Кавказ: история, мифы, предания, эпос
АварБо

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #16 : 10 Апрель 2012, 15:24:27 »
Maginhard Avars, мог бы ты дать краткое определение кавкасионскому и каспийскому типу?

А также прояснить, что стоит за этнонимом лек в аварском и других кавказских языках?

 

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 06 Июнь 2013, 13:34:49, Marat»

ОффлайнMaginhard Avars

  • Krieger ohne Schlaf
« #17 : 11 Апрель 2012, 18:31:48 »
-Так...Я не антрополог, но поделюсь, имеющими у меня данными, ссылаясь на статью из англ. Википедии и Г.А. Гаджиева.

Русскоязычная Википедия скопировала статью "кавкасионский антропологический тип" с англоязычной Вики. В этом и вся проблема. На англоязычной страничке Вики использована иная терминология. Там где Г.А.Гаджиев писал о "центральном кавкасионском антропологисеком типе" обосновались как раз те, кого Гаджиев включал в западно-кавкасионский антропологический тип (вместе с балкарцами, осетинами и т.д.). Вот и вся разница. Но характеристики от этого не меняются. У Гаджиева нет никакого "дагестанского кластера", потому что в таком случае аваро-андо-цезы ,согласно его квалификации оказались бы вообще за пределами Дагестана. :)  Г.А. Гаджиев, насколько нам известно, ещё в советское время уехал в Ленинград и оказался в системе одной организации, сотрудники которой избегают публичности. Поэтому он, вероятно, с тех пор и не участвовал ни в каких симпозиумах, конгрессах и т.п. Рейтинг его из-за этого безмолвия сильно снизился. Но вместе с тем именно Г.А. Гаджиев провёл наиболее фундаментальное исследование по антропологии в Дагестане. Нельзя сказать, что при этом он избежал ошибок, например, выглядит несостоятельным его утверждение, что широколицые, круглоголовый расовый тип в Дагестане не имеет сарматской примеси, и образовался сам по себе на местной почве  по причине смены климата, образа жизни, пищи и т.п. То есть вначале это были длинноголовые южане, затем их головы округлились и сами они посветлели и несколько выросли :) . Тем самым он одновременно бросил камень в огород других советских антропологов, которые как раз настаивали на сарматской примеси. В любом случае вклад Гаджиева Г.А. в антропологию народов Дагестана огромен. Что же касается русскоязычной Вики, то там просто надо указать, что существует и другая классификация, это классификация Г.А. Гаджиева и привести её.

А.Г. Гаджиев и его "усреднённые дагестанцы" в монографии Б.М. Атаева


На основе проведённых антропологических исследований, проф. А.Г. Гаджиев выявил и описал усереднённый антропологический тип дагестанца. Он пишет: "Дагестанцы имеют рост выше среднего (168 см.). Волосы преимущественно тёмные и тёмно-каштановые, встречается примесь тёмно-русых и рыжих волос. Кожа преимущественно белая, нередко встречаются и смуглые оттенки. Глаза преимущественно каре-зелёные, встречаются и светлые глаза. Брови средней густоты. Нос высокий и узкий, в большинстве случаев с выпуклой спинкой и опущенными кончиками. Лицо широкое и довольно высокое. Лоб чаще прямой, надбровье развито средне, подбородок выступает сильно. Ширина глазной щели средняя, складка века развита умеренно. Губы средней толщины. Высота кожной части средней губы средняя. Форма головы круглая, затылок несколько уплощён" (ссылка на Гаджиев А.Г. Антропология лакского народа//Возрождение. 2001.№1.С.34-38)

Географические вариации признаков позволяют автору выделить три антропологических варианта на территории Дагестана. Все аварцы отнесены им к количественно доминирующему в антропологическом типе дагестанцев западному варианту. При этом наибольшую близость к этому варианту обнаруживают центральные (хунзахские) аварцы (82,2%), далее следуют южные (аварцы Караха и Анцуха)-78,8%, за ними следуют аварцы Андалала и Гидатля - 75,3%, лакцы южные (кулинские) -72,8%,андо-цутинцы - 69,7%,собственно даргинцы - 66,2%,северные аварцы (салатавские) - 62,6%, восточные аварцы (коусубулинцы-хиндалал) - 62,4%,северные лакцы (лакские)-61,4%, арчинцы -60,6%...(Там же:34-35)
Атаев Б.М. Аварцы:язык, история, письменность. Махачкала. ДНЦ РАН.205. С.130. ISBN 5-94434-055-X

К сожалению Атаев дал лишь характеристики усреднённого дагестанского типа, но не представил характеристики "западнокавкасионского". Атаев прибегает к каким-то скользящим определениям. Необходимо перепроверить что конкретно имел ввиду Гаджиев? "Западнокавкасиоский тип"=центральный согласно англоязычной Вики ( с включением карачаевцев, осетин, вайнахов и т.п.), или это что-то иное? И почему Атаев, будучи сотрудником ДНЦ РАН ссылается на журнал, вместо того чтобы дать цитату из монографии Гаджиева, где всё сказано подробно.  Если в западнокавкасиоский тип входят карачаевцы, осетины и т.п., значит всё ясно. Наши ДНЦ РАН просто обожают создавать путаницу. Надо поднять монографию Гаджиева Г.А. "Происхождение народов Дагестана по данным антропологии" и сделать оттуда выписки. И почему Атаев употребляет термин "близки" вместо "входят" или "соответствуют". Можно поднять и сам журнал "Возрождение", который цитирует Атаев.


ЛЕК/ЛАГ./ЛУЛУ

"Баск. lag-un "друг, товарищ", где -un суффикс: ПНД 'aGV "раб". В АТ *la'g<lag "мужчина,муж", аб. la'g "раб, крепостной"... Есть основания сомневаться в исконности АТ основы. Возможно, она идёт из нахского *lag "раб" через осетинское посредство (осет. la'g "человек,мужчина"). Сравнение с кавказскими основами несколько осложнено, очевидно, культурным характером данного слова (ср. шум. lag-ar "слуга", др.-кит. lek "раб, человек племени ди", мал-полинез. lak "мужчина", кет. lak, l'ak "селькуп" при селькуп. l'aka "товарищ")

Source: Чирикба В.А. Баскский и северокавказские языки//Древняя Анатолия. Под ред. академика Б.Б.Пиотровского (председатель), д.ф.н. Вяч Вс. Иванова, к.и.н. В.Г. Ардзинба. М.-Наука.1985.C.101

"Шум. мн.ч. lu-lu "люди" от lu "человек"" (там же ссылка на литературу)

Source: Баюн Л.С.Некоторые вопросы реконструкции общеанатолийского глагольного строя//Древняя Анатолия. Под ред. академика Б.Б.Пиотровского (председатель), д.ф.н. Вяч Вс. Иванова, к.и.н. В.Г. Ардзинба. М.-Наука.1985.C.17

Ав., лак., дарг. - лагъ "раб,невольник"

Source: соответсnвующие каждому вышеприведённому языку словари любого издания

К этимологии лезгинского ЛЕКЬ "орёл"

 Лезг. лекь "орёл" : дарг. леглег , лак. хIажилаглаг, азерб. леjлe'к (также ha'ылеjл'к), тур. leylek, перс. laklak "аист". Лезгинское обозначение орла носит черты случайного созвучия с ПНД 'aGV "раб" ( а также с кавказским субстратом в осетинском языке - la'g "человек,мужчина") и связано родством с названием аиста в соседних языках. В турецком толковом словаре leylek обозначено как "фарси", т.е. персидское заимствование
--------------------------
К сожалению, система не может точно передать специфические буквы как латиницы, так и кириллицы. Поэтому уточним, что пранахско-дагестанская форма обозначена как лаГV (т.е. "лагъ"+ неустановленный гласный звук) - твёрдое польское "л" система не передаёт. Также вопросительные знаки зависли над гласным беглое "шва", который, обычно, в дагестанских языках передаётся как "аь". Также система не смогла передать осетинский гласный "ае".
--------------------------------
Этнический термин "лек", "лаг" изначально не имел пейоративной (= уничижительной) окраски. Семантическое развитие в сторону "крепостной, раб" легко объяснимо, так как такие переходы хорошо известны в других языках. "Наш человек", "наш мужик" (т.е. принадлежащий определённой семье, тухуму) со временем стало обозначением крепостного, раба. Но, факт остаётся фактом, что лагъ как "крепостной", "раб" бытовало уже в пранахско-дагестанском языке. Значит, "мужчина, человек" и т.п. следует отодвинуть в более далёкое прошлое.

Maginhard Avars - Krieger ohne Schlaf
«Последнее редактирование: 06 Июнь 2013, 13:34:58, Marat»

« #18 : 18 Апрель 2012, 15:56:42 »
Как известно, тайная школа Пифагора была хранительницей древнеегипетских оккультных знаний, которые греческий философ получил во время путешествия в Египет и Вавилон. Основой пифагорейского учения об идеальном политическом устройстве были «кастовость и клерикализм». Перед смертью, которая застала Фалеса на горе Чина, он открыл свою тайну местным жителям. По преданию, на месте его могилы было основано селение Хунзах, ставшее на многие века центром аварского народа
http://rmvoz.ru/forums/index.php/topic,2410.msg16452.html#msg16452
Знаменательно выглядит в этой связи сходство названий египетского города Танис - одного из древнейших городов Нижнего Египта, столицы Др.Египта при XXI династии, и аварского Танус - одного из древнейших сёл Дагестана, столицы государства Сарир на раннем этапе аваро-сарирской истории.

Сравните также город гиксосов Аварис и Авар.
Слишком много совпадений, и, как мне кажется, вовсе неслучайных...

Если принять версию, что гиксосы (пастухи, коневоды, всадники) были предками скифов, иранскими кочевыми племенами, то можно предположить, что авары, которых также причисляют к скифам, последней волне иранских номадов, являются их потомками, выходцами из хорасанской области Авар, с которой непосредственным образом связаны и отдельные этнические ветви дагестанских авар(цев).
Но эта связь, скорее призрачная, её очень трудно, почти невозможно проследить.

Возможно топоним Танус близок названию города Танаис на Дону на территории обитания скифо-сарматских племён и названию реки Танаис (Северный Донец). При сравнении их обнаруживается общий корень: "Дану", как пишет М.Мусаев,  в иранских языках означает не что иное как "поток". То же самое Дон, ставшее именем собственным реки от Дану, Дан - ираноязычное слово.

Кстати, связь сарматов и горских дагестанских народов доказана учёными и археологами.
Интересные сравнения приводит историк Л.Лачинов в отношении лингвистического сходства отдельных этнонимов Др.Египта и Кавказа.
Цитировать
Чинна-меэр, Тануси, и даже Хариколо (Хунзахский р-н Дагестана, прим.М.Ш.) обретают много интересных параллелей с Древним Миром, Древним Египтом. Кстати, столица государства горцев в Египте (16 век до н.э.) называлась Аварис с царской резиденцией Джару (ЧIару) (Джар - родина аварцев Азербайджана, прим.М.Ш.), но она также известна и под названием Танаис. То же мы находим поодаль столицы нагорной Аварии Хунзаха - Тануси.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 30 Ноябрь 2014, 00:11:11, ВОЗ»

« #19 : 06 Май 2012, 23:40:40 »
Элам, хурриты, урарты, аварцы

Аварский социальный термин "магъуш"
 
В аварском языке употребляется термин «мангуш» (магъуш//мангъуш), имеющий значение «глашатай общины, церемониймейстер, вестовой, докладчик». В местных письменных источниках, составленных на арабском языке, он фиксируется с XVI в.
Для термина «мангуш» отдельными исследователями предлагается тюркская этимология и соответственно он рассматривается в таких случаях как тюркское заимствование в дагестанских языках. В связи с тем, однако, что «мангуш» отсутствует в языках тюрок, проживающих за пределами Дагестана, возникает мысль о целесообразности поиска тут иных корней для указанного слова. Обращает на себя внимание в данной связи эламское слово makus - «жрец» и это притом, что в парфянском «жрец» - mgush, а в древнетюркском имеется согдийское по происхождению слово moguc' – «вещун, волхв».
Итак, функционирование указанного выше эламского слова на территории Иранского плато в Ахеменидскую и Парфянскую эпохи представляется вполне вероятным, что и даёт нам определённые основания для выведения истоков дагестанского «мангуш» в конечном итоге из далёкого Элама. Скорее всего, проникновение слова «мангуш» в дагестанские горы произошло в Парфянскую эпоху, а первоначальным значением его тогда было «вещун». Из последнего семантического варианта образовалось, в христианскую либо в мусульманскую эпоху, значение «глашатай», которое породило затем иные значения слова «мангуш».

Т.М. Айтберов


===========================================================================
Эламо-Аварские параллели

...Образу змеи - несомненно древнему тотемическому знаку горцев Центрального Дагестана - придается исключительно важное значение. Любопытная параллель прослеживается здесь между аварцами и андийцами с одной стороны и с древним государством Элам - современником Шумера - с другой. Эламиты, язык которых близок к хурритскому, также поклонялись божеству в виде змеи и изображали змею на культовых сосудах, что в идентичной форме наблюдается на предметах утвари у аварцев[15]. Эта параллель не случайна, так как и в лексике аваро- андийских народов имеются очевидные соответствия с зафиксированными в эламоязычных документах терминами:

элам. теппир "канцлер, главный писарь" - авар. дибир "священник" (более древнее значение, вероятно, "переписчик, знаток священного писания");

элам. китен "божественная сила, величие" - авар. кIудияб "великий";

элам. ибир "властитель, предводитель" (ср. хурр. эвир/эвер "царь, предводитель") - авар. авараг "пророк" (в исконном значении, вероятно, "главный жрец, вещатель", ср. также лезг. эвер "воззвание, призыв") [16] ;

элам. меник "глашатай" - авар. мангуш "глашатай" (и т.д.).

Интересные параллели наблюдаются также в соответствующих географических наименованиях: Хузи-стан (провинция в Иране, соответствующая территории древнего Элама) - Хунз-ах (административный центр аварского ханства в древности, ср. также чам. ххузад "хунзахец"); Андиу (провинция, локализуемая к северу от Элама и находящаяся в тесном контакте с последним) - Андия (этническая территория современных андийцев)[17].

Целый ряд других фактов свидетельствует в пользу того, что распространенные в среде некоторых кавказоязычных народов предания, указывающие на "южное" (переднеазиатское) происхождение их предков, имеют под собой реальную основу. Так в Центральном Дагестане отмечена легенда, повествующая о переселении предков аварцев в древние времена на их нынешнюю территорию поl предводительством некого Сарухана (по другой версии - князя русов Сураки). Не исключено, что здесь первоначально речь шла о Саргоне Ассирийском (ассир. Шаррукен), действительно совершившим несколько походов в отдаленные северные провинции. Небезынтересно также то, что лакцы именуют аварцев яруса, что является, вероятно, перевертышем из айсури/ассури, так что под русами в аварской легенде следует понимать не предков современных русских, а древних ассирийцев, в состав экспедиционного корпуса которых могли входить отряды из горных регионов Элама, подвластных Ассирии. В фольклоре дагестанских народов отмечены кроме того имена таких древнемесопотамских персонажей, как Иштар, Гильгамеш и т.д., причем некоторые из этих имен бытуют в соответствующей антропонимии, что также свидетельствует о неслучайном характере приведенных параллелей (Гамзатов 1988, с. 89). 

И.Ф.Гаджимурадов
"Роль тотемизма"

============================================================================

По данным палеоантропологических находок 5–3-го тыс. до н. э. из Гинчи, Галгалатли, могильников Гоно, Ирганай и др., древнее население горного Дагестана было длинноголовым, узколицым, с резко выступающим профилем и принадлежало, как уже отмечалось, к южной индосредиземноморской ветви европеоидной расы, к которой относится и древнее население Закавказья, Передней и Средней Азии.

Вопрос о языковой принадлежности носителей древних культур Кавказа в целом и Дагестана в частности давно привлекает внимание ученых. Северокавказские языки, как считают исследователи, делятся на две семьи языков: восточнокавказскую (нахско-дагестанскую) и западнокавказскую (абхазо-адыгскую). Считается также доказанным, что к восточнокавказской семье принадлежат, кроме нахско-дагестанских, также хурритские и урартские языки (Старостин С. А., 1985; Дьяконов И. М., 1989). На этих, ныне мертвых, языках говорили в Передней Азии в 3–1-м тыс. до н. э.

---

    По мнению академика А. С. Чикобавы, «народы Дагестана, в том числе и аварцы, являясь носителями единого кавказского субстрата, находятся в генетическом родстве с языковой группой древних доиндоевропейских народов Малой Азии (хатты, или прохеты, хурриты, урарты и др.)».

М.Г. Магомедов
"История аварцев"

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 06 Июнь 2013, 13:35:15, Marat»

« #20 : 16 Май 2012, 15:55:25 »
Maginhard Avars (М.М.) :

 

Апарны (парфяне) в Библейской энциклопедии


Парфiя, Парфяне - или обитатели Парфии (Деян. II, 9), находившейся первоначально в восточной стороне Мидийской области, лежавшей между Персидским заливом и р.Тигром. Парфяне принадлежали к Иранскому племени, а не Скифскому, как полагают некоторые. Они были народ воинственный, ловкие наездники и отличные стрелки из лука. По мнению некоторых, волхвы, приходившие с дарами на поклонение к новорожденному Богомладенцу, были из Парфии. Известно, что при сошествии Св. Духа на апостолов, в числе народов, находившихся при этом событии в Иерусалиме, в первых упоминаются Парфяне, а за ними Мидяне, Эламитяне и др.

Source: Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия. Репринт. изд. 1891 г. М.: "ТЕРРА". 1991. С. 552. ISBN 5-85255-001-9

Здесь для нас важно следующее: Ранние христиане выделили парфян как народ исключительный ( и единственно достойный вручить Иисусу дары). Это обстоятельство можно с одной стороны объяснить тем, что многие парфяне владели как арамейским, так и греческим, а значит могли свободно общаться с преимущественно еврейским населением Палестины. Никаких проблем для взаимопонимания не было. А с другой, - громкие победы над Римом. С Парфией ранние христиане, по-видимому, питали какие-то свои надежды.


Вопрос: Какой народ из ныне существующих является потомками парфян?

Maginhard Avars: Всё наследство парфян было уничтожено самими персами, которых в своё время они пришли освобождать. И сколько бы они не дистанцировались от греков, персы всё равно  в них видели каких-то "испорченных" иранцев, перемешавшихся с греками и любящих греческий язык, эллинскую культуру. Ничего не осталось. По кускам где-то разбросано и поросло травой. Последний "парфянин" - Мохаммед Реза-шах Пехлеви. По крайней мере, это "Пахлави" означает "парфянин". Но абар/авар "драйв" первыми инсталлировали парфяне. И персы их считали высокомерными, несносными... Так как апарны оказались первыми, я им предоставил здесь место. Апарны - загадочный и своеобразный народ. Многое точно неизвестно. Ричард Фрай о них писал более менее подробно, но также с оговорками "возможно", "скорее всего" и т.п. Основной их очаг - Хорасан. Оттуда они пришли. Правили в Персии, Албании, Армении, Иберии. С дагестанскими аварцами их связывает то, что есть упоминание источника Дербент-наме о переселении из Хорасана в Агран (Аварию). Даг. аварцы, возможно, их линию и продолжают. И к монголам "авар" явно попало из Хорасана. В авар. языке много иранизмов, причём таких, которые они из книг вычитать не могли. Остатки парфян ассимилировались там,  где обитали. Уронив однажды власть, потеряли и всё остальное..

Второй вариант - в Агран могли попасть хиониты, которые тогда были на службе шаха, ходили в союзниках. Так как они тоже пришли из Хорасана, то вполне годятся на роль переселенцев. Если учесть факт весьма доброжелательных и даже покровительственных отношений, сложившихся между аварцами и монголоми, то тогда следует обратить внимание на "кермихионов". Вот эти больше всего подходят на роль промонгольских политиков и их друзей. На мой взгляд, наиболее верный путь - исходить больше не из племени, народа, а территории. Кто и когда на этой территории жил, когда переселился, куда откочевал, что сменилось. Ключ разгадки - Хорасан. Может быть апарны, а может кермихионы. И те и другие из Хорасана. Эта земля была своего рода мостом для кочевников, трамплином в Месопотамию, Анатолию, Кавказ. "Абар/апар" и т.п. больше территория, земля, область, чем нация. Вот для парфян единственно это могло быть их именем или прозвищем. Они увековечили. До появления парфян, "аваров" как этноним не существовало.

Блог М.М.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 05 Май 2013, 14:12:20, Marat»

« #21 : 30 Май 2012, 18:02:36 »
Бергманн против ЧIудхури


Автор статьи «Чей город Дербент?» некий лезгинский патриот Гьаджизхва ЧIудхури («ЧК» №34 от 2.09.2005 г.) в своём праведном гневе против «бакинских сочинителей пасквилей» и «тюркских шовинистов» впадает в такие крайности и допускает столь одиозные толкования исторического прошлого, что его самого, пожалуй, можно охарактеризовать как шовиниста.
 

К чему, спрашивается, тогда весь этот обличительный пафос, если читателю, по-существу, предлагают в качестве «чтива» очередную фальсификацию истории, переполненную субъективными суждениями автора?

Традиционным самоназванием современных лезгин являлось – кюринцы. Корень «лег-легз-лезг» не имеет никакой этимологии в нынешнем лезгинском языке. Зато он хорошо этимологизируется с других нахско-дагестанских языков (откуда он попал и в осетинский) как «человек-мужчина» и «раб». Последнее значение развилось из усечённого выражения «наш человек», «нам принадлежащий мужчина». Термин, бесспорно, очень архаичный. Прахурритской этно-языковой общностью, к которой, как известно, принадлежат и нахско-дагестанские народы, он в своё время был занесён широко как на запад, так и на восток – от эллинов и до древних вьетов. Дагестанский лингвист-кавказовед Запир Абдуллаев в своей трёхтомной монографии «Даргинский язык» (1993) отказывается от употребления выражения «лезгинский язык», заменяя его везде на «кюринский язык». Абдуллаев объясняет свою позицию несогласием с лингвистически и исторически неверным толкованием термина «лезгины», так как, по его мнению, «лезгины» есть одно из обозначений всех дагестаноязычных народов, а вовсе не одних лишь кюринцев. По его мнению, речь идёт о собирательном имени дагестанцев, бытовавшем среди арабов и персов в период средневековья. Таким образом, «лезгин», по сути дела, есть попросту то же самое, что и «дагестанец».

Теперь остановимся на наиболее характерных моментах националистической мифологии.

1. Миф первый: «Лезги как отдельный этнос существовал в древности в Анатолии и Шумере». Бездоказательное утверждение. Нет ни одного свидетельства в пользу существования отдельного хурритского (или прахурритского) народа под названием «лезгины» на территории Передней Азии.

Вместе с тем зарубежные исследователи (см. результаты интернетовских поисковых систем по ключевым словам Heberites, Ibero-Caucasian, Caucasian Avars, Uar, Khwarezmia, Hurrian Origin of Jews) считают вполне вероятным наличие некогда на территории Сев. Междуречья, Сев. Сирии и Палестины отдельного прааварского этнического объединения «нeber-нabiru-аvar», от которой и, возможно, произошли впоследствии перешедшие на один из семитских языков предки древних евреев. В пользу этой хуррито-аварской гипотезы этногенеза сынов Израиля приводятся достаточно весомые доказательства: первоначальная локализация древнееврейской ойкумены в Северной Месопотамии, т. е. вотчине хурритов; перевод имени патриарха Авраама как «Heber»; наличие в древнееврейском слов « ‘eber» (= совр. иврит «avar») «переходить» и « ‘abarim» (= совр. иврит «avarim») «переправы» с привлечением ав. «авараг» «посланник, мессия» (ср. иран. «аварэ» «бродяга»). При этом сторонники этой хуррито-аварской версии происхождения древних евреев предполагают, что часть переднеазиатских аваров ушла в горы Афганистана, где позднее возник (в провинции Кундуз) гор. Вар-Вализ (Авар-Вализ) и далее эта этническая общность становится известна под названием «вархониты», «вархунны», «авары». Речь идёт о весьма близких по религии к последователям иудаизма сабиях-монотеистах, принесших свои религиозные воззрения в Хорезм (= «Хварзамин» «земля хурритов»), Афганистан (у пуштунов до сих пор сохранились в обрядах и антропонимах следы близкой к иудаизму религии) и монгольско-китайское пограничье (с этим направлением миграции аваров связывают возникновение общины китайских евреев «кайфень»). Принятие хазарами иудаизма также связывают с аварским влиянием. Часть аварской орды после разгрома савиров ушла на территорию Паннонии, где, ассимилировав германское племя гепидов, а также остатки древнего романизированного населения, местных тюркоязычных «чёрных булгар» стала ядром Империи Аваров, подчинившей обширные территории от Балтики до Адриатики и Чёрного Моря. По мнению учёных, почти все славянские племена в ту эпоху раннего средневековья были порабощены аварами или же оказались в роли вынужденных вассалов и данников.

Здесь следует отметить, что согласно новейшим исследованиям прародиной макро-кавказской (прахурритской, сино-кавказской) семьи языков является вовсе не Передняя Азия и Кавказ, а горный массив Центральной Азии (см. Лингвистический энциклопедический словарь. М. 1990. С. 611). В верховьях реки Хунз (Гималаи) до сих пор сохранились остатки прахурритов, известные ныне под именем «вершиквары» и «бурушаски». Крупнейший иранист Ричард Фрей полагает, что народы родственные переднеазиатским хурритам некогда были довольно многочисленны в Афганистане и Сев. Индии. Такие языки как санскрит, пушту, хинди и др. имеют церебральные звуки, совершенно не характерные для индоевропейских, но типичные для вершикваров.

Что же касается афганского (пушту) и языка горных таджиков, то они к тому же в отличие от всех иранских языков частично сохранили эргативный строй (наподобие того, что мы видим в нахско-дагестанских языках). Многие представители пуштунов (особенно в провинции Кандагар) точно также как и чистокровные северокавказцы (кавкасионский антропологический тип) высокорослы, белокожи, светловолосы и светлоглазы. Классические авары имели незначительную монголоидную примесь, однако в подавляющем своём большинстве они почти ничем не отличались от современных кавказских аваров (80 % обнаруженных аварских черепов в Паннонии и Трансильвании-Венгрии и румынской Венгрии – европеоидны). Вовсе не случайно византийские греки называли аваров-хионитов (вархуннов) «белыми гуннами», а современная антропология включают часть афганцев и горных таджиков в балкано-кавказскую расу, именуемую также памиро-альпийской и кельтской. В аварском и афганском представлено немало общих слов: ав. гIагарав «родственник, свояк» – афг. вагыри «люди, народ»; ав. гьобол «гость» – афг. хпыл «свой, близкий»; ав. хвадизе «бродить» – афг. хвадзедыл «кочевать»; ав. гъеж «плечо» (сюда же андийское аожа «плечо») – афг. гъеж «предплечье», аожа «плечо»; ав. дов, гьагъав «он», дой, гьагъай «она» – афг. дай, гьагъа «он», да, гьагъа «она»; ав. босизе «брать» – афг. блоседыл «касаться, дотрагиваться»; ав. чIей «место, остановка» (лезг. чка «место») – афг. дзай (перс. чжа) «место»; ав. квас «шерсть» – афг. косый «бурка» (ср. др.-греческое коас «руно, овечья шкура»); ав. чIагояв «живой» (корень «чIа») – афг. жвандай «живой»; ав. тIолго «всё» (корень «тIол») – афг. тъол «все, вся, всё»; ав. гордэ «рубашка» – афг. куртый «куртка»; ав. кули «хутор» – афг. кылай «село».

Этот список можно продолжить. Сам характер аваро-арийских соответствий вполне однозначно свидетельствует в пользу длительного сожительства предков кавказских аваров среди одной из ветвей ариев (чей язык, предположительно, имел много общих черт с тохарским, фракийским и иранскими языками). Возможно, авары в какой-то период своей истории были двуязычны. Тем более, что арабский географ и путешественник 10 в. Ибн-Рустэ пишет: «царя Сарира зовут Авар». В иранских языках «сар», «сер» означает «голова, вершина». А в афганском существует также производное от этого корня (ср. афг. сарай) со значением «человек». Второй же компонент в названии аварского ранне-средневекового государства Сарир зафиксирован в хетто-лувийском как часто присоединяемая к какому-либо топониму или этнониму лексема «-ira», которая, по мнению турецкого учёного-исследователя топонимики древней Анатолии Бильге Умара означает «народ или люди чего-л., кого-л.» (см. Bilge Umar. Turkiye’deki tarihsel adlar. Istanbul. 1993. S. 345).

Современное аварское магIарулав «горец, авар» и есть калька с одного из тохарских или иранских языков прежнего аварского ойконима Сарир. Как бы то ни было, ни в одном из античных или средневековых источников мы не встречаем термина «магIарулал», что лишний раз свидетельствует в пользу того, что первично название «Сарир».

Аварами (обаренами, апарнами) себя также называли выходцы из северо-восточного Ирана, более известные под именем «парфяне». На каком языке первоначально говорили обарены-парфяне, установить пока не удалось. Найдены лишь надписи на черепках выполненные по-арамейски (семитский язык бывший в ходу у многих племён Передней Азии, в том числе и древних евреев). Впоследствии, после вторжения в Иран обарены перешли на один из иранских языков.

Таким образом, за пределами современного Дагестана существовали сразу два племени аваров. Впрочем, некоторые исследователи считают вархуннов, обаренов и аваров Сарира – этническими ветвями одного и того же аварского древа, а именно, эберов/иберов.

Так что поговорки типа «если шах глуп, он пойдёт на лезгин» или «пришёл лезгин, вынул кинжал, пролилась кровь» приводимые кюринским патриотом ЧIудхури никакого отношения к кюринским лезгинам не имеют. Что же касается первой поговорки, то она, вообще, возникла после разгрома андалальскими аварами персидского Надир-шаха.

2. Миф второй: «Все дагестанцы произошли от лезгин и раньше все дагестанцы назывались лезгинами». В сборнике всяких околонаучных небылиц «Кавказская Албания – Лезгистан» утверждается, что и даргинцы и лаки и авары «заимствовали лезгинский язык от лезгин» (!). Аварам же «лезгинский язык», оказывается, передали, не помним сейчас точно, то ли агулы, то ли цахуры, что, впрочем, и не важно. Непонятно только почему столь беден (как фонетически, так и семантически) этот язык. Если бы аварцы заимствовали свой язык от кюринцев, то в нём напрочь отсутствовали бы специфические иберийско-кавказские гортанные звуки.

3. Миф третий: «Агулы, табасаранцы, цахуры являются неотъемлемой частью лезгинского народа». А где вообще можно встретить агула, табасаранца или цахура, который бы согласился величать себя лезгином? Все вышеприведённые этносы сложились в качестве самостоятельных народов достаточно давно. В недалёком прошлом они изъяснялись между собой при помощи азербайджанско-тюркского языка. Не кюринского! Никакого кюринского самосознания у них также не было. Сравнение с андо-цезами Аварии некорректно хотя бы по той причине, что последние испокон веков владели общеаварским койне и признавали себя составной частью «магIарулалов».

4. Миф четвёртый: «Кавказская Албания = Лезгистан». На данный момент ни один из письменных документов Кавказской Албании не прочитан при помощи кюринского языка. Ни один из албанских топонимов или ойконимов не имеет кюринской этимологии. Зато довольно много парфянизмов. Да и почти все албанские цари принадлежали к парфянскому роду Аршакидов (Аршакуни). Самоназванием же парфян являлось, как известно, авары/обарены/апарны.

"ЧЕРНОВИК"
Бергман.
Имени автора поста не указано.

=============================================================================

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 30 Ноябрь 2014, 00:12:28, ВОЗ»

« #22 : 02 Июнь 2012, 22:06:15 »
Комментарий от Maginhard Avars (М.М.), чьи мысли и результаты исследований, частично изложены в вышеприведённом посте:
 
"С некоторыми утверждениями в этой статье я в настоящее время не согласен, потому что они очень уж категоричны и безаппеляционны. Общий взгляд отчасти отражает состояние Инета на 2005 г. Виден "Керстен" и его "Потерянное колено Израиля", "С Иордана на Дон" и т.п. Здесь как-бы скомкан период прахурритов. Хотя в принципе всё верно. Прахурритско-семитское единство действительно существовало на территории Сев.Ирака и прилегающих землях, и оно требует детального рассмотренния. Здесь патроним "эбер" скорее следует увязать с "Абар Нахарам" (термином, служившим для обозначения Заречья - Сириии, Сев.Ирака и т.п.) Но в аварском языке "авараг" не взято из семитских языков. В аварском языке иранизмы в своём подавляющем большинстве имеют следующий источник:
сакский, среднеперсидский, новоперсидский.

Прахурритская эпоха - это очень и очень седая старина. Нужны болеее глубокие и тщательные исследования. Комкать и упрощать эту тему нельзя. То что хурриты в союзе с сынами Израиля совершали набеги на другие народы, в том числе Египет у меня, как и у некоторых других сомнений нет. Нередко в гиксосах видят именно прахурритско-семитскую общность, союз племён. объединение хурритов (с их боевыми колесницами) и хурритов. Всё это конечно было. Но нужны дальнейшие исследования. То что парфяне владели арамейским (как и древнегреческим), это тоже правда.

Про кюринцев всё абсолютно верно. и кстати этничский термин "лек" есть у одного из курдских племён. По крайней мере, весь этот период более архаичен, чем всё остальное. И о нём мы знаем мало. Всё в тумане. Исследований мало.
Но нужно разделять хурритов и евреев - это далеко не одно и то же, хотя и родственные семитские племена. Конечно, для определённого периода исторического прошлого - "Абар Нахарам" - это воинственные кочевники и, вообще, мужи с Заречья, это обобщённое обозначение всех людей, населявших опредлённый регион. И предки еврееев как раз пришли оттуда. Но всё это нам практически ничего не даёт. Другое дело "Горган - Варкана" (Каспий). Своего рода "Сарматия Юнайтед" (Сарматский союз) -  побережье Горган (Каспия).
 
В современном Иране явно и очевидно быть потомком хурритов намного больше чем "арья". Во многие разы больше. И первое объединение, симбиоз, синтез с "арья" начался со страны Митанни. Вот эта линия более плодотворная. В целом со статьёй согласен, за исключением того, что часть ретроспектив требуют более осторожноо подхода, а они скомканы.
 
Авраам - хуррит, земля Абар Нахарам (Абар Нахара) преимущественно хурритская, хурриты и прапредки евреи время от времени объединялись. Земля хурритов это часть Эрец Израэль (Земли народа Изараиль), от Нила до Ефрата."

===
Проблема этнонима "авар" и народов под таким именем сваливать в одну кучу нельзя.

1. Под схожим названием "эбер, эвер" известны хурриты и жившие с ними бок о бок семиты района Заречья (за рекой Ефрат) . В своременом иврите "г1эбер" - берег реки, сторона реки. И далее имеются однокоренные слова со значением "перешёл, прошёл, нарушил, переправился, переправа, проход" и т.п.
2. Этот термин появляется в Иране и активно там распространяется. Из Ирана апар, абар начинает расходиться лучами в разные стороны. Вот оттуда он попал и к нам и, естественно, имеются исторические свидетельства, говорящие о переселении примерно 12 тыс. чел. Там сходятся все детали. и никаких сомнений нет.

Ну, посмотри, аварцы по психологии очень замкнуты., им даже одно иностранное слово выучить чуждо. Даже одно! А вот небольшой пример. Аварское "гъиз" (грязь). Я вначале обратил на это внимание, так как нашёл в афганском. Затем недавно нашёл и у Абаева: да, он пишет, что "гъиз в аварском - иранизм. Второе аварское слово обозначающее "грязь" - "чорок". Но это ведь тоже перс. черк "грязь". Он есть в фарси-кабули (дари). Последнее, ав. балкан - это среднеперс. балкан - "рвотные массы". Ну, не могли аварцы прочитать это в книгах. Потому что это вовсе не "х1укумат" и не "пачалихъ" и т.п. Они должны были жить рядом с ними. Общаться с ними. Причём навскидку получается, что к нам шёл поток иранизмов несколькими этапами. Первый период очень древний - обшенахско-дагестанский. В этот период попали в нкоторые дагестанские языки слова типа "барзунтив", Буорз", барз" - горы, возвышенность и т.п. Источник - язык типа авестийского. Аварское ч1ег1ер "чёрный" совпадает с древнеиндийским. Вот один этап - австийский, древнеперсидский, древнеиндийский. Это эпоха алародиев, прахурритов, хурритов. В чисто аварский период к нам стекаются слова сакского, среднеперсидского и новоперсидского уровня.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 30 Ноябрь 2014, 00:12:57, ВОЗ»

« #23 : 02 Июнь 2012, 23:19:10 »
Евер (ивр. Эвер, «Странник», "Перешедший реку") — предок израильтян в соответствии с Быт.10—11. Он также являлся сыном Сала и отцом Фалека.

Евер и есть предок Авраама, потомок Сима, - род пророков (Аварагов). "Странник, перешедший" - что и значит АВАР (!).

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 06 Июнь 2013, 13:35:43, Marat»

« #24 : 03 Июнь 2012, 00:37:51 »
Комментарий от Maginhard Avars (М.М.):

В осетинском языке до сих пор "авайраг" есть аварец. Суффикс явно иранский. Извини, но в иврите отсутсвует суффикс "раг". Вот в чём дело. И ещё, осетинское - дигорское "уалаюн" означает "верхний, находящийся на верху, верховный. И оно фонетически совпадает с ивритским "элион" (верхний, верховный). На самом деле между ними никакой генетической связи нет. Осетинское слово есть развитие иранского "упар". В иранских же языках с термином авар совпадают два разных (и не родственных друг другу) слова. Одно из них по смыслу близко ивриту, другое же означает "верхний, верховный, превосходящий" Вот это и есть подлинное значение. А всё остальное лишь подбор отмычек. Иногда эти схожие слова могут контаминировать между собой, заменять друг друга. В мифах народов мира зафиксировано иранское имя Аварпарну (то есть верховная слава). Это задолго до нашей эры! И то, что ты приводишь имеется также в Библейской энциклопедии, "Эвер - пришелец чужой земли". Но в конкретно ивритско-русском словаре "эвер" имеет исходное значение "берег, сторона" (улицы или реки)". Далее выстраиваются все однокоренные. Но такие значения имеют и этнонимы "парс(перс)", "парсава" (парфянин) и паштун (парстун).

 Авраам - хурритская тема. В таком случае, всю историю надо резко перебросить вдаль от аварцев в тёмные и малоизвестные времена прахурритов, когда никаких аварцев (в современном понимании этого слова) просто не существовало и в помине. Такой термин, как "эвер", мог быть употребителен для какой-то прахурритско-семитской общности в определённый исторический период. НО, знак равенства между ними и аварским этнонимом, ставить нельзя. И тем более с "авараг". Это возникло гораздо позже. Наш этноним связан только с Хорасаном и ни с чем другим. Это "абпар", "сар-абраз", "владельцы трона" и т.д.

...

Я не связываю термин "эбер" с этнонимом "авар" по ещё одной важной причине (не только потому что суффикс -раг ну явно нееврейский!). Дело в том, что когда я ознакомиля с ивритом, то выяснилось, что в иврите термин "эбер" на самом деле звучит как "г1абар". И современное ивритское "авар" - "прошёл, перешёл" на самом деле пишется как "г1авар". В древнем иврите ему соответсвовало "г1абар". И более того, само слово "иврит" также пишется "г1иврит". Но ведь аварский язык предусматривает употребление впереди своих слов фарингала "г1". Если бы заимствовали от евреев, то, ну просто обязательно прилепили бы г1. В нашем языке же этот звук имеется. Вот в чём загвоздка. А эбер, иврит и т.п. - это особенность речи европейских евреев. Они сами блокируют трудные и непривычные для себя звуки. Другое дело, классический раввинский иврит. На нём читают молитвы. Вот там есть и г1 и х1. А европейские евреи их не произносят. Часть мизрахов (осбенно лица старшего возраста) их произносят. Вот в чём дело. Не только отсутствует СУФФИКС - РАГ, но и произносится по-иному.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 30 Ноябрь 2014, 00:13:20, ВОЗ»

« #25 : 03 Июнь 2012, 13:32:18 »
Комментарий от Maginhard Avars (М.М.):
 
Я внёс поправки и уточнения в пост о восточных иранцах. Это мнение Льва Гумилёва о уархонитах, они же псевдоавары. Заметь, что в ту эпоху никаких исследований по сино-кавказской гипотезе не было. И вообще такой гипотезы не было. Если бы он прочитал Старостина С.А., то Гумилёв вероятно бы написал, что основу псевдоаваров составляли европеоидные сино-кавказцы.

В своих последующих работах (и явно под влиянием Кацуо Еноки) Лев Гумилёв внёс некоторые коррективы и уточнения в свои прежние взгляды: "они были речными хионитами (и уархон якобы означает "речные хионы")", " они принадлежали к эфталитам-горцам, вынужденным покинуть родные места (с экскурсами в историю дисцев Китая; хуа - ветвь племени ди; априди/африди/апарди - суть перешедшие на восточноиранскую речь мигранты из Китая; язык чистых дисцев соотносится автором с тибетской группой, при этом утверждается, что дисцы владели и ханьским, т.е. китайским; депигментированные особи среди пуштунов возводятся к байди "белым ди", отсюда, по мнению автора, и спетхионы -"белые гунны")", и последнее - "сакское племя хийаона" (маленькая Авария долгое время державшая в сфере своего влияния всю Центральную Европу и т.п.). Лев Гумилёв, в целом, считал аваров (точнее - "псевдоаваров") восточноиранским племенем, по крайней мере по языку (его хуа - изначально неираноязычные выходцы из "горных пещер Китая", примкнувшие к восточноиранскому этническому массиву).

Теперь о хурритах. Хурриты выглядели как армяне и курды. А среди них светлых мало. Очень мало. Но всё же встречаются. Кавкасионцы не похожи на хурритов никак. Ни по характеру, ни по внешности. Кавкасионцы совпадают с чистыми дисцами (Гумилёв писал о них, что они были круглоголовыми европеоидами и светлыми), сарматами. От пуштунов их отличает то обстоятельство, что последние длинноголовые. Потом этот же тип можно встретить среди горных таджиков, австрийцев, баварцев, частично такими были и кельты, и конечно же динарский антропологический тип - хорваты, боснийцы.

Проблема в том, что нашу историю стараются фальсифицировать т.н. пантюркисты, стремясь  представить дело так, что все высокорослые и депигментированные (т.е. светлокожие и светловолосые) типы Северного Кавказа - потомки "великих кипчаков". Но этого по определению не может быть.

Мы на данный момент не видим специализированной узкой работы по кавкасионскому антропологическому типу. Таких исследований нет, а то что есть вызывает недоумение своими бесчисленными несостыковками. Сино-кавказская гипотеза в целом не противоречит последнему исслледованию Булаевой, где аварцы принадлежат преимущественно к гаплогруппе F. Такой подход не противоречит и сино-кавказской гипотезе и кавкасионсому антропологическому типу. Здесь всё нормально. Это может быть. Тем более писала не только она одна, там группа авторов. И алародии тоже с этой гаплогруппой согласуются. Так как в конечном счёте F - Ближний Восток. И эта гаплогруппа близка I (динарцам, протогерманцам, т.н. ген северных варваров). Из этого исследования надо исходить, а Юнусбаевскую версию отвергнуть, как неграмотную и необъективную, каковой она и является.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 30 Ноябрь 2014, 00:13:41, ВОЗ»

« #26 : 03 Июнь 2012, 14:13:31 »
Но ведь аварцы получается ассимилировали в себе и ту часть индоевропейских переселенцев Ирана из Хорасана?

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…

« #27 : 03 Июнь 2012, 14:14:41 »
Комментарий от Maginhard Avars (М.М.):

В Иране как я говорил говорят на одном из индоевропейских языков, а генетически носителей индоевропейских генов примерно 20, 25%, максимум 30%. Иранская речь господствовала в древности на огромных территориях. Речь. Но не всегда носители её были генетическими индоевропейцами. Не будучи расистами, они смешивались. Это во первых, а во вторых через процесс двуязычия переходили на другой язык. Иногда даже сами того не желая и сопротивляясь этому. Иранизмы в аварском могут быть или "адстратом", то есть остатком речи, привнесённой мигрантами, позже ассимилировавшимися или же, наоборот, субстратом, то есть реликтами прежней речи. Речь идёт о том пласте слов, который не мог быть прочитан всякими алимами, или услышан где-то на базаре.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 30 Ноябрь 2014, 00:14:26, ВОЗ»

« #28 : 03 Июнь 2012, 17:53:19 »
Прочёл  такую информацию, но по-моему здесь многое притянуто за уши к "арийской идее":
Цитировать
Народы Кавказа — арийской расы, а именно, три группы: восточную — лезгино-чеченскую, западную — черкесско-абхазскую и среднюю — осетинскую, в настоящее время нужно рассматривать как только немногие остатки от той многочисленной и сильной семьи арийцев, населявших когда-то северные склоны Кавказских гор до берегов Дона и Волги и от берегов Азовского и Черного морей до Каспийского и потерпевших в течение многих столетий метисацию и т.д. и т.п.
http://evgrsaveliev.narod.ru/history-1/chapter-2.html


Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 06 Июнь 2013, 13:35:56, Marat»

« #29 : 03 Июнь 2012, 18:01:02 »
Комментарий от Maginhard Avars (М.М.):

Путаница. Непонятно, что чего означает.
Есть индо-иранские языки, которые называются также "арийскими" и никакой арийской расы нет и вообще не было. Германские расисты в качестве вершины биологического развития человечества ставили высокорослых длинноголовых блондинов с выступающими носами и подбородками. Такой стандарт в самой Германии они сами же насчитали не более 30 %. Их больше в Скандинавии и даже Англии, чем в Германии. Отталкиваясь из этого постулата они рыскали по всему миру, пытаясь найти в той или ной мере схожие типы. То что немцы считали вершиной эволюции в современной антропологии называется атланто-балтийская раса.  Гитлеровцы увязывали этот тип с изначальными носителями индоевропейских языков, но это не совсем так. Для самих протогерманцев, которые вообще не были индоевропейцами характерна гаплогруппа I и она совершенно не индоевропейская. Потом куда деть таких неиндоевропейцев как эстонцы и финны? Они ведь тоже длинноголовые блондины. Гитлеровская пропаганда упрямо что-то искала, какой-то "основной арийский корень" и в конце концов стала утверждать что он был в пустыне Гоби, Тибете. Вот эта фишка им больше всего нравилась. Мрачно и красиво, почти что в стиле "Раммштайн"  :D  Ну нравилось им создавать такой "драйв"...

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 30 Ноябрь 2014, 00:14:43, ВОЗ»

« #30 : 09 Сентябрь 2012, 11:42:30 »
Я заинтересовался этой темой несколько лет назад, когда впервые узнал, что в Чохе прежние поколения состязались в борьбе мелигдун. Мелигдун — боевое искусство, где бойцы наносили удары ногами и специальными жердями. Я поинтересовался об этом у историка.



Он рассказывал, что делал репортаж для зарубежного радио о популярности восточных единоборств в Дагестане и приводил имевшую у него информацию о мелигдуне. Если получится разыскать в архивах эту передачу, он обещал её предоставить. В коротком рассказе он поведал нам об этом боевом виде, об этой старинной спортивно-прикладной игре чохцев:
"О "мелигдун" я слышал от пожилых чохцев. Сходились две команды, вооружённые жердями. Иногда облачались в сапоги, причём разрешено было их подбивать гвоздями. В основном все удары наносились ногами, также делались подцепы, толчки и удары жердями. Главная задача — выбить из рук жердь. Выигрывала та команда, которая получила как можно больше жердей. Бились в кровь. Плакать было категорически нельзя, тогда просто со смехом и пинками прогоняли из игры. Далее, победители забирали свои трофеи — жерди, уносили домой и водружали на крыше. Особенно ценились наиболее длинные и красивые жерди. Водружённые на крыше жерди назывались "пачахI" (т.е. "император") .

Бои были безжалостные, рвалась одежда, разбивались носы, наносились ушибы. "Мелигдун" проводили также в определённый месяц между жителями верхнего квартала и нижнего, а средние должны были разнимать. То есть, изначально это какой-то обряд. Выходили на "тропу войну" жители верхних кварталов с речёвками: "эй вы там, вни-и-изу., умирающие от голода!" Верхние им тоже отвечали в подобном духе речёвкой. И бились в определённом месте. Потом эту затеи подхватили подростки. Игра была известна по крайней мере в конце 20-30-х годов. Я о ней почти забыл, пока не услышал среди турецких аварцев о какой-то странной игре, в которой участвовало не одно поколение их предков. Они эту игру привезли из Дагестана. Там выходцы из одного села должны были биться с другими. Об этом мне рассказывали выходцы из с. Муша. Несмотря на жестокость, в игре были приколы, смех и т.д.

Никто из других аварских сёл Дагестана об этой игре не слышал (я спрашивал). В одном из интервью президент федерации "спортивная драка", упомянул "хъатбай", но про "мелигдун", к сожалению, ничего не знал, и сделал предположение, что это тоже какая-то разновидность "хъатбая" — общеаварского войскового боевого вида. Дело в том, что очень сложно добыть материал по такой теме, в сети на страничках посвящённых кавказским старинным играм, боям, есть лишь ссылки на какие-то книги, которые надо искать в библиотеках.

Как мне рассказывали, игра была не просто жестокой, а очень жестокой. Бежали две команды друг на другом и, потрясая жердями как флагами, затем опираясь на них наносили удары ногами. Как мне рассказывали, человек с опытом этой игры, без помощи жерди, ногами мог забить двоих соперников, которые выглядели старше и сильнее. Все драки заканчивались не просто кровью, а на детей было страшно смотреть. Родители возмущались и ругались:"опять в мелигдун играли?" Причём тот, кто порвал рубашку другому, должен быть увести "раненного" к себе и попросить домочадцев, чтобы они зашили ему её. Самым позорным в этой игре считались слёзы.

Хорошо было бы, если бы те, кто помнит или знает со слов старшего поколения или книг о спортивных традициях в Дагестане, поделились историей с другими."

Shah.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…


Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика