужную ощущение, а "национальная" одежда только сбивает и выглядит нелепой попыткой передать другую культуру. Мне всегда это мешало. Все равно и мимика ,и цвет кожи, и телосложение не те, и пластика не та, от того нелепо выглядит, редко идет артисту эта одежда. Или надо играть "человека из той культуры" по-настоящему от начала и до конца,с мастерством актера. Может,я не чувствую, подскажите, зачем?

Александра Тихонова
----
"Говорить о музыке все равно, что танцевать об архитектуре"
«Последнее редактирование: 23 Февраль 2011, 00:11:21, Alexandra»

« #6 : 21 Март 2011, 02:19:52 »
         Александра... Очень приятно слышать о  ваших ощущениях – они глубоки и во многом подлинны. Да – действительно – вообще вся музыка издревле времен рождалась из одного полнокровного, полноценно звучащего, богатого, объемного, всеобъемлющего звука. Все звукоряды – впоследствии возникшие – как бы выросли, как побеги, драгоценные цветы из сердцевины – из одного такого всепоглощающего звука, объемающего собою – вселенную, всю глубь и высоту неба одновременно! Рождались они из обертонов этого звука и тесно связаны с естественной природой – акустикой звучащего человеческого тела, инструмента, почвы под ногами, всего вокруг... и одним из примеров такого пения – почти иногда на одной ноте является – горловое пение, как и другие примеры музыкальной архаики в различных этнических культурах – в том числе и в русской песенной традиции..Припевки – детские, колыбельные – одни из образцов оставшихся, в древности – сакральных, крайне значимых – песнопений!! (Прим. – о звукорядах, возникавших и возникших из такого "прозвука" – натуральных звукорядах и строях – мы поговорим в нашем "Аутентичном разделе"! Т.к. – они здесь являются определяющими в  тайне воспроизведения и сохранения аутентичных, подлинных звучаний как в нашей, так и в других традиционных культурах, существовавших веками и сейчас, как и экология, как и все естественное, природное, подлинное – подвергаются угрозе полного исчезновения!! Что связано и с исчезновением естественных форм функционирования человеческого организма и – сознания!!! Это – архиважный вопрос нашей цивилизации!!!)

     Теперь.Что касается шаманского пения. Здесь к сожалению у многих современных любителей-слушателей путаются понятия шаманизма и шаманского трансового пения, несущего на себе прежде всего функциональную нагрузку – общения с духами, вхождения в транс под воздействием определенных психо-тропных веществ и галлюциногенов, и этнического – фольклорного пения – народной традиционной песни, народного эпоса в алтайской, тувинской, монгольской горловых культурах, которое воспроизводилось тем же горловым звуком – нараспев, как  колыбельные, так и лирические, как и даже – просто – аналоги наших частушек... Известное всем и лично мне в общении изречение, которое почти цитирую, и которое сами мастера горлового пения выдают – что вижу по пути – о том и пою, что чувствую – о том и пою – о природе, красоте и неповторимости родного края, о первых шагах ребенка, о блеянии козы, о рыке медведя, об охоте, о странствиях и подвигах эпических легендарных героев и пр. и пр. Здесь не надо путать певческую манеру, присущую данной этнической традиции и – ее функциональное предназначение!!

        Далее. На предмет костюмов... Безусловно – влезть в аутентичные – привезенные из деревень от самих носителей традиционной культуры, и тем более – в дурно пошитые – не имеющие никакого отношения ни к символике, ни к функциональному назначению (ведь традиционный костюм имел еще кроме прочего – и сакральное значение – это – не просто – одежда!!), как бы – костюмы – полная нелепица..Только при одном условии – если это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО традиционный звук – ПОДЛИННАЯ, а не подделка, ДУША самого исполнителя, по-настоящему  воспроизводящая, проживающая эту музыку и эту песню, а не просто – изображающая, подражающая; при условии внимательного отношения ко всем традиционным принципам и законам звуковоспроизведения, взаимодействия и звукообщения в живую исполнителей между собой, инструментами (подлинными) – тогда – да – возможно это – имеет смысл. В остальном – согласна – предпочтительнее некая современная версия, стилизация или – одежда – нашего мира! А аутентичный костюм – как некую наполненную непостижимую вселенную – бесценную сокровищницу лучше оставить для исследователей, музейного экспонирования, реставрации и пр.

                           Чудесное изречение:

                "Говорить о музыке все равно, что танцевать об архитектуре"

          Асейдора Дункан говорила,что танец – праматерь всех видов искусств!!!

На сей счет порекомендовала бы посмотреть мою страничку с моими группами в "Контакте" – Инна Лукичева, в "Живом журнале" – Inna-luuk – и также на сайте по ссылке    http://www.bombom.ru/vocal.html

«Последнее редактирование: 21 Март 2011, 10:07:28, Е. Морошкин»

« #7 : 09 Июнь 2011, 16:18:36 »
   
     Теперь.Что касается шаманского пения. Здесь к сожалению у многих современных любителей-слушателей путаются понятия шаманизма и шаманского трансового пения, несущего на себе прежде всего функциональную нагрузку – общения с духами, вхождения в транс под воздействием определенных психо-тропных веществ и галлюциногенов, и этнического – фольклорного пения – народной традиционной песни, народного эпоса в алтайской, тувинской, монгольской горловых культурах, которое воспроизводилось тем же горловым звуком – нараспев, как  колыбельные, так и лирические, как и даже – просто – аналоги наших частушек... Известное всем и лично мне в общении изречение, которое почти цитирую, и которое сами мастера горлового пения выдают – что вижу по пути – о том и пою, что чувствую – о том и пою – о природе, красоте и неповторимости родного края, о первых шагах ребенка, о блеянии козы, о рыке медведя, об охоте, о странствиях и подвигах эпических легендарных героев и пр. и пр. Здесь не надо путать певческую манеру, присущую данной этнической традиции и – ее функциональное предназначение!!
     
Извиняюсь за долгое молчание:)
Я бы себя не назвала любителем, т. к. все время,что себя помню, занимаюсь музыкой, и это навсегда. Я ни в коем разе не путала эти 2 совершенно разные вещи, когда я говорила следующее:

Шаман будто совсем не шаманит, а просто исполняет. Похоже разве что на поклонение (действительно шикарному) Звуку, но не уходу через него из нашего мира.
я имела в виду  отсутствие в представленном пении подлинного творчества: общения с произведением, музыкой, самоотдачи , я слышу лишь качество воспроизведения и  "поклонение звуку" ( я когда играю гаммы, упражнения ( в частности много на длинных нотах) частенько испытываю подобные чувства : могу часами слушать, "искать" Звук, "отдаваться" ему, но это не более,чем упражнение.) , нет работы над этим звуком, за нотами будто ничего не стоит, это как шикарный камень, первородный,  естественный, но никак не проработанный.

Александра Тихонова
----
"Говорить о музыке все равно, что танцевать об архитектуре"


Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика