Искусство слова
Читатели тоже пишут (или не зря зря в корень!)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Глубокий = голубо-окий.

Англ.: happy - счастливый, happen - случаться. Т.е. у англичан "счастливый" несет коннотацию "интересный"- когда много чего случается.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран

Интересно, что в русском союз "хотя" связан с глаголом "хотеть". Получается, что для русского человека в любой ситуации существует отклонение, препятствие, "но", и это "но" ассоциируется с желанием. Т.е. язык указывает на более восточный, более женский склад русского миропонимания, где стихийное начало преобладает над началом рациональным, - отсюда стремление лингвистически напомнить об этом, ограничить, обуздать желание.

В английском можно заметить обратную ситуацию: though (хотя) созвучно с прошедшим причастием thought от глагола думать (to think) или с существительным "мысль"(тоже thought), что указывает на "крен" в обратную сторону, на "препятствие" в виде мысли, на преобладание рацио.


А вот почему один из вариантов русского "бессмысленного" - "зря" напоминает глагольную форму от "зрить", я для себя объяснить не смогла.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран

А вот почему один из вариантов русского "бессмысленного" - "зря" напоминает глагольную форму от "зрить", я для себя объяснить не смогла.
Наверное, это по ассоциации со смотреть и видеть: зрит, но не видит: зря зрит.
Прозреть - зреть - зрелый.
Смотреть (смочь) - зря и не зря...

Интересно, что злато и зло (тут же и зола) ходят в русском рядом, а добро вообще расслаивается на два омонима, как и мир...

Кстати, любовь - любой, друг - другой - здесь очень тонкие оттенки смысла можно извлечь, и очень глубокие. Почему - любой? когда любовь избирательна? или любовь - это и есть то зрение, что не зря зрит, но прозревает (зрелое зрение), что в любом видит Божий Замысел - через любую боль (тяжесть, несвоБОду) и голубую глубину (не-бес)...
А в другом - друга (потенциально)...

Замок - Замысел (замкнувшись - размыкается)...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 02 Август 2011, 14:14:40, Ярослав»

Свобода - своды - БО - Да (то же БО: люБОвь, БОль, неБО, БОг): небо-свод через БОгу ДА - размыкается (купол - купель - капля):
сво-бо-да...

Но своды нужны (пространство и время).
НеБО - ещё не Бог...

Ад - это даже не НЕТ (тень) Богу, а ДА, но вывернутое (извращённое) наизнанку.

Воля. Вол и волк.
Лов (наоборот).
Слово.
Лава.
Лайв (любовь и жизнь - по-английски совсем рядом).

Мать.
Тьма.

У Вознесенского была такая картинка: Ма-Ть-Ма-Ть-Ма-Ть-Ма...
Символ нашего падшего мира...

Дух.
Дыхание (дышать; воздух) и ухо (слушать, слышать).

Брат и брать (звуковая близость подчёркивает полярность смысла).
ОтДАть.

Врата и разврат (врать).
Отворить - творить...
Но и какой-то вор затесался тут... (вор - ворог).

Всё перемешано (смешно - смешать - мешать - мешок - смешок).
Смерть-смешать-сметь-метить-месть (где-то рядом: смотреть и мать),
мастер - стерпеть (стеречь, речь):
теперь - терпеть - петь (плеть, плыть, плоть, плач, плата - - лететь, Лета, латы, тело).

С-нежный (нужный, нож).

Есть и страшные (а может, предупреждающие?) созвучия:
душа - душить,
дух - дыхание - дохлый,
тело - тлен - лень.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 02 Август 2011, 15:11:42, Ярослав»

Вот ещё один смысло-звуковой узел:

горе - гора - гордый - город (горд) - гореть (го-речь) - сго-рать (рядом тут где-то играть, иго, игорный) - горсть (гордость;  - где-то близко: род, урод) - горло (горло-вина) - горб (гроб, гром)

----------------

Ветка ведь была задумана для заметок на полях, для мимолётных читательских впечатлений, а вся ушла в морфологию (в корень). И читать её теперь - как есть одни специи...

----------------

Молния молчания...

Сладкий - сладить - лад.

Такт.
Рок (урок).

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 02 Август 2011, 19:19:43, Ярослав»

БОЛЬшевик.

Народ можно обмануть, язык - никогда. Пока он жив. А жив язык, пока жива поэзия, хотя бы в столе нескольких человек. Пока окончательно не прервалась связь языка с Языком. Эта связь и есть поэзия.)


Александр Башлачёв ("Тесто"):

...Но все впереди, а пока еще рано,
И сердце в груди не нашло свою рану,
Чтоб в исповеди быть с любовью на равных
И дар русской речи сберечь.
Так значит жить и ловить это Слово упрямо,
Душой не кривить перед каждою ямой,
И гнать себя дальше - все прямо да прямо
Да прямо - в великую печь!

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 03 Август 2011, 08:26:12, Ярослав»


__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Ад-мин.

   Не рискнула написать в ветке " О непонимании". Но, думаю, участники дискуссии услышат.

    "... магистры и руководители Ордена не только тщательно придерживаются, общаясь друг с другом, некоего церемонного стиля, а что у  них есть - мы не можем сказать, с каких пор, - то ли склонность, то ли тайное предписание, то ли такое правило игры: тем строже и педантичнее соблюдать вежливость, чем больше расходятся мнения и чем важнее вопросы, по которым у них идет спор. По - видимому, ... эта исконная вежливость несет прежде всего функцию предосторожности: предельно вежливый тон прений не только страхует спорящих от излишней страстности и помогает им сохранять полное самообладание, он, кроме того, блюдет и оберегает честь самого Ордена и самой администрации...
                                                                                                                                        Hermann Hesse
   


Ад-мин.
" —  Жили-были в  одном городишке два ассенизатора — отец и сын. Канализации у них там не было, а просто ямы с этим самым. И они это самое вычерпывали ведром  и заливали в  свою  бочку, причем отец, как более  опытный  специалист, спускался в яму, а сын сверху подавал ему ведро. И  вот однажды сын это ведро  не удержал и обрушил обратно  на  батю. Ну, батя утерся, посмотрел на  него  снизу вверх и сказал  ему  с горечью: "Чучело ты,  —  говорит, —  огородное,  тундра! Никакого толка в тебе не видно. Так всю жизнь наверху и проторчишь".
                                                                                                                                 
      Стругацкие


Есть анекдот такой (видимо, ремейк Стругацких - или наоборот):
Мастер-золотарь ныряет в люк, а ученик ключи подаёт.
"Учись, а то так и будешь всю жизнь ключи подавать!" - Мастер гордо, вылезая и утираясь.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

А ВОЗ наоборот ЗОВ...

Данте употребил слово "Воз" как альтернативное наименование Большой Медведицы или Ковша.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран

В Китае "вэнь" - словесность, "словесный узор" воспроизводит "вэнь" - "узор созвездий", узор небесный. (см. П.А. Гринцер "Основные категории классической индийской поэтики")

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран

Гораций: "Превосходно сказанное - когда искусное сочетание слов сделает знакомое слово новым."

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран

В художественном произведении форму нельзя отделить от содержания. У меня есть несколько примеров вроде бы формальных приемов или явлений, которые на первый взгляд могут даже показаться случайными и не запоминающимися. Однако если услышать в них сердцебиение Замысла, эти моменты тут же превращаются в ключевые.

***

Рассказ Тургенева "Певцы" (из цикла "Записки охотника") начинается описанием места последующего действия:

"Небольшое сельцо Колотовка, принадлежавшее некогда помещице, за лихой и бойкий нрав прозванной в околотке Стрыганихой (настоящее имя ее осталось неизвестным), а ныне состоящее за каким-то петербургским немцем, лежит на скате голого холма, сверху донизу рассеченного страшным оврагом, который, зияя как бездна, вьется, разрытый и размытый, по самой середине улицы и пуще реки, — через реку можно по крайней мере навести мост, — разделяет обе стороны бедной деревушки. Несколько тощих ракит боязливо спускаются по песчаным его бокам; на самом дне, сухом и желтом, как медь, лежат огромные плиты глинистого камня. Невеселый вид, нечего сказать, — а между тем всем окрестным жителям хорошо известна дорога в Колотовку: они ездят туда охотно и часто.

У самой головы оврага, в нескольких шагах от той точки, где он начинается узкой трещиной, стоит небольшая четвероугольная избушка, стоит одна, отдельно от других. ..."

Небольшая избушка и есть кабак, где разворачиваются события. Для меня рассказ "Певцы" входит в ряд лучшего, что написано о России, о ее Душе и ее Судьбе. Здесь предстают два образа нашей страны, их метко окрестил Волошин: "Русь Святая" и "Русь Глухонемая". Великий дар и великое падение, с одной стороны - талант, с другой - грязь, нищета, распущенность. А между ними - тот самый овраг, который начинается с малого - с одного случая в кабаке в нескольких шагах от узкой трещины.




***

В романе "Дон Кихот" два плана: план фактов и план чудесных событий: выдумок, убеждений, мечтаний, рассуждений, подвигов дона Кихота. В плане фактов иногда попадаются логические ошибки, неточности, например, когда у Санчо украли осла, и он вынужден плестись пешком, о чем долго и заунывно сетует. А буквально через несколько абзацев, в которых были исключительно разговоры между "рыцарем Печального Образа" и его оруженосцем, дон Кихот бодро предлагает: а ну-ка, Санчо, хватит медлить, садись на своего "серого", надо быстрее двигаться дальше. И что самое удивительное, в следующем предложении Санчо исполняет этот приказ.

В плане чудесных событий, мечтаний и рассуждений дона Кихота таких ляпов не бывает никогда, все эпизоды предельно точны и логичны своей неповторимой, сказочной логикой.

Вполне вероятно, что описка с "серым" не случайна, но дает читателю понять, какая сторона жизни в самом деле реальна и требует внимания, а какой можно пренебречь.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 23 Октябрь 2011, 02:14:06, Саша»

Английский - образец пунктуальности. По-русски "корень" слова, затем ни с того ни с сего - "основа"; а вот по-английски корень - root (то есть корнем и остается), основа же превратилась в стебель - stem.

Интересно также, что слова gilt (позолота, позолоченный) и guilt (винА) - омофоны.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 07 Ноябрь 2011, 20:07:55, Саша»


Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика