Творческая лаборатория
СТИХийное

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #61 : 22 Ноября 2012, 09:43:02 »
Мне - по ритму - слышится так, как и должно быть: "брАтия"
Татьяна, там же цитата есть. Было: "братЬя". Не об ударении речь, а о пропущенном слоге.

Знаю человека, влюблённого в прозу поэтов.
Особая.
Разная бывает. Проза Пушкина, Лермонтова, Мандельштама, Ходасевича, Пастернака, Ахматовой, Цветаевой и т.д. - что общего? И в чём разница между их прозой и прозой прозаиков (мастеров, разумеется)?

И в прозе Лермонтов - поэт.
Марат, а что ты вкладываешь в эту фразу (просто интересно)? А Чехов в прозе - кто? А Гоголь?


__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 22 Ноября 2012, 09:48:33, Ярослав»

« #62 : 22 Ноября 2012, 10:05:03 »
Индия, Индия!
Динь-динь-динь-динь-динь-динь! -
Звонко звенит колокольчик в саду.
Радуйся, Индия,
Матушка-Индия,
В сердце твоем каждый - индус...

Вспомнилось на днях, решил тут написать.
Может, не "звонко звенит", а как-то по-другому?
"Звонко звенит", как "громко кричит", - не совсем поэзия... А вот "тихо кричит" уже поэзия.
Может, долго звенит, дивно звенит или вечный звенит, или добрый звенит, или... русский звенит? :) Как звенит в данном конкретном стихе колокольчик в данном конкретном индийском саду? Нужно услышать, тогда и слово придёт... А "звонко звенит" - везде и всегда...

В последней строке, может, не "индус", а, ну не знаю, "иду", "найду"?
"В сердце твоё по строчкам иду"
"Сердце твоё ....  найду"
.....

Первоначальный импульс стихов подлинный, не выдуманный, стоит к нему прислушаться вновь и вновь, чтобы услышать его "лица необщее выражение"...

Дело ведь не в оригинальности ради оригинальности, а в точности, в соответствии формы - предмету,  лица стихотворения - его внутреннему содержанию. Лицо единственно, его нельзя изменить, не изменив сути, а маску одну и ту же можно надеть на разное содержание. Так и в стихах. "Звонко звенит" - можно и в тех, и в тех, и в тех, но в подлинном - ведь звенит колокольчик так, как только здесь и нигде больше, тогда - стихи живые. Когда каждый нюанс принадлежит целому и вытекает органично из целого, только из этого конкретного целого...

В стихах мало слов и нет мелочей. Каждый звук, каждый оттенок несёт в себе смысл, является необходимым, без которого нет целого. В стихах ничего нельзя изменить, как в человеческом лице. А если можно изменить, то нужно, пока не появится то, что уже может быть только таким и никаким другим. И это уже ни с чем не спутаешь. А пока что-то мешает, что-то есть, что "и так сойдёт", значит стихи просят автора помочь им стать самими собой...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 22 Ноября 2012, 18:05:33, Ярослав»

« #63 : 22 Ноября 2012, 18:25:24 »
Выкладывай стих о Лермонтове!)
Это совсем юношеское... Там ритм "надо уметь прочесть", глазами - трудно. Так я уже не пишу давно (формально), стараюсь писать так, чтобы люди могли и без моей помощи прочесть, а тогда я слишком верил в необходимость для каждого стиха найти свой ритм, только ему присущий стихотворный размер, больше нигде не встречавшийся и органичный только для этого содержания этого конкретного стиха. По сути - правильное желание, но слишком много внимания внешнему, первому слою формы (одёжки), как и всегда в юности. А у формы много слоёв. И самый поверхностный не самый главный. А когда много внимания на нём, когда оригинальность сразу бросается в глаза, это ещё тоже не совсем то, что надо...
В общем, процесс общий для каждого человека - постепенно, с возрастом, оригинальность уходит внутрь, а на поверхности - ничего не бросается в глаза сразу (и не должно). В юности не так. И юность в этом права. Каждому возрасту свои ритмы  ;)
(Лермонтов поэт для юношества по преимуществу (за исключением немногих, но могучих его вершин, где он вне всех возрастов человеческих и дышит тысячелетиями).)

К сути этих стихов мои рассуждения не имеют никакого отношения. Только к внешней форме. Суть меня устраивает до сих пор. Хотя само стихотворение никогда бы я не стал включать в свои сборники (если бы была такая необходимость - издавать какие-то сборники; а такой необходимости нет и не будет, не то нужно сейчас в поэзии... Ну да это отдельный разговор, хотя связанный с предыдущими рассуждениями - по гомотетии  :D )



             ***
                                            И звуков небес заменить не могли
                                            Ей скучные песни земли.
                                                                                         Лермонтов

Память, как мне с тобою смириться?
Скатерть новая – старые лица...
Для чего я сюда приземлился?
И зачем вновь прошёл через детство?
И на обе ноги оступился...
И в вечность глядящее сердце
захватали глазами рабы своей смерти.
Я ль для этой забавы родился?!

По ритму, по слогам, по рифмам
вслед – иди за мной.
Ты видишь: море, рифы...
Слышишь: волны, голос мой...
А в мире новом друг друга узнать –
по голосу и по глазам –
так просто...
Память – добрая. Верить легко!
Раны неба – души как звёзды.
Скатерть чёрная да молоко
многоокое...

1989

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 23 Ноября 2012, 18:14:24, Ярослав»

« #64 : 23 Ноября 2012, 23:48:17 »
Марат, а что ты вкладываешь в эту фразу (просто интересно)?
Язык поэзии - ключ к пониманию мира и познанию себя. Язык Лермонтова необыкновенно поэтичен и выражает его многогранное творчество: поэзию - прозу - живопись.

Цитировать
Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке... нет! у нее есть своя душа, своя жизнь. Как в древнем римском кладбище, каждый ее камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись, для толпы непонятную, но богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для ученого, патриота и поэта!.. Как у океана, у нее есть свой язык, язык сильный, звучный, святой, молитвенный!.. Едва проснется день, как уже со всех ее златоглавых церквей раздается согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической увертюре Беетговена, в которой густой рев контр-баса, треск литавр, с пением скрыпки и флейты, образуют одно великое целое; и мнится, что бестелесные звуки принимают видимую форму, что духи неба и ада свиваются под облаками в один разнообразный, неизмеримый, быстро вертящийся хоровод!..
О, какое блаженство внимать этой неземной музыке, взобравшись на самый верхний ярус Ивана Великого, облокотясь на узкое мшистое окно, к которому привела вас истертая, скользкая витая лестница, и думать, что весь этот оркестр гремит под вашими ногами, и воображать, что все это для вас одних, что вы царь этого невещественного мира, и пожирать очами этот огромный муравейник, где суетятся люди, для вас чуждые, где кипят страсти, вами на минуту забытые!.. Какое блаженство разом обнять душою всю суетную жизнь, все мелкие заботы человечества, смотреть на мир - с высоты!

Панорама Москвы - Лермонтов М.Ю.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…

« #65 : 24 Ноября 2012, 05:28:21 »
Язык поэзии - ключ к пониманию мира и познанию себя.
А язык прозы? В чём отличие поэзии от прозы, как ты считаешь?

Язык Лермонтова необыкновенно поэтичен и выражает его многогранное творчество: поэзию - прозу - живопись.
А язык Гоголя? а Чехова? а Платонова? а Бабеля?

Лермонтов, кстати, ещё и под гитару пел свои стихи (остались такие воспоминания современников).

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #66 : 24 Ноября 2012, 20:21:21 »
Отличие прозы от поэзии? Вот мне подарили Золотой том, сочинения Пушкина. В книге, и поэзия, и проза. Когда начинаешь читать стихи Пушкина, то понимаешь, что это поэзия, а когда читаешь прозу, понимаешь, что это проза.)
 Зачем я пишу стихи? Мне хочется выразить мои чувства, какие-то символы, имеющие для меня большое значение именно так, как ложится стих. А когда обращаюсь к прозе, мне хочется рассказывать, развивать сюжет, что в стихах не совсем удается в силу жанра. Но если философствовать, можно говорить долго.

Чтобы говорить свободно о творчестве Гоголя и Чехова, надо знать о нем больше. А то, что читал из их произведений, надо перечитывать ( то, о чем говорилось в соседней ветке).

Песни Лермонтова - еще одна грань в его творчестве. Интересно.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 25 Ноября 2012, 00:31:28, Maratshah»

« #67 : 25 Ноября 2012, 14:41:35 »
Как звенит в данном конкретном стихе колокольчик в данном конкретном индийском саду? Нужно услышать, тогда и слово придёт...
Вслушался... получилось:
Индия, Индия!
Динь-динь-динь-динь-динь-динь! -
Динь-динь звенит колокольчик в саду  :)

В последней строке, может, не "индус", а, ну не знаю, "иду", "найду"?
"В сердце твоё по строчкам иду"
"Сердце твоё ....  найду"
...
Первоначальный импульс стихов подлинный, не выдуманный, стоит к нему прислушаться вновь и вновь, чтобы услышать его "лица необщее выражение"...
Спасибо. Мне близко такое звучание последней строки:
В сердце твоём приют я найду...

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…

« #68 : 26 Ноября 2012, 17:51:38 »
 
Динь-динь звенит колокольчик в саду

                                        Райнер Мария Рильке

                            Слова простые, сёстры-замарашки,
                            я так люблю их будничный наряд.
                            Я дам им яркость красок, и бедняжки
                            Меня улыбкой робкой одарят.

                            Их суть, которую они не смели
                            явить нам, расцветает без оков,
                            и те, что никогда ещё не пели
                            дрожа вступают в строй моих стихов.

                                                                                Перевод Т. Сильман


« #69 : 28 Ноября 2012, 01:32:00 »
Елена, очень и очень в тему!

...
"Слова простые, сёстры-замарашки"
 :)

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 28 Ноября 2012, 23:39:05, Maratshah»

« #70 : 18 Декабря 2012, 15:59:11 »
       Марат, я рискну немного прокомментировать свою ( и Рильке :) ) мысль:
       
Слова простые

       Мне кажется, в "Лотосах" вот в этой строчке
           
Динь-динь звенит колокольчик в саду
     Вы выбрали совсем простой путь, просто продлив динь-динь.   Мне здесь слышится тоже что-то простое, но одновременно - парадоксальное, например, русский - очень здорово и
очень в тему
Может ещё подумаете? :)  Хорошее стихотворение, право.


« #71 : 22 Января 2013, 16:28:41 »
Может ещё подумаете?
Да, Елена, я, пожалуй, соглашусь с Вами)

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…

« #72 : 22 Января 2013, 16:29:43 »
О чем ты думаешь, когда ты видишь твою тень
На бело-черном полотне заката?
Ты вспоминаешь пробежавший день,
Ушедший в прошлое навеки, безвозвратно?

Или ты слушаешь мелодию тоски,
Мотив внезапно прерванных свиданий
И бьешь по клавишам, по клеточкам доски,
Покинутой фигурами? Молчанье...

В тебе опять бушует тишина,
И жжет холодной страстью, отдаляя
Мысль о тебе, о том, что ты одна
Немые тени жизнью окрыляешь.

Ну и молчи! Еще не знаю, как
Звучит твой голос в нервном возбужденьи,
А звук порою самый верный знак
Того, в чем именно пылает вдохновенье -

В словах или в молчаньи безответном,
Глухом, как шелест самых первых трав,
Разбуженных весенним буйным ветром,
Ворвавшимся в мир гаджетов и "клав".

...Нет, не тебя я вижу, твою тень
Вновь различаю на холсте заката,
И повернуться мне, наверно, лень
В ту сторону, где в сумерках крылатых

Ты - настоящая идешь в толпе людей
В пальто похожем на футляр для скрипки,
В ботинках стоптанных за километры дней,
Идешь и куришь с скрытою улыбкой.

Мне лень спросить, про все твои дела,
Про то, как ты сражаешься с искусством
В Литинституте, постигая устно
Труды великих, с кем судьба свела...

Там, где поэтов превращают в попугаев,
Ты борешься за собственное Я,
Ничто тебя однако не пугает,
Ни стёб циничный, ни глухой судья.

Из книг старинных выбивая прах,
И вычищая сор из мира мысли,
Ты видишь новое в зачитанных стихах,
Из камня букв ты высекаешь искру.

И вкладываешь смысл в ненастный день
В холодную и злую непогоду,
И словом наделяешь свою тень -
Безмолвную, как блики небосвода.

"Привет тебе! Мильоны раз - привет"!
Последний миг протянется как вечность...
И не услышу от тебя ответ,
А значит, не прервётся наша встреча...


январь 2013

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 25 Января 2013, 13:20:37, Maratshah»

« #73 : 23 Января 2013, 02:59:51 »
Марат, в лит. ин-те "поэтов превращают в попугаев"?
Вообще-то на моих глазах растут несколько человек, обучающихся в Лите.
На попугаев они пока что не очень похожи. :)
...Выучить на поэта невозможно, да. Но можно обучать поэтов тому, что им необходимо знать и уметь или даже просто может пригодиться. Вроде как программа Лита таким образом и составлена.

Путинцева Т

« #74 : 23 Января 2013, 13:19:02 »
Марат, в лит. ин-те "поэтов превращают в попугаев"?
Татьяна, мнение - субъективное и не только, кстати, моё, - и оно не является утверждением.
Вообще-то на моих глазах растут несколько человек, обучающихся в Лите.
На моих тоже...)
 
На попугаев они пока что не очень похожи
Дай Бог...
...Выучить на поэта невозможно, да.
да...

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…

« #75 : 23 Января 2013, 13:29:46 »
Татьяна, мнение - субъективное и не только, кстати, моё,

Да, приходилось слышать это и раньше.
Чаще всего от не особенно успешных студентов.


Путинцева Т


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика