Индия - мир в миниатюре
Дыхание Индии (коллекция говорящих фактов)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

***
Вдоль Малабарского побережья (юго-запад Индостана) кочует племя Тода. Эти люди занимаются разведением буйволов, питаются молочными продуктами, рисом и овощами, не охотятся. Племя Тода - вегетарианцы.

***
Есть в Индии племена, где сохранился матриархат (в основном, такие племена проживают в горах на северо-востоке). Правда, почти все они приняли христианство (не отказавшись от большинства своих исконных обрядов и богов). Интересны обряды сватовства у одного такого племени - племени Гаро. Есть два варианта. В первом девушки ловят женихов, пытаются их догнать. Если жених убегает 4 раза - значит, он отказался от брака. Убегать первые три раза - этикетная норма, своеобразное кокетство, хотя и с непривычной стороны. Второй вариант сватовства, когда девушка пишет понравившемуся молодому человеку письма с предложением брака. Юноше положено так же три раза отказываться. Только отказ в четвертый раз считается отрицательным ответом.

У другого матриархального племени - Кхаси - есть популярный герой в фольклоре: жаба-великан, которая(-ый?) пытается съесть нежную богиню солнца.

***
Племя Нага - племя ярых охотников и воинов. Это племя часто называют "охотники за головами". Но не воинственная сторона их жизни особенно привлекает мое внимание.

У нага нет идолов, но есть культ камней. Камни - лица духов. Камни считаются талисманами. Причем у камней есть семьи, дети, друзья, враги... Поэтому переносить камни с места на место - плохо, можно случайно разлучить камень с "родными". У каждого племени свой камень - талисман.

У племени нага очень интересное представление о "двухслойной" душе. Есть "душа самого человека". Она отправляется в страну мертвых, во сне может покидать тело человека, вселяться, например, в тигра и уходить далеко в леса. На рассвете душа возвращается. Сильный воин в состоянии вспоминать "приключения" души и ее впечатления, когда она принимала другие обличья.

Еще есть слабая часть души. Она может отделяться, подвергаясь болезням и неудачам. После смерти человека "слабая часть души" растворяется. В качестве верных спутников умерших охотников сопровождают души всех убитых ими животных.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран

На санскрите, а по наследству и в хинди, одно из слов для дерева - vanaspati, что значит "хозяин леса".

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран

На хинди слово "справедливость, честность" - "dayaanat" имеет в корне "милосердие, сострадание" - "dayaa".

Нашла сегодня глагол (Tapaknaa), который одновременно значит капать, течь, струиться, а также - падать(о спелых плодах). Есть даже существительное - "Tapakaa" со значениями 1) капание; 2) спелый плод, упавший с дерева; 3) стреляющая боль.

На хинди есть выражение "белая ложь", но смысл его категорически отличается от русской белой лжи. Белая ложь у индийцев - ложь явная.

Слово "taan" значит 1)растяжение, натяжение 2) музыкальный лад. Еще есть выражение "taan kii jaan" - "душа музыкального лада". Его употребляют в значении "суть, смысл чего-либо".

От выше встретившегося слова "jaan" ("душа, жизнь") есть прилагательное "jaanii". Jaanii - это "сердечный, дорогой, любимый, милый", "jaanii dost" - "близкий друг". Но одновременно jaanii - это "смертельный", а "jaanii dushman" - смертельный враг...

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран



На хинди "совершенство" и "целостность" - одно слово (puuraapan или puurNataa - у обоих слов одновременно оба значения).

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 20 Апрель 2013, 12:03:19, Саша»

На хинди неодушевленное часто становится одушевленным, если вдуматься в смысл устоявшихся обиходных выражений. Например, электричество у индийцев не пропадает, не прекращается, а уходит... То же говорят и про любую вещь, которую не могут найти: "Тапки куда ушли?" В одном рассказе недавно вычитала: "Да где же эта чашка? Только что тут была и вдруг ушла куда-то..."

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран

"Да где же эта чашка? Только что тут была и вдруг ушла куда-то..."
А если ты чашку все-таки нашел, то она тебе "встретилась". И тапки тоже. Мне встретились тапки в коридоре. А еще я надеюсь, что мне встретится хорошая работа. Что-то получать = тебе что-то встречается. В Индии у вещей и предметов слишком много самостоятельности.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран

В паспортах или других документах, удостоверяющих личность, индуисты предпочитают ставить неверную дату рождения. Часто индуист даже сам не знает, сколько ему лет, всегда +/- год или полтора.

Однако при рождении ребенку составляют тщательнейший гороскоп, где учитывается не только дата, но и точное время появления на свет. С этой бумажкой индуист не расстается всю свою жизнь, по ней вычисляются даты обрядов жизненного цикла, а также, именно руководствуясь гороскопом, служитель в храме дает тот или иной совет.

Дата и время рождения намеренно забываются, на самом гороскопе их тоже не указывают. Ведь по этим данным опытный астролог мог бы снова составить гороскоп и даже внести "поправки" в судьбу человека, руководствуясь какими-нибудь интересами.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран

***
В древнеиндийских представлениях есть примета: если человек перестал отражаться в блестящих предметах, значит, он скоро умрет.

***
В одном ряду идут приметы, связанные с предсказаниями будущего, а также с тем, что происходит далеко. В индийской поэзии в отдельное "украшение" художественной речи выделяются следующего рода повествования: о том, что очень далеко или о будущем; и прошлом как о настоящем. Сам объект повествования необычен, поэтому речь превращается в художественную. По сути, в это украшение входит тематика "невидимого" в данный момент, и чтобы рассказывать обо всем этом, нужно обладать воображением, природным свойством поэта согласно индийским трактатам о классической поэзии и образе поэта. Получается, что сами воспоминания художественны, и размышления о будущем, о прошлом и о далеком имеют одну природу, то есть будущее можно вспомнить. А вспоминая (воображая), мы становимся поэтами.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран

На хинди есть слово санскритского происхождения "nirutsaahit", в спектр значений которого входят "лишенный вдохновения" и "лишенный пола", "импотент".

В Индии есть целый класс под названием хиджры. Представители этого класса обычно мужчины, переодевающиеся женщинами. Хиджры ходят по улицам, заходят в общественный транспорт, начинают приставать к мужчинам, пока те не дадут подаяние.

Отношение к хиджрам в обществе пренебрежительное, вплоть до отвращения. И связано это, в частности, с древней приметой, встречающейся еще в Атхарваведе. Там рассказывается, что нужно сделать, чтобы не стать nirutsaahit от взгляда на евнуха, гермафродита  и далее по списку. То есть индийцы считали, что хиджры и Ко и сами какие-то странные, не внушающие доверия, и других могут превратить в себе подобных, словно они не только не обладают мужской энергией, но и вытягивают ее из окружающих. Такое представление, между прочим, помогает хиджрам и по сей день обеспечивать свое существования, потому что индийцы уже на все согласны, чтобы избавиться от навязчивого и "опасного" внимания.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран

ОффлайнСумалётов

  • Упёрся – отойди.
Получается, что сами воспоминания художественны, и размышления о будущем, о прошлом и о далеком имеют одну природу, то есть будущее можно вспомнить. А вспоминая (воображая), мы становимся поэтами.
Боже! как красиво, как точно! За такие мысли и посадить могут... (по себе "сижу")

"лишенный вдохновения" и "лишенный пола", "импотент"
хиджры и Ко и сами какие-то странные, не внушающие доверия, и других могут превратить в себе подобных, словно они не только не обладают мужской энергией, но и вытягивают ее из окружающих
Бедная Европа...

индийцы уже на все согласны, чтобы избавиться от навязчивого и "опасного" внимания
Мы, похоже, тоже.

Вот тебе и санкции...

Твой злонежелатель,
недалёкий от народа
Слава Сумалётов

У нас спрашивают, если человек хмурый и раздражительный, с какой ноги встал сегодня. В Индии - какое лицо увидел сегодня. Наверное, это связано с представлением о зрении как об органе чувств, воспринимающем информацию через непосредственный контакт с предметом. Считается, что из глаза выползает невидимое щупальце огненной энергии теджас и, ощупывая предметы, передает нам представление о них. Но от прикосновения к ритуально загрязненному оскверняешься сам. Уродство, неестественность считаются плохими признаками, метками дурной кармы. Прикасаясь к предмету, заражаешься его признаками. Та же механика, видимо, работает и с хиджрами.

Примет еще с ведийской эпохи насчитывается огромное количество. Но больше всего их в медицинских трактатах. Прежде, чем пойти лечить больного, врач должен тщательно припомнить день с самого утра: кого видел, с кем разговаривал, какие птички пролетали мимо, какие звуки раздавались и т.д. Нужно также спросить обо всем этом пришедшего за помощью. И если среди перечисленного окажется хотя бы один неблагоприятный признак, значит, никуда идти не нужно и больного сегодня лечить нельзя. В общем, все, что угодно, лишь бы не работать.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран

Как-то у нас на кафедре встречали индийца, представителя некого культурного центра. В то время был Великий пост. Пока индийца выгуливали по университету, ему для общего развития и поддержания беседы рассказали, в частности, и о традиции Великого поста, что можно есть, что нельзя.

Вечером того же дня собирались дома у одного ученого. Принимающая семья, естественно, накрыла большой стол, все сидят, беседуют, едят. А индиец беседовать беседует, но почти ото всей еды отказывается. Думают, что такое... и тут вспомнили, точно! Ведь утром сказали ему, что пост. Наши, русские, едят и ничего, а он - гость, ему нужно уважать культуру и традиции страны, в которую он приехал. Так и не переубедили его, пришлось отпустить голодным.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран

На хинди для "завтра" и "вчера" - одно слово "каль", а "послезавтра" и "позавчера" делят на двоих слово "парсон". Понять, когда что-то произошло или произойдет, можно исключительно по глагольной форме.

Согласно нормативному порядку слов глагол в хинди идет в конце фразы, именно на него падает фразовое ударение, именно его ждет собеседник. Одна глагольная форма часто состоит из комбинации, скажем, пяти смысловых и вспомогательных глаголов, глагольной формой передают мельчайшие оттенки характера действия, вместо наших наречий. Например, на хинди можно глаголом передать, что действие совершается часто, что действие совершается постоянно или что оно совершается все больше и больше, как, например, когда копают яму, ведь она становится все глубже и глубже; к тому же, добавив к основе главного смыслового глагола еще один глагол, можно подчеркнуть результативность действия, то есть придать ему совершенность. Более того, это безобразие, в которое превратили  вменяемый глагол, еще изменяется по всем временам и наклонениям: "kha leta ja rahe hoga" значит "должно быть, в течение какого-то времени съедает все больше и больше." Очень хорошо с помощью такой штуки можно описывать психологические состояния, например, пустота поглощала его существо все больше и больше, тишина заполоняла все вокруг (опять-таки распространялась все больше и больше)... Словно видо-временной системе добавили еще одно измерение.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 24 Октябрь 2014, 23:54:30, Саша»

Этим летом неожиданно мне выпал случай подработать переводчиком хинди на переговорах российского дистрибьютера смесителей и прочих элементов сантехники с представителями индийской компании-производителя. В ходе переговоров наша сторона попросила охарактеризовать индийский рынок сбыта подобной продукции, и в частности встал вопрос о торговых сетях.

Еще когда я была в Индии, я обратила внимание на то, насколько индийцам чужда безликая автоматизированная система покупок и услуг, как мало в Индии так называемых гипер-, супер- и прочих маркетов. Насколько индийцы тяготеют к маленьким лавочкам и долгое человеческое общение предпочитают быстрой легкости автоматов и системе самообслуживания. И тут, на этих переговорах, я наконец-то получила объяснение этому явлению.

Как объяснил чудесный дяденька, владелец самой крупной, самой лучшей, самой древней, самой перспективной (всегда у всякого индийца все должно быть самым-самым, о чем в разговоре упомянут в ответе на любой вопрос) компании по производству сантехники в Индии, индийцы следуют своим традициям в каждом аспекте жизни. Дяденька (имя его забыла, помню лишь, что фамилия у него Джайн, и джайном он являлся, а я впервые посмотрела на джайна живьем) предупредил, что несмотря на стремительную модернизацию и вестернизацию Индии, есть вещи, к которым индийцы вряд ли когда привыкнут. Одной из этих вещей как раз оказывается супер-гипер-маркет. Индийцы привыкли, что если они приходят в магазин, лавочку что-то покупать, то есть тратить заработанные деньги, они вступают в ролевую игру: господин - слуга. Продавец должен всячески выказать почести "господину" или "госпоже". Я тут же вспомнила, как в обувных магазинах приходилось уговаривать продавца не стягивать с моей ноги старую обувь и не натягивать на нее новую: мол, сама справлюсь. Почти обиженный продавец пожимал плечами: разве научишь обезьян человеческим манерам? Или как гласит индийская поговорка: "Да разве может обезьяна оценить вкус имбиря?"

Действительно, в маленьких лавочках продавец готовит для тебя настоящий праздник: и за жизнь поговорит, всем соседям косточки до костного мозга выпотрошит, и поддержит тебя, и чаем/лимонадом напоит, и поторгуется с тобой на славу, да так чтоб в глазах потемнело! В общем, добавит стакан специй в пресную обыденность. Причем, если ты потерял престиж внутри данной социальной группы, продавец может и прогнать тебя. Однажды при мне портниха, которая только что со мной рассыпалась в любезностях и приглашала на свадьбу сына, выгнала женщину, которая принесла достаточно большой заказ - сшить из ткани целый шальвар-камиз, со словами, что у нее нет сейчас времени и не будет никогда.

Дяденька-джайн продолжил: "А теперь представьте супер-маркет. Ты пришел тратить свои деньги (читай: пришел сыграть роль махараджи на деревне), а тут тебе никакого уважения! Более того... ты сам, как какой-то чапраси, должен ходить (для индийцев уже проблема: как так без рикши 50 метров пройти), искать, доставать с полки то, что тебе нужно... А потом еще ждать в очереди, чтобы у тебя забрали твои же деньги! Немыслимо! Никакого уважения. Нет, система гипер-маркетов, хоть и появляется спорадически в крупных городах, но в полной мере не приживется никогда." Это как отучить индийцев от их национальной одежды, перченой до слез пищи, браков по сговору. Как отучить их справлять нужду у каждой стенки, дерева, забора. Или это как заставить индийцев сначала завести дома собаку, еще хуже - кошку, в которой, по их представлениям, вселяется богиня оспы и детских болезней, а потом - бац - пустить это животное (по-нашему, члена семьи, брата меньшего) на свою постель или на кухню - святую святых домашнего очага. И как заставить их прогнать крысу из храма: в этой крысе ведь мог воплотиться твой дедушка...

Кастовая система подразумевает бесконечные ролевые игры. Если дома есть повар, он будет готовить пищу. Но если он испачкает что-то, уронит что-то, то просить его это убрать - нанести повару смертельное оскорбление. Убирать должен другой слуга. Убирать тряпкой, в смысле. Так как подметает уже третий, мусор забирает четвертый. Людей много - надо всех и каждого чем-нибудь занять, каждому поручить обжигать свой кирпичик вселенной.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 01 Май 2016, 14:52:53, Саша»


Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика