Ислам в Розе Мира
Чистый путь в торговле (Экономика и ислам)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Пророк Мухаммед (благословит его Всевышний и приветствует!)  в ходе своей ранней деятельности в торговом предприятии, вначале своего дяди Абу-Талиба, а затем, будущей супруги Хадиджы, показал в реальности, что торговля – есть честное, богоугодное дело, ведущее к созиданию порядка в сфере материального благоустройства жизни общины..

 В то же время, уже в годы исполнения пророческой миссии, он указал на те виды торговли, которые запрещены Творцом всего сущего, те, что изначально были чужды его праведной жизни и далеки от его благочестивых деяний.

Его честность, искренность и открытость повлияли и на характер этой деятельности, приобретшей черты подлинного служения Богу и людям его окружавшим. Пророк заложил будущие основы исламской экономики, держащейся на таких столпах, как законы шариата и традиции торгового дела, рождённые на заре восхождения исламской религии. Надёжность в делах, стремление к получению материальных средств  на благо своих ближних, а впоследствии всей его уммы, характеризуют торговое дело посланника Всевышнего, как осенённую высшим смыслом деятельность по изменению основ человеческого бытия и экономического устройства жизни раннесредневекового общества.

В суре «Аль-А‘раф», 10 говорится, смысл таков:  «И устроили Мы вам там средства жизни – мало вы благодарны за это!»
Недостаточная людская благодарность проявляется и в отступлении от тех норм ведения торгового предприятия, которое своим примером проповедовал Пророк. Когда человек следует дозволенному в деле, он своими деяниями утверждает на земле лучшее, что было начато Посланником и продолжено его последователями в области устроения материальной стороны жизни мусульманских обществ. И здесь торговля, экономика напрямую связаны с религиозным учением, с нравственным отношением к любому делу, касающегося социальной и финансовой сферы.

Труд, добывание средств на благо своё и людей относится к одной из форм поклонения Всевышнему.
Есть притча, что пророк ‘Иса (Иисус) (Мир ему!) увидел некоего человека и спросил его: «Чем ты занимаешься?» Человек ответил: «Поклоняюсь Всевышнему Богу». Пророк спросил: «А кто кормит тебя?» Он ответил: «Мой брат». Пророк ‘Иса сказал: «Твой брат больше поклоняется Всевышнему Богу, чем ты».

Смысл 37-го аята Суры «Ан-Нур» раскрывает суть жизненного пути верующих, трудом добывающих себе на пропитание и при этом, находящихся в постоянном поклонении своему Создателю:
«Это такие люди, которых ни торговля, ни продажа не отвлекает от поминания Аллаха…»
Через Ислам людям даётся понять, что человек, живя во времени на этой земле, обязан вести свой труд, своё дело, так как ему предписано, не склоняясь к бездеятельности и пассивному существованию, прожиганию жизни и отрицанию права человека на процветание и изобилие, исходящее от Бараката Господа миров.

«И сделали Мы день временем добывания средств для жизни» (смысл аята 11, суры «Ан-Набаъ»).
Пророк всегда относился к преходящим материальным ценностям, как преходящим, возвышая делами и проповедью ценности высшего ряда, связанные с духовной жизнью человека, его нравственными качествами, отношением к Богу. И потому, торговля в его исполнении,  являлась инструментом для улучшения жизни мусульман, для создания условий, в которых человек способен, не пребывая в нужде и рабстве, поклоняться своему Господу, исполняя Его заповеди.

М.Шахманов.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 04 Август 2011, 19:48:22, Maratshah»

Историческая справка:
Цитировать
Первый исламский банк в городских условиях был создан в Каире в 1971 году с участием Социальный банка Насер, который начал свою деятельность в 1972 году. Банк являлся публичным с автономным статусом. Цели его заключались в основном в предоставлении беспроцентных займов для небольших проектов с участием в прибылях, помощь бедным и нуждающимся, в выдаче займов для студентов университетов и других высших учебных заведений. Из-за осуществления такого рода социальных функций, Социальный Банк Насер на начальных этапах работы был освобожден от соблюдения основ банковского и кредитного права 1957 года. Банк изначально функционировал при Министерстве финансов, но в настоящее время при Министерстве социальных дел и страхования. Капитал банка был представлен за счет средств, выделенных Президентом из внебюджетных фондов, ассигнований из государственного бюджета и взносов от Министерства по делам вакфов.

Доктор Аусаф Ахмад
:

1. Источники финансирования исламских банков

Хорошо известно, что банки принимают депозиты с различными сроками погашения, с различными процентными ставками по каждому виду. Исламские банки не платят проценты по вкладам. Как исламские банки работают с различными видами депозитов описана ниже

(А) Текущие счета

Все исламские банки работают с текущими счетами клиентов, как и традиционные банки. Эти счета определяются как счета «до востребования», «вклады на предъявителя», «без уведомления банка». Банк гарантирует полный возврат денежных средств по первому требованию клиента. Банк может использовать эти средства в своей коммерческой деятельности на свой страх и риск. Так как все риски несет банк, вкладчики не имеют права на какую-либо долю в прибыли, полученной банком.

(Б) Сберегательные счета

Исламские банки также принимают сберегательные вклады от физических лиц. В Исламских банках появились четыре различных метода операционных сберегательные счетов: (I) сберегательные вклады, которые принимаются на принципе аль-wadi'a (целевые), с просьбой дать вкладчиком банка разрешения на использование средств на свой страх и риск, при этом банки гарантируют полный возврат вкладов и прибыли после совместного использования средств. (II) сберегательные вклады, которые принимаются с разрешением вложения их и разделением прибыли в согласованном порядке за период, в котором сохраняется минимальный остаток. (III) сберегательные вклады Кард хасан (благотворительный кредит) от вкладчиков банку и предоставление им материальной или нематериальной выгоды. (IV) сберегательные вклады, принимаемые в инвестиционный фонд и рассматриваемые в качестве инвестиционных вкладов, как описано ниже. В основном, вкладчики получают право на отзыв вклада без предварительного уведомления банка, при этом клиенты не имеют права на долю в прибыли за отчетный период, в котором сделан отзыв.

(В) Инвестиционные счета

Инвестиционные счета исламских банков аналог термина «депозиты» в обычной системе. Эти счета могут быть открыты как частными лицами, так и компаниями на любой указанный период, например, на 6 месяцев, на 1 год или более. Вкладчики не получали какого-либо процента. Вместо этого, они имели право на долю в фактической прибыли, получаемой от инвестиционной деятельности банка. Прибыли являются общими для вкладчиков в согласованной доле в зависимости от суммы своих вкладов.

(Г) Совместные / Общие инвестиционные счета

Некоторые исламские банки использовали общие инвестиционные счета. Инвестиционный фонд принимает форму общего счета инвестиций, в которых инвестиционные вклады имеют различные сроки погашения. Они не привязаны к какому-либо конкретному инвестиционному проекту, но используются в различных финансовых операциях банка. Прибыль распространялась в конце периода на пропорциональной основе.

(Д) Лимитированный период Инвестиционных депозитов

Некоторые исламские банки также принимают инвестиционные вклады в течение указанного периода, который определяется по взаимному согласию между вкладчиком и банком. Вклад прекращает свое существование в конце периода, но доходы распределяются и учитываются в конце финансового года.

(Е) Неограниченный период Инвестиционных депозитов

Эти инвестиционные депозиты автоматически возобнавляются без указания срока. Они могут быть прекращены путем определения указанного срока с уведомлением банка, как правило, 3 месяца. Невзимание или увеличение суммы вклада допускается в течение этого периода. Прибыль рассчитывается и распространяется в конце финансового года.

(Ж) Специализированные инвестиционные вклады

Некоторые исламские банки развивают схемы инвестиционных вкладов с особого разрешения инвестировать в конкретные схемы или конкретные продукты. Прибыль активности распределяется между вкладчиком и банком. В таком случае, банк работает в качестве агента инвестора. Он может согласиться выполнить эту функцию за согласованную плату или может отказаться иметь долю в прибыли.


МуслимЭко.Ру

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…

Из книги "Исламская этика бизнеса".

В своей деятельности исламские банки оперируют следующими финансовыми инструментами:
- Мушарака - Mushaarakah (регулярное партнерство) предполагает, что все участники выступают в роли партнеров по бизнесу, которые делят прибыли и убытки пропорционально первоначальному вложению капитала в бизнес и согласовывают сроки и условия деятельности. 

- Мудараба - Mudharaba (специальное партнерство) - это доверительное финансирование, которое представляет собой более справедливую и эффективную сделку с точки зрения использования денежных средств.

В этом случае банк попеременно выступает то трастовым управляющим, когда работает со средствами вкладчиков, то клиентом, когда финансирует проект, часть дохода от которого должна составить прибыль банка, а через него - его вкладчиков. Эффективность определяется тем, что все стороны сделки имеют дело с реальными, а не с искусственно создаваемыми процентными деньгами. Подобная система распространена в США и в Европе и имеет место в отношениях между предприятиями и венчурными фондами. 

- Мурабаха - Murabaha (финансирование торговли) представляет собой соглашение между банком и его клиентом о продаже товаров по специальной цене.

В этой цене заложена заранее согласованная "наценка" - маржа, которая составит прибыль банка. Банк осуществляет закупку товара по требованию клиента за рубежом или на внутреннем рынке, а затем по условиям сделки продает его либо единовременно, либо в рассрочку.

- Иджара - Ijara (лизинг) - контракт, в котором банк выступает арендодателем оборудования, необходимого клиенту для производственных нужд.

Лизинг получил широкое распространение в развитых странах как одна из наиболее эффективных форм кредитования. Предусмотрен вариант и последующего выкупа оборудования по окончании срока аренды.

- Кард уль-Хасан - Qard-ul-Khasan (благотворительный кредит) означает предоставление лицу или организации беспроцентной ссуды, возвращаемой в согласованный срок. Если заранее ясно, что лицо не сможет возвратить ссуду, деньги могут быть предоставлены в форме обязательной или добровольной благотворительности. 

Гульнара Нуруллина,
Финансовая академия при Правительстве РФ

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…

Спасибо, Марат!
Тема мне мало знакомая. Поэтому читать было интересно. Надо будет как-то это подробней обговорить. Очень может быть, что и понадобятся какие-то (и скорее всего понадобятся) новые и более справедливые экономические наработки. Для грядущего. Но я, признаюсь, далековат от экономики.
Особенно понравилось это:
- Кард уль-Хасан - Qard-ul-Khasan (благотворительный кредит) означает предоставление лицу или организации беспроцентной ссуды, возвращаемой в согласованный срок. Если заранее ясно, что лицо не сможет возвратить ссуду, деньги могут быть предоставлены в форме обязательной или добровольной благотворительности.

Дух дышит, где хочет

Здравствуй, Вадим!

возможно тебя заинтересует и эта статья, связанная с проникновением бизнес-отношений в сферу жизнедеятельности православной Церкви. Под крышей банка Ватикана
Но в этих отношениях по-моему прослеживается и другая крайность, проявляющаяся в попытке модернизации системы социального бытия, сложившейся за последние века в церковном социуме.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 05 Август 2011, 00:08:25, Maratshah»


Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика