Искусство общения
Интернет - что это? (часть I)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Павел

« #1 : 13 Декабрь 2009, 09:20:46 »
Авторы статьи: Александра Таран и Павел Яковлев
(аккаунт последнего удалён по его просьбе).

Интернет - что это?
попытка осмысления

 

«...Революции не планируются.
Революциями нельзя управлять. Революции случаются...»

Дэвид Даймонд
 

На сегодняшний день нет смысла преуменьшать значение Интернета (или Сети) в жизни и сознании людей. Эта «ноо-реальность» проникает во всю человеческую деятельность, исторически начиная с политики и экономики, постепенно охватывая все культурное соцветие и доходя до каждого человека с его сферой творчества и кругом общения. Сеть на эмоциональном уровне уже не воспринимается как просто технический инструмент или как элемент удобства. Одновременно с этим суть явления в его обще-, над- и внутри- мировой ценности остается неосознанной. А без осознания и восприятия Сети уже стало невозможным ни какое-либо само-осознание в жизненной событийности, ни восприятие происходящего в целом. Движение навстречу друг другу незряче. И путь остается миражом.

За 40 лет существования Сети было много сказано о ее техническом устройстве и развитии этого «устройства». Тем не менее, ее истории из этого не складывается, так как нет связи с «миро-человеческим». Нет философии Сети как многогранного ожившего явления. Из всех работ о Сети выделяется сборник «Мегабитовая бомба» Станислава Лема, да и та отличается зашкаливающей осторожностью. Теперь, когда необходимое время «выдержки» иссякло, возможно внимательно всмотреться в Сеть, оттолкнувшись от факта ее «рождения» –– вглубь ныне вершащихся дней.

*

Как и любой технический прорыв в истории человечества, этот начался с военной политики. А именно, в 1957 году произошел запуск первого искусственного спутника Земли –– «Спутник-1». В ответ правительство США поручило крупнейшим университетам разработать надежную систему передачи и хранения информации. Так, в 1969 году в Калифорнийском Университете был запущен первый сервер будущей сети ARPANET на базе ЭВМ, к которому могли присоединяться сторонние компьютеры из любой точки мира. Появилась первая иерархичная Сеть.

Далее, число серверов увеличивалось –– Сеть стала приобретать паутинный характер. Понятие «центра» исчезало. Так, с 1971 года начала функционировать электронная почта, что сразу привлекло новых пользователей, использовавших как сервер собственный компьютер или любой из специальных почтовых серверов.

Ввиду популяризации Сети к 1974 году она, держась уже не только на университетских компьютерах, практически утратила военное назначение и стала служить для совместных научных исследований, новостных сообщений и просто общения. В 1983 году впервые, применительно к сети ARPANET, прозвучало название Интернет, однако, к 1984 году у этой сети появилась альтернатива, созданная исключительно на научных основах Национальным Научным Фондом США — сеть NSFNet, которая впоследствии поглотила ARPANET и окончательно получила название Интернет.

В это время по всему миру начинают развиваться новые сети, тысячи программистов постоянно модифицируют протоколы и программы для их использования. Возникают новостные сети, сети общения и многие другие. Так, в 1988 году на базе NSFNet появился протокол IRC — Internet Relay Chat, позволивший людям общаться в режиме «реального времени». В сети FIDONET появились так называемые эхо-конференции — прообразы нынешних форумов. На базе сети EURONET стали объединяться европейские банки и компании, программисты которых разработали системы электронных платежей.

*

Вторая Сетевая революция произошла в 1989 году в недрах организации CERN (Европейский совет по ядерным исследованиям), где одним из исследователей Тимом Бернерсом-Ли был представлен проект гипертекствовой передачи информации. Стала возможна передача оформленных и частично интерактивных документов. Изначально построенный на внутренней сети CERN, позже, этот проект приобрел глобальный характер и получил название World Wide Web или Всемирная Паутина, став de facto первым глобальным сетевым стандартом, существующим и развивающимся по сей день.

К 1990 году назрела проблема — в мире существовало огромное количество сетей, но их пользователи могли общаться только внутри каждой из них. Поэтому в этом же году это пестрое множество собралось в единую Сеть, без центра и иерархии, без руководства, где стандарты соединений были открытыми и свободными для использования и модифицирования. Поддержку подключения пользователей сняли с себя супер-компьютеры крупных университетов, переложив эту работу на провайдеров. Не все сети вошли в это объединение, но большинство «одиночек» постепенно отмерло или стало выполнять только узкую частную задачу.

В 1995 году разработка Тима Бернерса-Ли — Всемирная Паутина, стала основной системой передачи информации в Интернете. Так закончилась эта революция –– открытого, свободного и –– чего не бывало во времена «книгопечатной старины» –– интерактивного выхода в информационную обитель нашей планеты.

*

Информация — одно из наиболее общих понятий, обозначающее сведения, впечатления, совокупность данных etc. Другими словами, «информация» включает в себя любые попытки творческого познания. Связанная с творчеством, информация из «общего понятия» тут же перерастает в одно из самых частных понятий, уходя истоком в микрокосмос каждой личности. Связанная с творчеством, информация устьем касается вселенной. То есть она представляет собой направленный поток, соединяя тайнодействие личности со вселенским движением. Н.А.Бердяев в работе «Смысл творчества» писал, что человечество сейчас стоит на пороге новой творческой эпохи, что приходит время человеку удивить Бога чудом и подвигом своей свободы, сделать свой шаг навстречу. Информация в данном случае образует связующее полотно, сотканное творческим порывом человека.

Одно из «врожденных» свойств информации –– то, что она неуничтожима. Как третья форма в ряду с материей и энергией, она может принимать иные воплощения, но не исчезать. А значит, есть информационное поле (своего рода «творческая библиотека») –– общая дельта всех информационных рек, где собираются, переплетаются и сливаются вместе все информационные потоки. Именно через такую «общую дельту» каждый из них взаимодействует со вселенной, участвует в творении бытия. Это поле-посредник между личным творчеством и вселенной обволакивает Землю, пронизывает все ее слои, где есть творческие существа, включая и «наш» Энроф.

Именно существованием такого поля можно объяснить всем знакомые информационные «чудеса». Как (случай взят из практики) на экзамене неподготовленный человек за 40 минут доказывает теорему, на которую гениальный ученый положил несколько лет (а то и всю жизнь). Как с очень небольшим временным промежутком люди, незнакомые друг с другом, приходили к одинаковым выводам. Так, в научной сфере, давно известны случаи, когда теоремы, опыты, законы приходилось называть двойными именами. Порой это случалось потому, что два человека разными методами приходили к одному, например, доказательство теоремы Больцано-Вейерштрасса. Но многие случаи показывают, как быстро после сотворения чего-либо, другой человек способен это повторить: например, проведенные почти одновременно опыты Иоффе и Милликена (ученые находились в разных концах мира). Интересен и случай возникновения радио. Во многих странах первым создателем радио считался итальянский ученый Гульемо Маркони, объявивший о своем изобретении в 1896 году; однако, как хорошо известно, за год до этого радиоприемник создал и представил Александр Степанович Попов. Но и это еще не является окончанием «цепочки», ведь в 1891 в США Никола Тесла публично описывает принципы радиосвязи, в 1893 патентует радиопередатчик, а в 1895 заявляет об авторских правах и на радиоприемник. Очевидно, здесь разворачивается процесс «вторичного» творчества, своего рода несознательный обмен информацией. Такой обмен возможен при определенном настрое души на беспрепятственное восприятие. В первом случае, скорее всего, такая обостренная чувствительность связана с нервным напряжением и единовременной концентрацией на предмете, во втором –– с длительной работой по конкретному вопросу и творческим подъемом, неотъемлемым у любой жажды познания. Естественно, что «обмен» происходит быстрее исходного создания из «ничего». В новом капиталистическом веке это стало причиной ужесточения прав об интеллектуальной собственности. Боясь подобных естественных «проколов поля», крупные компании вводят все новые ограничения на распространение и использование интеллектуальной собственности, от чего выигрывают лишь сами эти коммерческие структуры, а никак не «художник», чье творчество зажимается. А люди, сотворившие повторно, в данном случае игнорируются полностью, тогда как их работа не менее ценна.

Как мы не видим воздух, но вряд ли поверим в его отсутствие, так и личность чувствует, где дышит ее душа. Например, Никола Тесла прямо утверждал, что все свои изобретения «подслушивает» именно у этого поля. А вот строки А.К.Толстого, тоже указывающие на похожий опыт: «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель! // Вечно носились они над землею, незримые оку…» И хотя большинство людей совершает подобные выходы в информационную оболочку неосознанно, все равно они «выходят» из происшедшего не только с полученным знанием, но всегда с внутренним удивлением, то есть на душевном уровне осознают ситуацию.

По сути, вышеописанное явление «обменом» назвать можно с некоторой натяжкой, поскольку он протекал, в общем-то, в одну сторону. Но есть случаи и полноценно «двустороннего» обмена информацией, такие как телепатия.

Заговорив об обмене информацией, мы вплотную подходим к еще одному ее свойству, своего рода залогу ее существования –– общению. Когда информационные реки соприкасаются руслами, их поток становится сильнее, течение –– увереннее. Но даже если творчество идет обособлено, художнику необходимо общение с самим информационным полем, поскольку без моря –– без направления –– течение реки останавливается, творческий процесс обрывается. Без общения любая идея оставалась бы в зачатке, не получив тяги к дальнейшему развитию –– основы и пространства для создания нескольких воплощений. Без общения само существование информационного поля немыслимо. Как нет моря без впадающих в него рек («уберите из моря воды всех рек, впадающих в него, и я его выпью» –– Эзоп). А реки не могут собраться в единое, сохраняя отдельные русла, но каждая река несет навстречу другим свою воду –– и вместе они творят море. В информационном поле встречается все творчество. Пробивая скорлупу обособленной индивидуальности, оно раскрывает зерно индивидуальности художника и раскрывается для других. И только в общем вихре, в общении друг с другом, личность и творчество способны общаться со вселенной.

И долгое время ощутимый доступ к этому над-мировому информационному пространству в Энрофе был ограничен. «Вылазки» туда –– единичными, узколичностными, по большому счету неосознанными. Отсутствовала общечеловеческая возможность.

*

К 1959 году была описана Роза Мира. А к концу 60-ых Д.Андреев предсказывал ее первые ростки. Постепенно создавалась Аримойя, но не было даже намека, каким волшебством разбросанные по всему свету осколки мировых культур, скованные «духом» враждующей государственности, воспрянут, превратясь в лепестки одного соцветия, уходящего стеблем и корнями туда –– в Заоблачную Родину. Не было даже никакой возможности находить друг друга и собираться вместе людям из разных городов для общения (не покидая при этом своего физического пространства).

Роза Мира –– явление одновременно общемировое и чуждое по своему существу любому принуждению, а вследствие и любой государственности. «Роза Мира –– это всепримиряющий дух в первую очередь: дух Общения.» (см. «Дух и буква»). И путь к Розе должен быть соответствующим. Он не может начинаться с какого-либо жесткого государственного переворота, но зарождаться через «переворот» в сердцах, а точнее поворот –– навстречу друг другу. «Единственно нужная сейчас революция –– это революция духа.»(Н.А.Бердяев). Революция духа Розы –– это революция общения. Но революции нужна ширь и нужен простор, где она сможет развернуть всю свою праздничную грандиозность. Казалось бы, будь информационное поле «поближе» к земле –– и свершится Чудо.
И вот, всего через 10 лет от знаковой точки в будущей истории Розы Мира зерно этого «Цветка» дало первые всходы (точнее, «сходы» на землю Свыше). Начинает проступать на замутненной глади земных событий отражение информационного поля в Энрофе, «рождается» Сеть. Это стало началом длительного процесса образования среды общения людей — первого шага к самой Розе Мира.

Прошло 40 лет. Сеть оформилась в явление общемировое, неподконтрольное ни одному из государств. Явление революционно-масштабное, возникшее само собой, ни с того ни с сего (но как всегда вовремя, если уметь читать жизнь между строк). Ведь у Сети действительно нет автора, есть только «сподвижники-рыцари» (образ жизни программистов-инженеров Сети стал предметом для многих анекдотов, напоминая собой аскетизм былых веков) –– их души аукаются со всех уголков планеты, захваченные ошеломляющей идеей и готовые ей служить до самозабвения.

Возникновение Сети соизмеримо разве лишь с возникновением книгопечатания. Более того, Сеть не просто всем доступное огромное «хранилище», альтернативный переносчик информации. «Представьте себе мир, в котором каждый человек на планете имеет свободный доступ к сумме всех человеческих знаний. Это и есть наша цель.» –– так формулирует свою задачу создатель Википедии Джимми Уэйлс. Но все-таки основная задача, основное значение Сети в ее интерактивности. Зерно подлинной революционности в том, что, как отражение информационного поля в Энрофе, Сеть –– это пространство, это открытая среда для творчества и общения(!)

Создатель Всемирной Паутины, Тим Бернерс-Ли писал в своей книге «Weaving the Web: Origins and Future of the World Wide Web», что каждая часть Сети должна работать как паутина, а не быть иерархичной в использовании и изменении. Устройство распространения информации в Сети –– соответственно ее «паутинной» организации –– не может быть односторонним. Поэтому привычные модели, такие как: газеты, журналы, новостные порталы,–– все, что не подразумевает интерактивного «вмешательства» читателя, все, что не готово принять читателя в законные соавторы, исчерпало себя как противоречащее структуре Сети.

Творчество в Сети становится альтернативой привычному авторскому праву и патентной системе. Возможность предоставить свободную информацию любому желающему ее усовершенствовать ведет к отказу от классической корпоративной системы, не позволяя творчеству погибать под нажимом финансовых проблем. Даже некоммерческие авторские проекты, такие как exler.ru, например, останавливают процесс вымирания лишь внутренним подвигом — возможностью пользователей пополнять проект. Но и это еще не совсем «паутинное общение». Необходимо создавать новое, досель небывалое. Отдельные острова станут действительно составными частями Сети, только когда постигнут ее смысл, то есть потеряют воинственную обособленность и, как следствие, одиночество, но обретут индивидуальность в общности –– сотворят общение.

*

Надо помнить, что Сеть –– это небывалая возможность: спектр человеческих действий заметно расширяется, их палитра набирает яркость. «Рождение» Сети –– отправная точка действенного пути к Розе Мира, который мы должны проложить сами. А для этого нужно совершить революцию общения. И эта революция не может начаться ни с чего другого, кроме внутреннего выбора, выбора по совести.

«Вопрос о выборе - вопрос насущный; особенно роскошествовать сейчас не приходится. В наше катастрофическое время всякое культурное начинание приходится мыслить как катакомбу, в которой первые христиане спасали своё духовное наследие. Разница в том, что под землю ничего уже не спрячешь; путь спасения духовных наследий –– иной; их надо не прятать, а являть миру; и являть так, чтобы мир признал их неприкосновенность, чтобы сама жизнь защитила их. Я думаю, что жизнь не защитит, а жестоко уничтожит все то, что не спаяно, не озарено духом истинной культуры. Вряд ли много продуктов цивилизации сохранится, вряд ли надолго их спасёт случай.» (А.Блок «Крушение гуманизма»).

Действительно, жизнь, как она есть, с самодовлеющей идеологией рынка, принципами взаимоуничтожения и крепкими цепями государственности вряд ли создаст ту трепетную атмосферу любви и уважения, необходимую для сохранения и развития существующих культур. Чтобы выстоять, нужно научиться узнавать друг друга, держаться друг за друга и радоваться многообразию нашего творчества. Ведь истина многогранна –– на одну и ту же гору поднимаются разными дорогами. Сейчас не время горячих споров о мелочах идеологического различия, но время внутреннего огня и терпения, чтобы непреклонно двигаться навстречу, вместе созидать и наполнять стремительной жизнью Будущее –– раскрывающийся храм-цветок всечеловеческой Культуры-Церкви.

И если решение принято, душа согласна с духом Общения и полна готовности, время не ждет; тем более что есть мощная поддержка Свыше. Создание анти-иерархичных проектов в Сети, соединенных взаимным энтузиазмом участников и их интересом к деятельности друг друга –– не утопия. В основе подобных проектов «…лежит крайне простая идея (так называемый «принцип открытых исходников»): информация должна свободно и бесплатно предоставляться всем желающим ее усовершенствовать. И полученные усовершенствования тоже должны быть доступны всем свободно. Именно эта концепция в течение столетий лежала в основе развития науки. Теперь она переносится в корпоративную сферу, а потенциально может стать основой для создания любых самых совершенных вещей: от юридической системы до театральной пьесы.» (Д. Даймонд «Just For Fun».) Отсутствие товаро-денежных отношений между соавторами, отсутствие узости конкурентного подхода «свой-чужой» и готовность свободно делиться с любым желающим внести свой вклад –– уже породило множество проектов, превосходящих свои коммерческие аналоги или же приносящих в мир что-то совершенно новое. Это и крупнейший коллективный проект в истории человечества по созданию операционной системы Linux, и идеология Wiki сборников статей, и большое количество социальных сетей, так быстро завоевывающих популярность среди людей. И чем дальше, тем сильнее видна не технологическая, а идейная основа независимых «паутинных» проектов. И на этих же принципах построения и развития сильнейшего инструмента в истории человечества возможен и подъем культуры, развитие культурно-религиозных объединений. В случае достижения этого в Сети, такие подходы неизбежно начнут воплощаться и в обычную жизнь.

Само по себе явление (появление) Сети –– это шанс сделать шаг навстречу друг другу и услышать друг друга. «Итак, бодрствуйте!»


9 марта 2009 года


«Последнее редактирование: 01 Декабрь 2014, 01:26:05, Ярослав»

Этот пост (ответ на заметку "Пионеры-неудачники") и следующая дискуссия отделены и привиты в ветку, которая ближе по теме и по сути.


Маленькое "но", Горячая Голова.  :)
Вы подопоздали с этим "восторженным воплем неофита" ((обижаться нэ нада, ара,  да?))  лет так на 10-15 (если не на 20 -25).
И сколько подобных "Ребята, земля! Обетованная!" раздавалось за это время. Новые люди входят, притекают в Сетку ежедневно и испытывают примерно одинаковые чувства - при всём различии натур и сфер деятельности.
"Ребята! Земля!" - возглас коммерсанта: Сетка - это клиенты-клиенты- море новых клиентов. А "магия" Сетки добавляется к бизнес-уловкам и изощряет искусство рекламщиков.
"Ребята! Земля!" - для извращенцев всех мастей и окрасок ((Вам рассказать о широком самовнедрении лесбиянок в некоторые подростковые сетевые объединения?)). Сетка придаёт порокам новые оттенки и немыслимую прежде оперативность распространения. "Советизм": "радостно приветствуют появление интернета наши доблестные проститутки! Неоспоримы преимущества системы видеоконференций и интернет-денег в повышении эффективности их труда! Настоящий творческий прорыв совершили ударницы-стриптизёрки... и т.п."  :D
"Ребята! Земля!" - для криминала, двоечников-игроманов, наркодельцов и скучающих романтических девиц.
А самое главное - сетка уже построена, функционирует и выработала первые каноны. У неё уже есть свои герои и мифы,  она уже - империя. Многофункциональная и непредсказуемая.
Кстати сказать, живо откликающаяся на потребности Человека Сети.
Возникновение блогов и блоггерство - пример такого отклика.
Блоггер - админ и модератор в своём маленьком "хозяйстве".
А стремление к этим функциям, практически, зависть к успешным админам и крутым модераторам явно просматривалась у многих сетевиков, "кучкующихся" при каких-либо сайтах, приверженцев успешных домашних страничек.
Сетка сформировала и оформила  аналог реальской клубной деятельности - форумы.
Причём форма и структура их совершенствуется непрестанно.
((А начинались "болталки" с гестбук и чатов)).

...И - ой, как несвободна сеть от  финансов.
Именно Деньга приняла решение о _массовом_ притоке неофитов, о широкой доступности интернета. И именно Деньга имеет наиболее выраженный профит от этого шага.

Относительная свобода Сетки от "ласкового ока" властей предержащих - с каждым годом всё иллюзорнее.
Эту тезу развивать не стану. ...А только - бдят спецушники. И чем дальше, тем искуснее методы их работы в сети. Кто сталкивался, тот знает.

...А в остальном - Вы правы. Наверное. Велкам в Сетку, дамы и господа!

Путинцева Т
«Последнее редактирование: 01 Декабрь 2014, 01:26:49, Ярослав»

Вы подопоздали с этим "восторженным воплем неофита" ((обижаться нэ нада, ара,  да?))  лет так на 10-15 (если не на 20 -25).
Лет этак 10-15 назад мы познакомились с Вами в Сети. Какие восторженные вопли неофита? Я совсем о другом... Прошу прощения за самоцитату, но не вижу смысла повторяться:
Но пока больше бросаются в глаза негативные стороны новой земли.
Это – торжество энтропии, разгул хаоса. Здесь минимум ответственности при максимуме возможностей заявить о себе.
Это – просто идеальное поле для суеты Бобчинских и Добчинских. Гремучий театр пустых бочек. Никогда у посредственности не было столько возможностей для самообнаружения, для выявления в культурном пространстве своей неутолимой стадной агрессии. Здесь всё позволено, никаких традиций, критериев и отбора!
Сеть – торжество толпы, разгул количеств, подавляющих и растворяющих качества.
Сеть – лучшее место для идолопоклонников "мирового нуля".
И т.д.

Мои вопли не: "новая земля!" (открыть новую землю и творчески освоить, структурировать её - не одно и то же) - это не вопли Колумба, а роман Купера "Пионеры" (о событиях через два века после Колумба), если уж проводить такую аналогию, весьма шаткую.
Вся ветка эта о новом искусстве, о синтезе двух моделей культуры, о новой эпохе, а не о Сетке как таковой. Ссылки давать на отдельные эссе не буду: см. всю ветку с начала и весь раздел "Три ключа", а также раздел "Замысел".

В любом случае, создать то, что мы делаем здесь, в "реале" было бы невозможно. Я пишу об относительной финансовой свободе, а не об абсолютной, которой не бывает, пока есть деньги. На практике получается так, что в Сети финансовая свобода больше. В общем, уберите флёр якобы моей восторженности от Сети, через который Вы прочли предыдущую заметку, и увидите, что я совсем не о том и совсем с другим настроем её писал: это опыт и практика, а не восторженные вопли. И не о сетке как таковой, а о глобальных процессах, идущих в мире и в культуре, в которых Сетка играет свою роль.

Структурирование Сети, окультуривание её ещё не начиналось толком. Ни из одного форума ещё не родилось ни новой литературы (в полном смысле слова), ни нового искусства, ни синтеза двух моделей культуры, ни диалога-ансамбля культур. Это ещё лишь самое-самое начало. Но хаотическое освоение новой среды подходит к концу...
На практике мы осваиваем эту новую среду, строя "Воздушный Замок" и развивая идеи "Культурного Поиска": это непочатый край работы и большое поле для творческих открытий. Мне это интересно, что уже немало для счастья :)

Финансовые затраты и зависимость от государства (государство и спецслужбы не одно и то же, как не одно и то же человек и какой-то орган в его организме, даже всё тело и человек не одно и то же) в Сети несравнимы с теми, какие потребовались бы нам в "реале". Не говорю уже о том, что в "реале" мы незнакомы и вряд ли бы познакомились, и почти невероятно, что стали бы что-то совместно созидать. Не было бы и большинства текстов, рождённых в ходе интерактивного общения... Не было бы и большинства идей, которые приходили по мере вживания в процесс созидания Замка и творческого диалога с Замыслом.
Это сложнейшие темы, о них большинство моих эссе и в этой ветке, и в этом разделе.

А самое главное - сетка уже построена, функционирует и выработала первые каноны. У неё уже есть свои герои и мифы,  она уже - империя. Многофункциональная и непредсказуемая.
Великая Российская империя была в зените могущества, когда только начиналась "великая русская литература", первопроходцами в которой были Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Мы о разных реальностях с Вами пишем здесь...

Вы приводите аргументы, которые я пропускаю - по умолчанию, как и так всем очевидные и понятные, а пишу уже совсем о другом: не об алфавите и грамматике (сетке как таковой), а о том, что можно сделать из этих букв, как-нибудь их сгруппировать, чтобы получился "Евгений Онегин". Но мне очень бы не хотелось уводить разговор об "Евгении Онегине" на уровень типографских технологий, при помощи которых можно правильно расставить буквы...
Может, отделим последние два наших поста в ветку с названием, например: "Сетка - как таковая" (есть у нас в Беседке старая статья Саши и Паши: "Интернет - что это?" - можно туда, туда в тему будет, а здесь совсем не в тему: здесь философское осмысление новой культуры, исторического процесса, к котором есть в том числе и явление интернета, улавливаете разницу?).
В последней же заметке я хотел поговорить о судьбах тех художников, кто стал творчески осваивать Сеть, о смысле этого творчества в контексте культуры, о зарождении новой литературы и связи её с глобальными процессами в мире, о моделировании этих процессов при помощи нового искусства. Разумеется, что внутри Сети и за Сеть идёт та же борьба, что и во всех других сферах человеческой деятельности и мысли.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 08 Май 2011, 05:49:23, Ярослав»

Лет этак 10-15 назад мы познакомились с Вами в Сети. Какие восторженные вопли неофита? Я совсем о другом...
Познакомились в самом деле лет 10-15 назад, а "восторженный вопль неофита" Вы издали сейчас. (И не столько "о другом", сколько именно о возможностях Сетки - перечитайте "Пионеров-неудачников":
"[Это – "Дикая Америка Сети", и у неё свои законы, которые ещё только предстоит открывать....
...Сможет ли Сеть не только победить пространство, но и время? То есть – стать Искусством? ...
....И эту "Дикую Америку" необходимо творчески осваивать, преображать хаос в космос. Других вариантов нет. Сеть неизбежно будет структурироваться...."


это не вопли Колумба, а роман Купера "Пионеры" (о событиях через два века после Колумба), если уж проводить такую аналогию, весьма шаткую"
"Шаткая" аналогия принадлежит Вам.
А говорю я о том (начав с разнообразных типов "Колумбов", открывших для себя Сетку), что интернет уже не хаос, уже созданы и действуют разнообразные "центры кристаллизации", вокруг которых ведётся интенсивное строительство. Времена пионеров, имхо, тоже уже за спиной, уже начат и, по моим ощущениям, примерно на треть реализован период интенсивного обживания-строительства - уже не "пионерских хижин", а "добротных зданий", часть которых уже объединена в "города". Это относится и к гуманитарной части интернета 

В общем, уберите флёр якобы моей восторженности от Сети, через который Вы прочли предыдущую заметку, и увидите, что я совсем не о том и совсем с другим настроем её писал: это опыт и практика, а не восторженные вопли. И не о сетке как таковой, а о глобальных процессах, идущих в мире и в культуре, в которых Сетка играет свою роль
Ваш "флер восторженности" я убрать никак не могу, поскольку он не мой, а Ваш. :)
И Вам убирать его не советую, он уместен и придаёт Вашему эссе особую красоту. Вы далеко не во всех своих вещах пафосны, но если уж пафосны - то без дурновкусия. А в "Пионерах-неудачниках" пафосность явлена,  имхо,  но в д.с. это не "удешевляет" опус, не делает его легковесным.

Структурирование Сети, окультуривание её ещё не начиналось толком
Не согласна.

Ни из одного форума ещё не родилось ни новой литературы (в полном смысле слова), ни нового искусства, ни синтеза двух моделей культуры, ни диалога-ансамбля культур
Эта фраза никак не связана с утверждением, что "структурирование сети не начиналось толком".
Да, "ещё не родилось" вышеперечисленное.
А - что?- именно эти - согласна, благородные и огромномасштабные цели - являются целями Интернета и претворение их в жизнь будет означать, что Сетка выполнила ей предопределённое?
Это, знаете ли, всё равно, что считать, что цель и смысл существования человечества - создание непревзойдённого Совершенства - рюмки коньяка с ломтиком лимона. :)

На практике мы осваиваем эту новую среду, строя "Воздушный Замок" и развивая идеи "Культурного Поиска": это непочатый край работы и большое поле для творческих открытий
Бесспорно. Это - наш участок работы.

государство и спецслужбы не одно и то же, как не одно и то же человек и какой-то орган в его организме, даже всё тело и человек не одно и то же
((- "Да ну? А мужики-то и не знали!" - (с) - из рекламы пива))  :)
И с этим не поспоришь.

Не говорю уже о том, что в "реале" мы незнакомы и вряд ли бы познакомились, и почти невероятно, что стали бы что-то совместно созидать. Не было бы и большинства текстов, рождённых в ходе интерактивного общения.
И в третий раз истину рекли.
И это могут хором повторить за Вами, практически, все сетераторы во всех лит. объединениях, а также обитатели всех (имя им - легион) форумов сети.

Великая Российская империя была в зените могущества, когда только начиналась "великая русская литература", первопроходцами в которой были Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Мы о разных реальностях с Вами пишем здесь
Вероятно. Я - сейчас - об интернете. А Вы? :)

Вы приводите аргументы, которые я пропускаю - по умолчанию, как и так всем очевидные и понятные, а пишу уже совсем о другом: не об алфавите и грамматике (сетке как таковой), а о том, что можно сделать из этих букв, как-нибудь их сгруппировать, чтобы получился "Евгений Онегин". Но мне очень бы не хотелось уводить разговор об "Евгении Онегине" на уровень типографских технологий, при помощи которых можно правильно расставить буквы...
А я говорю о том, что в сети уже "пишутся" и группируются разнообразные "романы" - от "Финансиста" до "Манон Леско" (если пойти по пути Вашей аналогии). И что для меня нет жёсткой очевидности, что Сетка изначально предназначена именно для "Евгения Онегина" . Хотя написать его в ней - большая и благородная задача.

Может, отделим последние два наших поста в ветку с названием, например: "Сетка - как таковая"..
Не возражаю.
Но "Пионеров" Ваших нужно оставить здесь. А на новом месте - обозначить, что разговор этот - именно по поводу "Пионеров". Да?

а здесь совсем не в тему: здесь философское осмысление новой культуры, исторического процесса, в котором есть в том числе и явление интернета
(ехидно): Да ну?
:)

В последней же заметке я хотел поговорить о судьбах тех художников, кто стал творчески осваивать Сеть, о смысле этого творчества в контексте культуры, о зарождении новой литературы и связи её с глобальными процессами в мире, о моделировании этих процессов при помощи нового искусства
Ярослав, а Вы - в теме?
В смысле - прокапывали материал (хотя бы в части "о судьбах тех художников, которые...")? И, имхо, это не есть тема для заметки, а - для многотомной монографии.

...Пожалуй, последнее:
Мы находим и узнаём друг друга на Новой Земле, строим первые замки в окружении дикарей-людоедов
Вай-вай, зачем так?
В окружении людей, имхо.
Да, не ангелы, не "крылышкуют золотописьмом"...

...Или Вы это - "о своём, о розамирском", о демонических сущностях, описанных в РМ?

Путинцева Т
«Последнее редактирование: 08 Май 2011, 07:02:04, КАРР»

Отделил и перенёс, куда хотел (пользуясь правом автора ветки).

Как резюме-аналогия: Вы о цивилизации, а я о культуре. Есть разница? Пример со строительством российской империи и литературы, как не совпадающих ни по времени, ни по сути явлениях, хотя и связанных, я привёл.

Подробнее отвечу позже (дня через два).

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Выполняю обещанное.

Познакомились в самом деле лет 10-15 назад, а "восторженный вопль неофита" Вы издали сейчас. (И не столько "о другом", сколько именно о возможностях Сетки - перечитайте "Пионеров-неудачников":
Перечитывать свои опусы буду, когда окончательно впаду в маразм. Пока впал не окончательно, буду лишь задавать вопросы, чтобы немного развеять слухи о "восторженном вопле неофита", несколько преувеличенные:

Сеть обладает другими законами и возможностями, чем: книгопечатание, кино, телевидение?
Развитие литературы определяется появлением печатного станка или связано с этими технологиями не так в лоб? и каков временной зазор между открытием Гутенберга и расцветом великих национальных литератур?

Революцию в кино совершили братья Люмьер или Чаплин, Феллини, Андрей Тарковский - и кто из них неофит, а кто припоздал?
Без открытия братьев Люмьер возможно ли было появление искусства кино?
Определяется ли искусство кино исключительно технологиями или живёт по законам искусства?

Искусство побеждает время? Сеть побеждает пространство?
Возможно ли зарождение нового искусства в Сети, отличающееся от всех известных видов искусств, как кино от литературы? то есть может ли зарождение нового искусства в Сети победить не только пространство (по факту технологии), но и время - как любое искусство?
В чём новые возможности и принципиальное отличие только зарождающегося в Сети нового искусства?

Связано ли появление Сети с глобальными историческими и культурными процессами? Связаны ли исторические процессы с появлением того или иного нового искусства?

Сеть - по сравнению - с книгопечатанием, кино, телевидением - новое? альтернатива?
Сеть окончательно освоена? философски осмыслена? творчески раскрыты все её возможности (есть уже здесь свои Феллини и Тарковские?) или процесс только в самом-самом начале?

(Все эти вопросы я пытаюсь ставить в своих статьях, в том числе и в последней зарисовке. И никакого "восторженного вопля неофита" в этих вопросах я не замечаю: нормальные вопросы, вполне трезвые в общем-то.)

Времена пионеров, имхо, тоже уже за спиной
Смотря что считать пионерией. Повторю свою аналогию: строительство российской империи и появление великой русской литературы - несовпадающие по времени процессы, равно как и открытие книгопечатания и освоение его возможностей искусством (то же и с кино).

Возможно ли было появление рок-музыки без новых технологий? но технологиями ли определяется суть рок-культуры? и кто там пионеры?
Или более локальное по времени и территории явление: "магнитофонная культура" (советская) - только ли технологиями или политическими причинами определялся её рассвет и закат? И когда пришло, а когда ушло время творчески осваивать магнитофонную ленту?

А - что?- именно эти - согласна, благородные и огромномасштабные цели - являются целями Интернета и претворение их в жизнь будет означать, что Сетка выполнила ей предопределённое?
С Пушкина началась русская литература? и там же выполнила предопределённое и закончилась? или перешла в новое качество? и только ли литература - цель книгопечатания?

Много целей у Интернета. И сам Интернет - лишь одно из проявлений духа новой эпохи. И новое искусство, которое только зарождается в Интернете и предугадать которое можно не больше, чем с открытием книгопечатания предугадать Гёте или Достоевского, или с открытием братьев Люмьер Тарковского.
Само это новое искусство - лишь одно из проявлений духа новой эпохи.

Это, знаете ли, всё равно, что считать, что цель и смысл существования человечества - создание непревзойдённого Совершенства - рюмки коньяка с ломтиком лимона.
Искусство для жизни? или жизнь для искусства? Зачем навязывать одну цель и загонять всё в какую-то одну плоскость?
Есть разные реальности и между ними есть любовная и смысловая связь. Но ни одна не является средством для другой.
Так и с человечеством, искусством, культурой, историей цивилизаций. Зачем это всё и какова цель? Знает лишь Бог. А нам достаточно сказать: это хорошо...

"Да ну? А мужики-то и не знали!"
Знали, да не совсем то. Зависимость от государства не только на физическом и психическом плане заключается (спецслужбы и прочее), а в первую очередь на плане духовном и мистическом, на уровне бессознательного. В Сети эта зависимость слабее, чем в реале, потому что сеть ближе к другой реальности, к реальности искусства (для государства - эта реальность виртуальна и потому не совсем понятна и менее доступна, чем "реал"). Степень свободы здесь иная совсем.

И это могут хором повторить за Вами, практически, все сетераторы во всех лит. объединениях, а также обитатели всех (имя им - легион) форумов сети.
Могут, но не повторят (повторят, но не скоро). Потому что я не "это" сказал.

Вероятно. Я - сейчас - об интернете. А Вы?
И я. Но в Интернете - разные реальности присутствуют, как и в мире. Цивилизация и культура связаны не причинно-следственной связью. Гоголь был дворянином, православным, хохлом, гражданином российской империи и пионером новой русской прозы, небывшей до него и после него ставшей быть.
Связано ли одно с другим и как? Связано. Но как-то эдак (или: так как-то всё).

И что для меня нет жёсткой очевидности, что Сетка изначально предназначена именно для "Евгения Онегина" . Хотя написать его в ней - большая и благородная задача.
У меня тоже нет жёсткой очевидности, что Гутенберг, Пётр Первый и присные его трудились для появления "Евгения Онегина", а также Пушкин весь исчерпывается, и как человек и как творец, своими произведениями и жил исключительно для них (как в туннеле). Но появление "Евгения Онегина" - это хорошо, безотносительно хорошо.
Не для цветов живёт Земля, но цветы это хорошо.
Что и для чего изначально предназначено, мы не знаем. И я подозреваю, что сама такая постановка вопроса: то для того-то, а то для сего-то, - ложная, прямолинейная.
Реальностей много, и ни одна не есть средство для другой.
Как человеческая личность не есть средство. И жизнь не для искусства.
Но и искусство не для жизни. Сложнее и одновременно проще тут всё. Мужчина и женщина любят друг друга не для того, чтобы рожать детей. И ни один не является средством для другого. Но дети рождаются тем не менее.
(Так как-то всё...)

Ярослав, а Вы - в теме?
В смысле - прокапывали материал (хотя бы в части "о судьбах тех художников, которые...")? И, имхо, это не есть тема для заметки, а - для многотомной монографии.
Скажу скромно, что любая моя заметка - тема для многотомной монографии. Жанру жанрово.
Есть стихотворение Пушкина Пророк, а есть Библия, а есть огромная многовековая библеистика. И всё об одном и том же.
Есть цветок, а есть лес, а есть материк, а есть галактика и т.д. И в капле воды отражается мир.

Я делаю выводы из доступных мне наблюдений (чаще по интуиции, чем рассудочно). Прокапывать глубоко или неглубоко - быть в теме или не в теме - это всё весьма относительно: нельзя объять необъятное, и любого глубоко и широко окопавшегося можно урезонить убийственным доводом, что московский метрополитен намного глубже и разветвлённее (и так далее).

Я вижу, что есть художники, которые творят в Сети, и что те, кто реализовался в "реале" не могут отдаться творчеству в Сети в полную силу: для меня это очевидно, как судьба. Вот о  таких "пионерах-неудачниках" я и вякнул кой-чего, но постарался вякнуть - в контексте более широком (это уж такой способ мышления у меня: тут уж не выбирают).

Вай-вай, зачем так?
Под "дикарями-людоедами" я подразумевал негативные стороны Сети, которые способствуют раскрытию негативных сторон личности. Вот эту "опасность торжества энтропии" (главную опасность любой открытой системы) и необходимо творчески преодолеть: окультурить "дикарей-людоедов" (в том числе и в самом себе). И тут без диалога с религией не обойдёшься никак. Но это уже совсем другая тема...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 01 Декабрь 2014, 01:27:59, Ярослав»


Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика