Индия - мир в миниатюре
Дыхание Индии (коллекция говорящих фактов)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Дыхание Индии

 
Если есть на земле страна,
где нашли место все мечты людей с того дня,
когда первый человек начал сновидение жизни, – это Индия.
Ромен Роллан




Инструкция к применению (для начинающих)

В этом году мне повезло!!!!! Мне достался счастливый билет!!! Счастливый билет в Индию! Выпала возможность встретиться с культурой этой многоликой «страны чудес». Чтобы добраться до Индии, отнюдь не самое сложное преодолеть географическое пространство, самое сложное и трудоемкое – это преодолеть пространство культурное. Хотя бы потому, что оно не преодолевается с размаху и в одночасье (или семи-часье – сколько там до Индии самолетом?). Его преодолеваешь постепенно, причем никуда не перемещаясь при этом, преодолеваешь его в себе, открываешь свою душу индийским просторам.
 
ВНИМАНИЕ: при встрече с Индией очень сложно удержать почву под ногами и одновременно очень сложно уйти с головой в облака! Индия – страна снов, страстно мечущихся между небом и землей, и эти сны, эту вековечную связь порвать невозможно, если хочешь увидеть настоящую Индию, хоть немного отразить палитру ее красок и звучаний в своей душе. А связать несочетаемое – удержать птиц, рвущихся в разные стороны, – значит стать для них воздухом, т.е. всем существом поверить, что они действительно существуют. Более того, существуют одновременно, общаются и слагают общие песни…
 
Именно поэтому, если встреча желаема, к ней нужно основательно подготовиться, а лучше вообще на некоторое время избегать любых основ. Почувствовать не только над собой, но и под ногами бесконечность. Научиться тосковать не только по небу, но и по земле. Научиться видеть сны земли, так же, как и мечты о полете. Где наш нерушимый разумный фундамент? Где стержень, за который схватиться в опасный момент путешествия? Что будет оберегать меня, во что мне верить, если меня окружают переменчивые океаны подмигивающего пространства и сногсшибательное время?
 
Ответы на эти вопросы приходят со временем. Со временем, когда осторожно-терпеливыми вдохами ты окунаешь свое сердце в ритмы Индии.
 
Ниже я буду приводить свою историю случайных впечатлений-вдохов, свою лестницу крикливых миражей.
 
Когда-нибудь по ней я приду в Индию.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 15 Апрель 2013, 21:26:57, Саша»



Вдох первый…
Он был похож на память о снах с утра и об осени в день, когда выпадает первый снег. Похож на первый вдох тепла, когда приходишь с мороза. На что-то будоражащее и колыбельное одновременно, на волшебство и обман. Мгновение исчезло, и где его искать, в прошлом ли, будущем? Во «вчера» или «завтра»? Как вообще отличить завтра от вчера: на хинди даже нет разных слов для этих привычных нам значений. Так же, как нет разных слов для «послезавтра» и «позавчера». Может, мгновение вовсе никуда не уходит, но с каждой секундой просто ширится, слоится, ветвится настоящее, без будущего и прошлого, пребывая в свободном полёте..?
 
Хорошо, будущего и прошлого нет, все сплошная нежно-голово-снимательная круговерть, но начало-то где? У самых бурных и беспорядочных рек ведь есть исток, а здесь? А что здесь?.. А здесь одна только бескрайняя традиция, начало которой там, где тонут самые седые вершины самых молодых гор.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 15 Апрель 2013, 21:27:43, Саша»


 У Индии нет истории, в Индии – мифология.
Спроси у индийца: «Когда правил такой-то, когда произошло что-то?», – ошибка в 500 лет ошибкой не считается. Но, скорее всего, индиец и вовсе не назовет даты, но начнет рассказывать миф (чаще в стихах), в котором эта тема воплощена. Ведь именно образ события или исторической персоны считается главным. Главное – что случилось и как. А когда? Зачем это? Всегда. Случилось, значит, и раньше случалось, и дальше будет случаться. Время представляется Круговым, в нем всё, что ни происходит, потом эхом отражается в разных эпохах, варьируется и повторяется. История как песня, как поэма. И каждый человек соавтор, поэтому имеет право менять события по своему вкусу, как куплеты, сохраняя только суть происходящего, т.е. Смысл истории, Божественное творчество.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 15 Апрель 2013, 21:28:27, Саша»


Индия – царство языка. Раздробленное, многоречивое царство – почти анархия. Но в этом «почти» – зерно, корень и ствол единого превосходства – традиции отношения к слову. Здесь слово чувствуется даже на физическом уровне. Живут с ним, живут в нем, живут под властью щедрого господина-языка.
 
В Индии мироощущение в слове. Издавна филологии уделяется особое внимание, эта наука, вся древняя литература, языки свято почитаются – в них начало жизни, связь с миром высшим, Божественным. В Индии есть язык, литература и наука о языке – все остальное только следствия, расходящиеся ветви от одного ствола. Для индийца естественно объяснять, например, как работает холодильник, проводя аналогии с фонетическим построением речи. Еще для индийца естественно стихами писать научные трактаты. И написаны они чаще всего шлоками.
 
Индийское стихосложение, в отличие от привычного нам, основано не на чередовании ударений, а на долготах слогов. Одна строка четверостишия называется «ногой» (paada). То есть четверостишие сравнивается с животным, с чем-то, что бегает на четырех ногах. В шлоке первая половина пады – произвольная по звуковому рисунку, и только второй половиной задается стихотворный размер.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 15 Апрель 2013, 21:29:22, Саша»


Индия – мир в миниатюре.
С чего вдруг? Игра контрастов. Или, что ближе к действительности, миролюбивое, даже плодотворное сочетание контрастов повсеместно. Это отражено и во внешнем виде Индии. Жуткие, разваливающиеся на глазах трущобы, истинно средневековые базары со всеми сопутствующими запахами, узкие до тошноты улицы… на площадях вальяжничают ничейные обезьяны и слоны. Вместо наших голубей в Индии летают попугаи… и тут же – торжество древней архитектуры, завораживающие красочные храмы… силиконовые долины,  безукоризненно чистенькие новостройки, университеты.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 20 Апрель 2013, 10:21:56, Саша»


В Индии можно встретить все виды климата, от тайги до экваториального; растут деревья от сосны до пальмы. Кстати, в Индии 6 времен года, по 2 месяца каждое. Если мы по лету считаем (например, «мне 1000 лет»), то они по осени.
 
Индийцы с одинаковым ажиотажем празднуют все религиозные праздники: и индуистские, и мусульманские, и христианские… Поэтому  половина индийского года – это пышные религиозные торжества.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 20 Апрель 2013, 10:22:26, Саша»

Большинство индийцев – вегетарианцы, но есть: а) узаконенная смертная казнь (через повешение); б) природный мир – на грани вымирания, за пределами заповедников не осталось лесов, многие виды редких животных исчезли навсегда или находятся на грани вымирания.
 
При этом индийцы очень гордятся тем, что у них самая древняя демократия в мире, которая благополучно сожительствует с древнейшей варновой (? кастовой) системой.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 20 Апрель 2013, 10:23:03, Саша»


У индийца вся жизнь подчинена сложным обрядам и ритуалам, где многое и многое нужно заучивать наизусть. Вообще в Индии выработана строгая методика запоминания (например, гарантия того, что человек запомнил безошибочно текст – это если он может его прочитать по памяти с конца), этой методикой активно пользовались, когда из уст в уста передавали ведийские тексты; именно заучивание наизусть – основа всего индийского образования по сегодняшний день.
 
Но трудно найти более необязательных людей, нежели индийцы. Если назначаешь встречу индийцу в 10 утра завтра, он, скорее всего, придет послезавтра часов в 11, ещё и обидится, что ты не пришел. Кстати, индийцы очень любят помогать, и это следует иметь в виду иностранцам, когда они спрашивают, как куда-либо добраться. Потому что любой индиец, знает он ответ на вопрос или нет, считает долгом перед Родиной что-то ответить, пусть даже придумывая на ходу, что именно…

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 20 Апрель 2013, 10:23:37, Саша»

***

При всём почти священном отношении к языку, в обычной речи индийцы крайне небрежны. В Индии около 2000 разных языков и диалектов. Даже основой территориального деления служит языковая общность. Статусом общегосударственных языков наделены хинди и английский. Помимо, в каждом штате (а сейчас в Индии 28 штатов и 7 союзных областей) есть свой официальный язык. Поэтому любой рядовой индиец разговаривает сразу на нескольких языках. Так вот характерна ситуация, когда он начинает фразу на одном языке, продолжает на другом, заканчивает на третьем, вставляя мимоходом исковерканные английские слова.
 
 
***

Индийцы, несмотря на эмоциональную речь, очень спокойны, избегают конфликтов и ругани. Но если происходит перепалка, то, во-первых, корнем ее, скорее всего, будет общественный или религиозный вопрос; во-вторых, на нее собирается достаточное количество народа, чтобы она переросла в драку с серьезными последствиями, вплоть до беспорядков в целых городах и деревнях.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 20 Апрель 2013, 10:24:09, Саша»


Государство в Индии представляет собой что-то внешнее, как будто недоразвитое, и это резко отличается от привычных нам западных тисков государственности. В протоиндийской цивилизации следов государственности вовсе не обнаружено. Такое впечатление, что система «городов-полисов» сохраняется до сих пор. Каждый штат живет самостоятельной жизнью, чего бы ему это ни стоило. Тенденция к дроблению видна и сейчас, число штатов всё растет. В Индии Индия-страна всегда в приоритете перед Индией государством. Можно даже сказать, что Индия-страна играет (иногда кроваво) в Индию-государство.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 20 Апрель 2013, 10:24:31, Саша»


Герб Индии – это львиная капитель (введенная при правителе Ашоке), а звери на постаменте – четыре стороны света. Север – лев, восток – слон, юг – лошадь, запад – бык.
Но самое удивительное – надпись под государственным гербом. «Satyameva jayate» («Побеждает только Истина») – часть известной санскритской фразы «Satyameva jayate naanritam», которая переводится «Только Истина побеждает, не ложь»

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 20 Апрель 2013, 10:24:54, Саша»


Слава тебе — властителю дум всех народов,
Вершителю судьбы Индии,
Вдохновляющему сердца Пенджаба, Синда,
Гуджарата и Махараштры,
Страны дравидов, Ориссы и Бенгалии,
Твое имя эхом гремит в горах Виндхья и в Гималаях,
Сливается оно с музыкой Ямуны и Ганга,
Подхватывают его волны Индийского океана,
Прося твоего благословения и славя тебя,
Слава тебе, направляющему к счастью все народы,
Вершителю судьбы Индии!
Слава, слава, слава!

– это первая из пяти строф оды, написанной в 1911 индийским поэтом Рабиндранатом Тагором. Эти же стихи – государственный гимн Индии, «Джанаганамана», приблизительный перевод названия – «Душа (дух) страны».

Есть мнение, что это стихотворение приурочено к коронации Георга V: «Работа съезда началась с исполнения Бабу Рабиндранатом Тагором песни, сочинённой им специально в честь Императора.» (газета Englishman, 28 декабря 1911 г.)

Но сам Тагор писал в одном письме:

«Кое-какой высокопоставленный чиновник Его Величества, бывший также моим другом, попросил меня написать песню в честь приезда Императора. Эта просьба меня просто изумила. Она вызвала в моей душе большую неразбериху. В ответ на это душевное смятение я объявил, что победа в Джанаганамане – это победа Бхагья-Видаты (Бога Судьбы) Индии, который на протяжении веков твёрдо удерживал поводья Индийской колесницы – и на подъёмах, и на спусках; и на прямом пути, и на поворотах. Этот Властелин Судьбы, этот Читающий Умы всей Индии, этот Неустанный Вождь не мог быть ни Георгом V, ни Георгом VI, ни каким другим Георгом. Даже мой высокопоставленный друг смог понять это про мою оду: в конце концов, даже если его преклонение перед короной и было излишним, ему нельзя было отказать в обычном здравом смысле.»

Действительно, слова «Слава тебе, направляющему к счастью все народы,
Вершителю судьбы Индии!» впрямую обращены к Демиургу страны.


http://rmvoz.ru/stuff/music/India.mp3

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 20 Апрель 2013, 10:31:07, Саша»


Язык санскрит, из которого выросла индийская культура, признан самым сложным языком в мире. Есть 4 «вида» санскрита: древнеиндийский (или ведийский) санскрит, классический санскрит, эпический санскрит и Буддийский санскрит. На древнеиндийском санскрите сложена Ригведа и другие сочинения самой древности, самого начала истории после прихода ариев. Все эти сочинения, как и сам язык, до 5 – 6 вв до н.э. (а это более 1500 лет) существовали исключительно в устной форме. Но ученые-филологи были, и когда грамматист Панини в своем восьми-книжье впервые записал нормы классического санскрита, это был выверенный лингвистический труд. (С учетом того, что в Европе лингвистика развиваться начала только в 17-18в.) Алфавит деванагари (графика санскрита и хинди практически совпадает) построен по механике (анатомической) произношения звуков.

И такая тщательная проработка языка, внимание к лингвистическим тонкостям не случайна. Издавна языку в Индии придают божественное значение, ритуалы сопровождаются чтением Вед, и считается, что малейшее нарушение в произношении может испортить обряд, сделать его не только бесполезным, но придать ему отрицательные последствия разрушения.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 20 Апрель 2013, 10:31:35, Саша»

***

В Индии связь языка, поэзии с религией нерушима.

Язык не средство передачи информации – но воплощение бытия. Язык, речь названы не органом говорения, но воплощены в образе божественной речи Вач, которая понимается как космогонический принцип, акт жертвоприношения.

«С помощью жертвы пошли они (провидцы-поэты Риши) по следу Речи. Они обнаружили ее, вошедшую в слагателей гимнов. Принеся ее, они разделили ее между многими.»

«Я рождаю Отца на вершине этого мира, мое лоно в водах, в океане, оттуда расхожусь я по всем существам, я касаюсь теменем неба. Я вею как ветер, охватывая все существа по ту сторону неба, а здесь, по ту сторону земли такая я стала величием.» Так говорится о Речи в Ведах.

Речь принимает разные формы, потому что все питаются ею. Ее элементы – части космоса. Например, согласные уподоблены ночам, гласные – дням.
 

***

Санскрит богат своей выразительной способностью. Во множестве глагольных форм раскрывается целая палитра оттенков времени. Распространены сложные слова. Такое слово может содержать несколько десятков составляющих и в печатном виде занимать 2-3 страницы…

Еще интересная особенность: в санскрите для «основных» слов, таких как земля, вода и т.д. существует около сотни синонимов. Через них передается многогранный смысл этих вещей, т.е. в самом языке создается образный контекст, язык превращается в живой и творческий организм – произведение Богочеловеческого искусства.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 20 Апрель 2013, 10:32:05, Саша»


Поэзия в Индии безоговорочно считается высшей формой языка, а так как язык понимается как бытие, то и высшей формой бытия. Роль Поэзии на протяжении всей индийской истории никогда не умалялась так же, как не умаляются вещи священные. Царем можно было стать, только умея читать вслух стихи. И до сих пор в Индии особое внимание уделяется поэтическим чтениям и литературным вечерам.
 
А это целое искусство, не понимая поэзии и не обладая тонким чувством вкуса, хорошо прочитать стихотворение невозможно. Тут еще играет важную роль особенность индийской поэтики. Она построена на долготах слогов, и часто рисунок «долготы– краткости» очень затейлив. При чтении вслух стихотворение не распадается на строки, но льется единым хором, рождается музыка речи. Чтобы не перебить эту музыку, не нарушить композицию, нужно очень тонко чувствовать смысл и форму того, что читаешь. Тогда только получится правильно расставить паузы, вовремя набрать дыхание. Даже в обычной речи индиец стремится «музыкально импровизировать», строит фразы наиболее благозвучно, добавляя повсеместно всевозможные частицы, меняя порядок слов, создавая свой неповторимый ритм речи. К тому же индийцы говорят очень эмоционально и любят играть словами.

***

Современные индийцы к санскриту относятся очень трепетно, и обижаются, когда санскрит называют «мертвым» языком. Это и понятно, у индийцев представление о языке и речи такое, что фраза «мертвый язык» равносильна оскорблению религии, культуры и святынь. Во многих брахманских семьях говорят на санскрите, стараясь внимательно следить за произношением и уберечь его чистоту от наслоений региональных диалектов.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 20 Апрель 2013, 10:32:32, Саша»


Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика