Кавказ: история, мифы, предания, эпос
АварБо

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #31 : 16 Сентябрь 2012, 15:15:47 »
Аварцы Кавказа относятся к кавкасионам (кроманьонское древнейшее население Европы со времён верхнего палеолита и алародийские племена, пришедшие позже, около трёх, а то и более тысяч лет назад) Термин Авар у аварцев происходит от Авар-Абар провинция Хорасан(Иран), также связано с парфянами, Апар. Авараг в аварском языке переводится как пророк, мессия, царь, одного из царей горцев звали Авар (Аухар). С жужанской ордой, именовавшей себя аварами, аварцы(ауhары) генетически не связаны (если не затрагивать сейчас древнехурритского родства с отдельными племенами кочевых аваров), но исторически их судьбы пересекались, так как все эти народы и государственные образования входили в зону влияния Византии и Ирана, управлявшими теми процессами, переселениями, назначениями, укреплениями позиций-оппозиций и т.д.
Аварцы представители древних кавказских племён, одно из племён Центрального Дагестана,    исторически связанное с горной Аварией, называли алби. Рос, рус у аварцев переводится, как воин, герой, отсюда горская область Рус в хрониках историков и собственно русы; аварцев лакцы, например, называют ярусса. " А цари у них русы"... - повествует древняя историческая хроника в отношении правителей Сарира с центром в Хунзахе.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…

ОффлайнMaginhard Avars

  • Krieger ohne Schlaf
« #32 : 17 Сентябрь 2012, 20:32:40 »
С тотемами бытовавших среди кавказских аваров, полагаю, надо быть немного осторожнее. Первоначально надо вообще доказать, что среди ауаров Сарира бытовал тотемизм. Это Абаев любил всё объяснять тотемизмом. Полагаю о тотемизме надо писать с осторожностью. Связь между понятиями "Сарир" и "Ауар" причём в хорасанском (восточноиранском) преломлении, восприятии подтверждается на все сто. Чтоже касается высказываний Агларова Мамайхана и его вставок в тесксты, принадлежащие Мураду Магомедову то их можно с полным на то основанием расценивать как невежественные. К теме аваров никакого отношения агларов никогда не имел.

Maginhard Avars - Krieger ohne Schlaf

ОффлайнMaginhard Avars

  • Krieger ohne Schlaf
« #33 : 17 Сентябрь 2012, 20:44:19 »
О "мелигдун" ... Я нашёл человека, который не только знал, что такое "мелигдун", н и самучаствовал. Информатор - Исалов Магомедрасул (уроженец с. Чох Гунибского района, 1934 г.р.). Он рассказал, что эта игра была хорошо известна всем его ровесникам чохцам. Молодёжь вооружалась длинными прутьями, типа копий, шестов и шла в атаку друг на друга. Били шестами и ногами. Главное - забить противника и отобрать шест. Били и топтали до тех пор, пока он не не бросит "оружие", то есть "шест". После этого поверженныйпризнавался "воеенопленным", а "шест" - "трофеем". По его рассказам, они в детстве сколачивали свои группы, которые назло более старшим мастерили короткие шесты и внезапно обрушивались с ними на более старших. перехватив руками длинные шесты (которые так любили их старшие ровесники) они быстро колотили их своими куцыми "копьями", а затем со смехом разбегались, так как на помощь их противникам быстро стеклись их "соратники" со своими длинными шестами. Поэтому необходимо было вовремя "делать ноги"

Maginhard Avars - Krieger ohne Schlaf

« #34 : 14 Январь 2013, 14:39:01 »
Академик Н.Я. Марр:
"Аварцы - албаны: к этому положению можно подойти, и рассчитываем подойти особо, и не одним лингвистическим путем" [Марр 1917: 333]....
... "Горские коренные языки Кавказа сохранением своего диалектического богатства, множеством языков, наречий и говоров, обязаны тому факту, что ни на одном из них в пределах нынешнего их распространения не возникла и не развивалась длительно литература и ни один из них не навязывался как общий язык, объединяющий все горские ближайшие родственные народы. Одно, впрочем, исключение приходится сделать для аварского языка в Дагестане. Родной язык Шамиля - lingua franca для многих племен Дагестанской области, имеющих каждое свой родной язык, но общающихся друг с другом на аварском. Но и это чрезвычайно любопытное, в горских языках исключительное явление, можно объяснить не новой жизнью аварского языка, а как наследие от весьма древней эпохи. Дело в том, что работа над аварским языком начинает выдвигать вопрос о необходимости отождествить его с языком кавказского народа, который жил еще до X века самостоятельной церковной жизнью, а в V-VI веках отстаивал христианскую веру, борясь бок-о-бок с армянским и грузинским народами за крест против персидского государства и его национальной тогда "зороастровской" (закавычено - М.Ш.) религии. Народ этот были албаны, страна их называлась Албанией. На албанском языке существовала литература, и если оправдается дальнейшими изысканиями, что в аварцах мы имеем потомков албанов, то станет вполне понятным замечательная литературная выработанностъ живой аварской речи, ее естественное господство и преобладание над языками, не проходившими литературного искусства" [Марр 1933: 70]

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 06 Июнь 2013, 13:34:12, Marat»

« #35 : 14 Январь 2013, 14:58:44 »
...С политическим господством Хазарии некоторые исследователи связывают и происхождение таких имен раннефеодальных правителей Аварии, как например. Авар и Баян, которых называют "хаканами гор" и "тарханами".У акад. Н. Я. Марра имеется очень любопытное (хотя и не всеми принимаемое - Б. А.) высказывание: "Когда мы стоим перед вновь открывающейся перспективой признания в аварах пережитка исчезнувшего на Кавказе, казалось бы, бесследно, исторически не менее важного, чем армяне и грузины, албанского народа, то рассмотренный языковый материал, бесспорный вклад аварского языка в армянский и грузинский языки, может свидетельствовать о влиянии не только древней албанской речи, но и древней албанской культуры на родственных представителей кавказского мира".
 
http://www.dissercat.com/content/formirovanie-i-razvitie-avarskogo-literaturnogo-yazyka#ixzz2FyJwlLnt

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 06 Июнь 2013, 13:34:23, Marat»

« #36 : 06 Март 2013, 15:10:17 »
Цитировать
История появления и распространения этого слова в русской литературе не оставляет сомнения, что оно вошло в русский языкиз языков Кавказа. Только в виде курьеза можно вспомнить «этимологию» В. Даля, который (правда, под вопросом) производил абрек от обрекаться [6].

В языках Кавказаслово абрек в разных вариантах имеет действительно весьма широкое распространение: черкес, abreg, кабард. abrеg, осет. (иронский диалект) abyrig, (дигорский диалект) abareg, abreg, ингуш, aberg, чечен. oburg, авар, aburik, груз, (в диалектах) abragi, abrak’i, ap’arek’a[7], мегр. abragi, сван, ambreg.

Встают два вопроса: 1) из какого именно кавказского языкавошло абрек в русский язык и 2) какова этимология (происхождение) слова.

Преображенский в «Этимологическом словаре русского языка» утверждает, что русское абрек заимствовано из осетинского. При этом он ссылается на устное сообщение В.Ф. Миллера. Версия о заимствовании из осетинского повторенав словаре под ред. Ушакова ив Академическом словаре 1948 г.

М. Фасмер в «Этимологическом словаре русского языка» [8] считает более вероятным, что и русское и осетинское слово усвоены из черкесского, но тут же приводят и осетинскую этимологию В. Ф. Миллера.
http://ironau-ru.livejournal.com/19713.html
.

гипотетическая версия:

Слово абрек происходит от ср.персидского aparak; avara (новоперс.) - бродяга, имеет также значение кочевник, пришлец, разбойник. Племена аваров или псевдоаваров входили в группу иранских номадов и были известны как кочевники, лихие воины, участвовавшие в различных походах и военных операциях, где дело касалось захвата добычи, пленников, а в дальнейшем территорий. Со временем "авары" сближались с другими племенами различного этнического корня.

Сословие абараков сформировалось еще в те времена, когда воинственные группы номадов, получивших свое имя по всей видимости от производного aparak, позже avara, абар, искали и находили удачу в открытых набегах на торговые караваны, имперские отряды, причем как Византии, так и Ирана. Усилившись, "абары", "авары" стали наниматься воинами в имперские легионы, а затем и собственными отрядами участвовать в византийских и иранских кампаниях. Среди молодого новоиспеченного союза племен выделялись два основных - уар (возможно аорсы - wors - белый, осет.) и хуни (хоны, хиониты), состоявшие прежде в зависимости от тюркского кагана. Уже после закрепления союза "аварских" племён в Предкавказье в их ряды влились кочевники угро-тюрки. Для Ирана все эти племена одинаково являлись кочевыми, бродячими по земле, которых именовали общим апарак, абрек в позднеисторической форме. Имеют ли отношение к аварам Аваршахра вархуны (уар и хуни) или, как их называют, псевдоавары, вопрос другой темы.

В «Атласе Китая» А. Херманна упоминается, что вотчиной  авар являются территории Хорасана, Тохаристана.
А как известно, в Хорасане, в Нишапур существовала древняя провинция Абар, Аваршахр, это второй возможный вариант происхождения имени авар, но он как раз не имеет отношения к среднеиранскому слову aparak - бродяга, но имеет древние глубокие корни.
Следует отметить созвучие имени обр, как называли авар славяне и другие соседние народы, и кавказского аварского слова оburik или oburg (чеч.) - абрек.

Версия, что вархониты взяли имя подлинных  авар ради того, чтобы напугать своих врагов, сомнительна ещё потому, что те самые авары Абаршахра никуда не исчезали, но были вовлечены во внутрииранский ( парфяно-персидский) полилический конфликт, круто изменивший их судьбу. Как вариант решения загадки, - это имя "прикрепилось" к вархонитам в ходе истории, благодаря их поступкам и образу жизни. И всё же, если присвоение имени авар было их историческим мошенничеством, то построение Аварского каганата в Европе, создание государства Сарир в горной провинции Авар (Авария) дело рук подлинных авар Абаршахра, в тени дел которых, предприятия вархонитов являлись локальными, имевшие региональный успех, связанный с военно-политическими успехами абаршахрцев.

Но как слово абрек проникло в кавказскую горскую среду? Почему вольных воинов, охотников за добычей, бунтарей, в ином случае просто грабителей из среды кавказцев, стали называть абрегами?

(М-Шах)

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 30 Ноябрь 2014, 00:15:49, ВОЗ»

« #37 : 14 Март 2013, 16:39:57 »
Комментарий от  Maginhard Avars:

"Слово "бар" при прочтении на арамейский лад даёт "Ъбар" или "Ъвар". Кстати, современное персидское "бар" (высота, о ком-то, чём-то") это и есть результат результат развития среднеперсидского "абар" (более позднее чтение - "ауар", а более ранее - "апар", т.е "апар", затем абар и позднее ауар). В античных хрониках "они жили за большой рекой, которую тюрки называли Чёрной". Здесь речь идёт скорее о Тариме, который с иранских языков перевод. как "чёрная". Но на самом деле, здесь прослеживается мифологический сюжет - АФРАСИБ означает "за чёрной водой". Был такой легендарный вождь туранцев-хионитов. ВАРХОН тоже может переводиться как "за источником", "за водой", но может и совсем поиному. УАРХОН это согдийское обозначение тех кто ушёл в Европу под именем аваров. Карл Менгес считал ядерной группой тех аваров - сяньбийцев (протомонголов). Но вероятно среди них были и выходцы с юга, с той местности что называлась Абар, Апар. Это Хорасан. И он проходил полосой по югу, начиная от Горгана (иногда в него включали и Горган тоже) до Китая. Хорасан есть собственно Хорасан - Парфия и есть Большой Хорасан - он до Китая, точнее Тибета. Есть одна интересная деталь. Те кто ушёл в ЕВРОПУ И СОЗДАЛ КАГАНАТ ОТЛИЧАЛИСЬ ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРОЙ РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА. Они делали великолепные ковры, кожаные изделия и т.п. Эти способности чужды протомонголом, так как они были весьма примитивны и уступали даже тюркам, не говоря уже об иранцах. Кроме того, иранский элемент и иранские захоронения действительно там представлены (в Венгрии).Отношение к нам имеет Хорасан (Абаршахр), а хунно-сяньбийцы вот здесь несколько связь слабо прослеживается. Хотя у меня есть изображение неизвестного воина в сяньбийской причёске (с косами), обнаруженной при раскопке на Сулаке, в Чиркейской зоне).

Короче говоря, то что мы имеем на данный момент, это - Хорасан и есть настоящий Абаршахр со всеми абарами и аварами, и апарами. Все остальные могут иметь нечто общее с нами только через эту местность. Но не более того. Вот это можно и нужно признать. А сяньбийцы (хунно-сяньбийцы)... что-то есть, что-то было, что-то возможно прослеживается и т.д. но чёткого, однозначно ясного нет. То есть протомонголы не из нашей оперы. Они были прекрасными воинами и где-то могли возглавить группировку. "Жужань" и "Кармирхион" с большой долей вероятности одно и тоже.
Я заметил, что не только у китайцев чужеземные орды сравнивали с насекомыми, червями и т.п. Они кармирхионы. И когда жужани перешли через Волгу каган узнав что они стали именоваться аварами очень удивился. Конечно, потому что где-то два года до этого истинные абары с Абаршахра приходили к нему и поздравляли с дарами. Если прочитать все высказывания кагана, то они сводятся к следующему: да какие это авары, это битые мной беженцы, я их законные правитель, никакие они не авары. Эта уверенность исходила из того, что авары пришли из другой стороны, жили совсем в другом месте...

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…

« #38 : 24 Апрель 2013, 15:05:34 »
 "Хурриты - остатки в 2 - 3 тыс. до н.э. ностратического (?) полиэтноса, близкого индоевропейцам, семитам и некоторым другим языковым семьям. Обычно их считают древними кавказцами, близкими народам нынешних Чечни и Дагестана. Но ведут от куро-араксской культуры энеолита, откуда якобы происходили и пращуры Пала и Напа." (Энцеклопедический фонд.)

Древнее название народа аварцев  Палал (отечественный историк Даниялов ясно указывает на то, что аварцы именовались Палал) означает палы (скифское Bala по Абаеву военная сила, дружина), палеи, потомки хурритянина (?) Пала, еще называемого скифом. Не ясно пока происхождение легендарного Пала, но вполне ясно одно, что хурриты были тесно связаны с семитами и индоевропейцами и часто смешивались с ними, образуя новые союзы. Скиф собирательное имя для многих ираноязычных или арийских племен. Упоминается, что среди них был народ палы или балы.

"Пал и Нап — в скифской мифологии братья, потомки царя Скифа" «(3) В числе потомков этого царя[1] были два брата, отличавшиеся доблестью; один из них назывался Пал, а другой — Нап. (4) Когда они совершили славные подвиги и разделили между собой царство, по имени каждого из них назвались народы, один палами, а другой напами»[2] . Согласно Диодору, потомки Пала и Напа, отличавшиеся мужеством и полководческими талантами, совершили многие завоевания в Азии[3] "

Совершенно ясно, что многие кавказские народы, в частности аварцы (палал) это осколки прежде могучих этносов (или точнее суперэтнических образований, смешивавшихся в процессе истории с кавкасионцами, являвшихся ядром населения Кавказа со времен палеолита - древние кавкасионцы кроманьонского периода). Хурриты с одной стороны, скифо-сарматы (саки, дахи (или даги), (а)парны) с другой, образно говоря, проникали на Кавказ и в горные его регионы, смешиваясь с местным палеолитическим населением.

( М-Шах)
.................................................................

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 05 Май 2013, 11:19:54, Marat»

« #39 : 24 Апрель 2013, 15:06:53 »
В сохранившихся исторических летописях сведения, а в частности в записях арабского путешественника Ибн Русте (10в.), указано, что одного из правителей Нагорного Дагестана области под названием Авар, связанной с Тануси и Хунзахом, звали по имени Авар (Auhar). В.Ф. Минорский, - пишет, что Владетель трона был шахом "людей из Аухар"».
Этнический термин «авар» (ebher~abar~avhar~awar) объединяет имя народа и имя царя в общем этно-топониме. Авар, абар, апар, авхар, абхар, auhar. Теперь обратим внимание на прозвище сасанидского владыки Хосрова Ануширвана - Апарвез, Абхарвез ("Победоносный").
Хосров II Парвиз (Абхарвез, Апарвез, «Победоносный») (591—628) — последний великий Сасанид. Внук Хосрова I Ануширвана и сын Ормизда IV.

Налицо общие корни двух, казалось бы, разных терминов.

Одна из областей Кавказской Албании носила имя Обарена и являлась, предположительно, осколком великой Парфянской империи. Апарны ( по Страбону парфяне) жили в Каспиане в районе р. Куры после слияния ее с Араксом, исторически этот регион как раз связан с Обареной.  На протяжении многих веков Кавказской Албанией правила парфянская династия (самоназвание парфян "апарн", "обарен"). После заката Албанского царства на исторической арене заявляет о себе, как относительно влиятельная региональная государственная единица Лпиния-Лепон, населенная преимущественно предками современных аварцев (обозначим их как парны - обарены, албаны - pa(h)lal), которой управляли правители из парфянского рода Аршакидов. И снова парфяне-апарны, победоносные, успешные в битвах и в политике до тех пока парсы-персы не потеснили их... Титул Апарвез перешел к царю новой династии, могущественной Сасанидской империи во многом родственной, несмотря ни на что, Парфянской государственности, рассыпавшейся на несколько царственных осколков, разбросанных на территории Евразии. Среди них можно отметить союз победоносных парнов и хионов, вылившийся в восточноевропейский Аварский Каганат и ряд других государств, где правили парфяне, собирая свое войско под родовыми знаменами различных племен, объединенных централизованной властью парфянских династий. Парфяне правили в Иране, Армении, Иберии, Кавказской Албании, Лпинии, добавим сюда представителей аварской знати Аварского каганата.

Таким образом, термин Авар, Апарвез производные от одного слова, присутствуют в истории парфян, персов, дагестанцев и некоторых ираноязычных племен сарматского корня (дахи-саки, хионы, арсии).

(М-Шах)

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 05 Май 2013, 14:04:37, Marat»

« #40 : 25 Апрель 2013, 22:05:44 »
Еще подсказка: Pahlav/Pahlavanigh - наименование, означающее парфянин. Буква "h" в данном случае гортанная. Созвучно этому имени знакомое нам "палал".
Парфия, как известно,  это греческий вариант древнеперсидского топонима Aphartik — Апартик. Этот топоним на языке дахов (союз сакских,  масагетских племен) произносится как Pahlav, "Pahlava'(nig) —Парфянский/Парфянская сторона, в этой же форме пришел и на среднеперсидский язык."

Еще вопрос: почему некоторые народы, в том числе грузины издавна называют Дагестан не иначе как "Дахистан"? Возможно особенность произношения. По другой же версии, как правило, сторонников дагестано-иранской этимологии данного топонима, Дагестан-Дахистан означает - Страна Трона, то же по смыслу, что и Сарир.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 30 Ноябрь 2014, 00:16:26, ВОЗ»

« #41 : 05 Май 2013, 11:03:14 »
Император Маврикий писал: «Тюркские племена многочисленны, независимы, чуждаются всяких занятий и искусств и не заботятся ни о чем, кроме того, как бы крепче биться с неприятелем. Аварское племя, напротив — трудолюбиво, способно к культуре и развитию и очень опытно в военном деле. Оно управляется одним главой, но повинуется ему со страхом, а не с любовью. Труды и лишения переносит стойко. В минуты опасности переносит жару, холода и прочие невзгоды, хотя ведет пастушеский образ жизни, но весьма любознательно и скрытно» [189].

Вооружение, железные доспехи, конные латы у авар принадлежат иранской-арийской боевой традиции парфян, скифо-сарматов. Сарматское же наследие в Дагестане и связи сарматов с кавкасионцами исторически и археологически подтверждены. Парфянские династии (апарны) правили в Иране, в Иберии, Армении, Албании, Обарене, Лпинии и по всей видимости их ответвления правили уже и в царстве Сарир.         

Почему часть племени авар оказалась на Алтае близ Китая и Монголии? Иранский мир простирался издавна далеко за границы Ирана (Большой Хорасан), неслучайно в древне-монгольском языке немало иранизмов. Основными носителями Ирано-арийской кочевой цивилизации были скифы, скифский мир проложил свои границы от Крыма до Алтая. Часть племени авар и есть потомки дальневосточных скифов (возможно это хуни, как их называли китайцы или хуа), другая часть это воины Парфии и Кавказа, в частности албанской провинции Обарены, неслучайно в этногенезе авар присутствуют и хурритские корни, которым близки нахско-дагестанские народы (авар{ц}ы). Но основной тип к которым принадлежали авары это, условно, сарматский тип.

По мнению некоторых славянских авторов (да, и судя по историческим событиям тех лет) благодаря экспансии аваров, славяне заняли земли Восточной Европы и Балканы, так как были увлечены первыми в свои походы. Франки, проиграв сражение аварам, заключили с ними союз и авары не обманули их, не причинив франкской знати никакого вреда. Вообще, авары стремились к войне в равных условиях и всегда благородно относились к своим противникам, тем более побеждённым. Византийские полководцы, проведя реформы, полностью переняли тактику, стиль ведения боя, вооружение аваров, которые легко побеждали прославленные войска ромеев.

Славяне никогда не были рабами аваров, но были побеждены ими и принуждены к союзничеству. Можно сказать, что анты подчинились "скифам" в данном случае. примерно так и трактуют историки тот исторический перелом в жизни славян, которые по мнению Коломийцева и др. тяготели к жизни в лесах. Последнее возвращение скифов (аваров) на историческую арену произошло именно тогда и возможно в тот период происходило значительное участие скифов (ирано-арийцев) в этногенезе отдельных родственных племён восточных славян, а также венгров.

(М-Шах)

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 05 Май 2013, 14:08:30, Marat»

« #42 : 05 Май 2013, 13:39:05 »
"Абары (Парны) - считались 'Особым народом'. Происхождение абаров (по мнению автора) неустановимо, ибо они не относились ни к хуннской, ни к телесской, ни к тюркской группе, а составляли 'Особливое поколение'. " См. Бичурин Никита Яковлевич (Иакинф). Собрание
сведений о народах..., Т.1, стр. 296.

Это уже прогресс, что парнов - предков парфян "собиратели корней народов" не смогли установить. Не смогли или не захотели?! Зато их по праву "обозвали" абарами, их исконным именем собственным не только по месту происхождения их родине Абаршахру (Хорасан), но и по более древнему термину, относящемуся ко временам хуррито-арийских союзов...

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…

« #43 : 05 Май 2013, 16:31:19 »
Если бы он прочитал Старостина С.А., то Гумилёв вероятно бы написал, что основу псевдоаваров составляли европеоидные сино-кавказцы.

В своих последующих работах (и явно под влиянием Кацуо Еноки) Лев Гумилёв внёс некоторые коррективы и уточнения в свои прежние взгляды: "они были речными хионитами (и уархон якобы означает "речные хионы")", " они принадлежали к эфталитам-горцам, вынужденным покинуть родные места

В своей книге об эфталитах Л.Н. Гумилёв проводит знак равенства между хионитами и хонами. "Первые сведения о народе хиониты (хоны) сообщает Амиан Марцелин". ("Эфталиты и их соседи в IV в.").

 Исследователи С.Т. Еремян, К.В. Е. Моор, Н.Г. Волкова, Тревер, Г.Д. Гумба,  и др. считают хонов (хионов) кавказским племенем.
"К северу от него (Чора - Дербент. прим - М.Ш.) (находится) царство Хонов, от самого моря к западу от него по Кавказским горам; там же хонам принадлежит город Варачан, а также Чундарс и Смындыр (Семендер - "крайняя дверь", перс. - прим М.Ш.)». (Гумба Г.Д. Расселение вайнахских племен по «Ашхарацуйцу» (Армянская география VII века).

Леонти Мровели в "Картли Цховреба" называет хонов древнейшим племенем Кавказа.

Тревер К. В. и Орбели И. А. считают, что хоны являлись кавказоязычным этносом. 
Есаи Хасан-Джалалян называет хонов "лезгинами", то есть дагестанцами (в основном лезгинами называли самое многочисленное племя аварцев).
Приведённое дополняет версию о том, что хоны, относятся к сино-кавказцам, несомненна их роль в этногенезе нахско-дагестанских племён (пример: вайнахский тейп гуной).

Цитировать
"...в ХVIII веке историк, католикос Албании Есаи Хасан Джалалян, описывая набеги аварцев, от которых он скрывался в горах Карабаха, называет их «хонами». Известный кавказовед и историк Камилла Тревер отмечает: «Армянские историки, говоря о хонах, никак не выделяют их, а называют в одной связи и наравне с племенами, несомненно, кавказского происхождения» [Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. 4 в. до н.э. – 8 в. н.э. М.-Л. 1959 г., стр. 192]. В «Истории Дагестана», изданной в 1967 г., тоже подчёркнуто местное, дагестанское происхождение населения «страны гуннов». А Сурен Еремян, крупнейший специалист по исторической географии Кавказа, интерпретируя средневековую армянскую географию «Ашхарацуйц», указывает хонов среди аварских племён..." - "Происхождение Хунз", Марко Шахбанов. http://www.hunzah.narod.ru/history2.html

Попытки представить Царство Гунов результатом внешней экспансии пришлых племён, как правило, тюркского корня, являются бесплодными. Исторической основой, позволяющей утверждать, что кавказские, дагестанские гунны, они же хоны-хиониты - древнее население Кавказа и Прикаспия, относящееся в основном к племенам сакско-сарматского и нахско-дагестанского корня, являются сведения о них.

Цитировать
Гунны это не гомогенное племя, а межплеменной и, даже, межрасовый конгломерат, состоящий из германцев, иранцев, кавказцев и в меньшей степени, древнетюрков. Основная масса тюрков появится в Европе, только, в середине 6-го века.
Так что хиониты, вполне, себе гунны. И даже в большей степени, чем древние тюрки. (- Boutry).

На более позднем этапе хоны, как основные жители Прикаспийской равнины, подверглись экспансионисткому влиянию набиравшему силу и власть Тюркскому каганату и его многочисленным кочевничьим ордам, активно расширявших ареал его влияния. Царство гуннов Дагестана существовало с начала VI века (в то же время город Варачан был заложен ещё в V в.), а Тюркский каганат "распространил свою власть до Северного Кавказа и степей Северного Причерноморья" в 70-х гг. VI в.. В состав, отколовшегося от Т.К, Западно-тюркского каганата С.Кавказ в качестве захваченной территории, вошёл в VII веке. Тюркоязычными жителями Царства гуннов были так называемые булгарские племена, в предыдущих и последующих поколениях ставших частью кавказской цивилизации. (Хотя по мнению многих болгарских учёных вопрос о тюркском происхождении булгар и их предков протоболгар спорен).

Хазары же, несмотря на расхожее мнение, не являлись моноэтническим народом, а представляли собой смесь трёх этнических компонентов: местного ираноязычного населения и пришлых угорских и тюркских племён, выдвинувшихся в лидеры среди других дагестанских этнических общностей (в том числе хонов и савиров) после распада Тюркского каганата. Согласно историческим сведениям хазары занимали подчинённое положение, в сменявшихся на этой территории кочевых империях, но в VII в. сбросили с себя оковы подчинения и создали своё государство Хазарский каганат (650—969). В связи с этим можно предположенить, что этимология имени связана со словом "свобода, освобождённый". Ученый-филолог проф. Калсын Кадыраджиев возводит этимологию их имени к архаичному тюркскому хаса, что значит благородный, проводя при этом параллель с аварским "хвасар" - свободный. С хазарами тесно связаны и другие племена, такие как барсилы и баланджары, вероятней всего являвших собой смесь племён булгаро-сарматского происхождения.


   К 558 году орды кагана столкнулись с мощнейшим сопротивлением племен уар и эфталитов (надо предпологать и хионитов), живших к северу от Арала, но в результате целого ряда битв и стратегического союза тюрков с сасанидами, они были разбиты и оттеснены. Следует отметить, что пойдя на договор против эфталитов иранцы сами выдвинули на арену будущих захватчиков собственного государства. Так, война Ирана и Турана - двух полюсов родственных племён достигла своего апогея.

В статье об истории Узбекистана приводятся сведения, указывающие на родство хионитов, эфталитов и кушан, что отражает мнение большинство учёных, исследователей данного вопроса.

Цитировать
Что касается взаимосвязи между хионитами и эфталитами, то она носила, по всей видимости, такой же характер, как и связь между кушанами и хионитами, и этим объясняется, что в сирийской хронике Мешу Стилита (конец V — начало VI .вв.) хонами названы представители того народа, который у Прокопия Кесарийского (конец VI в.) носит наименование эфталитов, причем хиониты не упоминаются. У армянского историка Себеоса (VII в.) наблюдается такое же отождествление эфталитов, но не с хионитами, а с кушанами. Говоря о походе полководца— армянина Смбата Багратуни в составе иранского войска против «народа кушанов», Себеос называет их царя то царем эфталитов, то царем кушанским, т. е. применяет то династический, то политический термин.

...Армянский историк Егише в V веке тоже не различает их, говоря, что сасанидский царь Йездегерд II «напал на земли хонов, которых называют также кушанами»...

Все эти обстоятельства дают основание полагать, что и хиониты и эфталиты являются потомками племен, входивших в состав «великой сакской орды» — массагетов.

"Эфталиты, хиониты"

Тем самым, мы снова возвращаемся к дахам - массагетам, сакам, апарнам, бывшим в недалёком прошлом этническим ядром Парфянского царства или его армии.

(М.Шах.)

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 10 Август 2013, 22:47:59, Marat»

« #44 : 05 Май 2013, 22:30:39 »
Есть смысл рассмотреть некоторые цитаты, указывающие на общий этнический пласт древнедагестанских народностей и этнических общностей.
Цитировать
Мас'уди сообщает, что «сабир» – тюркское название хазар. Касаясь этнонима хазар, Мас'уди пишет, что по-тюркски их зовут сабир, по-персидски – хазаран.
Чеченцы называют аварцев «сули», ингуши – «силу», осетины – «солу». От этого слова произошло название р. Сулак: Сулахъ – т.е. у сулов-аварцев (хъ – у аварцев суффикс места). К корню «сул» или «сил» примыкает и суффикс «-ви» или «-би» – мн. ч. К названию народа прибавилось и -р (-ри), суффикс места, здесь принятый для обозначения страны, населённой савирами. Т.о., Савир (Сувар) – название страны сильвов – савиров. Савирами являются и салатавцы.

Идентифицировать савиров и хазар как одно целое, скорее всего, имеет смысл, но нужно опять таки учитывать, что хазары это неоднородное племя и внутри него существовало несколько сильных родов и клановых группировок, боровшихся за лидерство между собой. Язык хазар считается вымершим однако, насколько известно, хазары разговаривали на языке не похожем ни на иранские, ни на тюркские.
Цитировать
1. Ибн-Хаукал: «Язык чистых хазар не похож на турецкий, и с ним не сходен ни один из известных языков».
2. Ал-Истахри: «Язык хазар «не сходен с языком турок и персов и вообще не похож на язык ни одного из народов, нам известных»
Официальным же, государственным языком Хазарского каганата стал тюркский язык булгарской группы, связующий сразу несколько крупных территориальных объединений, населённых тюркоговорящими племенами, к тому же число тюркоязычных жителей Прикаспийской низменности неизменно росло в связи с дальнейшим продвижением кочевых тюркских племён на запад, что также обуславливало данный выбор.
Цитировать
«Хазары, живущие на Волге, раньше обитали в низовьях Терека и Сулака… а поздняя Тюрко-Хазарская династия произошла от тюркютов, возглавивших огромное объединение в Великой степи… Они были монголоиды… но сами хазары были европеоиды дагестанского типа…». [Л.М. Гумилёв. Древняя Русь и великая степь. М. 1989 г., стр. 38-39].

Болгарский учёный-антрополог доктор Живко Войников напрямую увязывает хионитов с савирами, перечисляя их в одном ряду.
Цитировать
хиониты (хоногуры, савиры)

Цитировать
В 463 году савиры были вытеснены со своей территории аварами и пришли в северный Дагестан, потеснив оттуда болгарские племена. В 508 году они предприняли опустошительный набег в Каппадокию и Галатию[10]. Савиры основали здесь царство в междуречье Терека и Волги, столицей которого был город Варачан ныне Даргинский Аул Урцеки/Урцаки .
Таким образом, савиры участвовали в этногенезе некоторых дагестанских народов, по существующему мнению, салатавских горцев (ныне известных под именем салатавских аварцев), и других народностей, населяющих предкаспийскую низменность, - район Изунбара (Избербаша). Как известно, сильбы - одно из племён, входившее в состав Кавказской Албании. Именно савиры стали одной из этно-политических основ будущего союза хазарских племён, хазаран.

Цитировать
по Мас'уди «сабир» – тюркское название хазар. Т.е. савиры – это хазары. По мнению С.Т. Ерёмина, хоны крупный племенной союз, иначе назывался савирами. Хоны – это дагестанские гунны. К.В. Тревер локализует хонов между рр. Самур и Сулак и считает их предками дагестанцев. Мовсес Каганкатваци отождествляет гуннов (хонов) с хазарами (хазирами). Отсюда нахчское название дагестанской реки Койсу (Каракойсу, Казикумухское Койсу, Аварское Койсу, Андийское Койсу) Г1ой-хи (Хой-хи, Хона-хи), т.е. река хонов. Этноним савир/сауир можно связать с нахчинским названием дагестанцев суьври/суьйли – "войсковые люди", "народ-войско". Н.Г. Волкова считает хонов предками не только дагестанцев, но и нахчи (Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М.1973, с.130).
Народ-войско - Бо!
  Обозначение "предки дагестанцев" в контексте хоно-савирского этногенетического влияния на отдельные племена Дагестана, звучит слишком ограничено, так как предки тех же аварцев и других народов традиционно называемых горскими, относятся к алародийским и хуррито-урартским этническим корням. А сопоставление савиров и сильвов выглядит натянутым (сравним здесь:http://nkaa.ru/33-etnogenez-avarcev-cora-alazanskoy-doliny.html ).
Хотя близость савир, расселённых сасанидским шахом в пределах закавказской Кабалы,  к местам расселения аварских племён, и их возвращение в Дагестан, не позволяет не учитывать и эту версию этимологии названия горского племени сильвов.   
Цитировать
К кавказо-балканской расе относится кавкасионский антропологический тип, который сложился в результате консервации антропологических особенностей древнейшего местного европеоидного населения
.

Цитировать
Кавкасиони рассматриваются как реликт древнейших племён Кавказа, заселивших центральные предгорья Кавказского хребта, может быть, даже в верхнем палеолите. Они характеризуются древними чертами, законсервировавшимися в условиях горной изоляции Кавказа.

 В.П. Алексеев пишет: “Кавкасионский тип,– представляет собой древнюю формацию в истории европеоидной расы, древний широколицый и массивный тип, очевидно, еще верхнепалеолитического населения, сохранившийся до современности в результате изоляции в условиях высокогорного Кавказа”.

Хотелось бы добавить, затрагивая тему переднеазиатских корней дагестанцев (аварцев), что древних хурритов аккадцы называли субареями, тогда как субареев, жителей Субарту некоторые историки связывают с более поздними савирами, суварами. Известно, что Субарту с IX в. по VII век до н. э. находился в зависимости от Урарту.

 После поражения, которое в 562 году персидский шах Хосрой нанёс савирам, часть их была поселена в Кавказской Албании, в районе Кабалы, другая часть была вытеснена в Дагестан, откуда они и пришли повторно.
Цитировать
В VII—VIII вв. остатки савиров жили в низовьях р. Кумы и в Северном Дагестане, они подчинялись хазарам и были известны под именем гуннов. В 682 году вождь гунно-савиров — Алп Илитвер принял христианство[13].
Хоны (гуны), савиры, хазары хоть и являлись близкородственными друг другу племенами внутри образовавшегося за несколько столетий конгломерата этнических общностей, из них именно хазары осуществляли лидерство и руководили политикой и действиями остальных. По праву все эти три племени могли впоследствии называть себя жителями Хазарского царства или царства Джидан, ставшего наследником гунно-савирского царства.


(М.Шах.)

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 10 Август 2013, 22:55:28, Marat»

« #45 : 21 Май 2013, 17:30:47 »
Под языковыми встречами мы подразумеваем лексику со схожей фонетикой и семантикой. Далеко не все из приведённых лексем могут быть заимствованиями из иранских языков. И только в тех случаях, когда иранский источник очевиден, будет дана соответствующая пометка - иранизм. При этом мы постараемся исключить из списка тривиальные персидские соответствия, попавшие, например, в языки народов южного Дагестана через азербайджанский язык. Эти персизмы лежат на поверхности, очевидны и какой-либо научной ценности для нас не представляют. Иранизмы в азербайджанском языке - не наша тема.
 
http://awarenland.blogspot.ru/2013/05/eransahr.html

M.Avars

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…


Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика