Буддизм в Розе Мира
Буддизм на Шри Ланке

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #31 : 27 Июль 2011, 20:02:39 »
 
Буддийский храмовый комплекс называется «пансалая» или «вихара-стханая». Он состоит из жилища буддийских монахов; «дома образа», где помещают статую Будды; дерева Бо, часто заключенного в ограду; «пояге» - особого священного пространства на территории храма, которое тоже иногда окружают невысокой каменной оградой, - там проходят важнейшие обряды буддийской сангхи; помещения или площадки для чтения проповедей («бана мадува»); ступы.

Ступа – наиболее архитектурно своеобразное строение. Тип его сложился в Индии ко времени царя Ашоки (III в. до н.э.). Ступы строились для сохранения реликвий, позднее – на местах, памятных для буддийской истории. Изначально они представляли собой правильную полусферу, сложенную из кирпича или камня на круглой или квадратной платформе. В зените полусферы помещали традиционный «зонтик» - один из атрибутов Будды, символизирующий нирвану. «Зонтик» - это несколько нанизанных на шпиль дисков, уменьшающихся в диаметре кверху. Реликвии были или в основании ступы, или под зонтиком.

На Ланке все основные части ступы претерпели изменения. «Тело» ступы значительно вытянулось вверх. «Зонтик» превратился в сплошную, вытянутую вверх башенку. Платформа ступы часто становилась террасой. Для украшения употребляли свободно стоящие колонны. Такой вид этого сооружения сохранился практически без изменений на протяжении веков.

Жилые помещения для монахов обычно соседствуют с кухней и трапезной. Иногда есть особая кухня для приготовления жертвенной пищи изображению Будды. В «жилищный» комплекс также входят кладовые, колокольня (колокол собирает монахов для совершения общих дел и обрядов), библиотека и водоем для омовений.




ступа в Анурадхапуре


___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 27 Ноябрь 2014, 03:39:09, ВОЗ»

« #32 : 28 Июль 2011, 01:58:13 »
Храм – главное место встречи верующего со служителями культа – буддийскими монахами. Роль монаха во многом аналогична роли жрецов народных культов, однако, это единственный из сингальских жрецов, который может  быть духовным наставником мирян, их учителем, проповедником.

«Кроме того, буддийский монах сам является своеобразным объектом культового поклонения, и отношения к нему мирянина регламентируются религией. Если жрецы других культов вызывают лишь обычное уважительное отношение как профессиональные исполнители определенных общественно-ритуальных функций, то буддийскому монаху сообщен некоторый ореол святости, возвышенности над обыденным миром». Мирянин должен проявлять уважение к монаху и исполнять определенные обрядовые действия.
«Возвышенное положение монаха подчеркивается и мелкими деталями бытовых отношений: мирянин с особой почтительностью приветствует монаха, уступает ему дорогу, место в транспорте[1]. Когда монах приходит в дом, ему предлагают самое высокое сиденье и покрывают его белой чистой тканью. Как […] говорит правило, мирянин, находясь возле монаха, не смеет сидеть ни слишком далеко, ни слишком близко к нему, ни прямо напротив, ни прямо сзади, ни на высоком сиденье, ни с подветренной стороны. Поэтому обычно в присутствии монаха либо сидят на низеньких скамеечках или просто на полу, либо стоят в некотором удалении. Говоря о монахах, употребляют особые, отличающиеся от общеупотребительных слова для понятий «ходить», «говорить», «есть» и т.п. Особое положение монаха в среде верующих обусловлено не только его исключительной религиозно-просветительской ролью, но и той высокой степенью магико-ритуальной чистоты, которая приписывается монашескому сословию. Монах, исполняющий правила жизни и обряды, подобающие его званию, выступает носителем особой, магической, благостной силы».

[1] см. здесь.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 27 Ноябрь 2014, 03:39:37, ВОЗ»

« #33 : 28 Июль 2011, 04:18:20 »
Важнейший закон буддийского учения – закон перерождений, пронизывающий и связывающий все сущее. Сущее реализуется в представлении о мирах, где совершаются перерождения, каждое из которых зависит от кармической суммы добра и зла прошлых рождений.

Саквала – это система миров, она включает Землю, Солнце, Луну и все те миры, которых достигает свет Солнца. Саквала не единственная система, их великое множество.
В нашей саквале если принять за центральный человеческий мир – «манушья-локая», то условно «вверх» от него расположены группы миров «дева-локая» («миры богов») и «брахма-локая» («миры брахм»). Условно «вниз» уходят «апая» («низшие миры»): «прета-локая» и «яма-локая».

«Традиционная буддийская литература создает такой образ мировой конструкции: центром Вселенной является великая горная вершина Махамеру, которая покоится, в свою очередь, на горе с тремя отрогами, называемой Трикута-парвата. Махамеру наполовину возвышается над землей. Каждая Вселенная имеет свое Солнце, Луну и звезды. Вверх по всей протяженности Махамеру и выше над поверхностью Земли, распределяются «раи» - шесть раев «дева-лока», шестнадцать раев «брахма-лока» и четыре «арупа-лока» («бесформенных мира»). Внизу от поверхности земли, во впадинах между отрогами Трикута-парваты расположены ады – «апая». Вокруг Махамеру расположены семь горных гряд (они же границы мировых океанов). […] Вся Вселенная также окаймлена круговой горной грядой Саквалагала».

Ближайший к поверхности земли рай - «Чатурмахараджика» - «рай четырех стражей света», он располагается на середине той части Махамеру, которая возвышается над землей.

«Для народных представлений существенно, что «дева-локая» - это рай, обиталище богов, приют блаженной, легкой, приятной жизни, где нет ни рождения, ни болезней, ни смерти (обитатели этого мира не рождаются и умирают, а «являются» и «исчезают; приближение «конца» для них знаменуется слабостью, испариной на теле и увяданием цветов вокруг них); там нет тягот труда и забот, прекрасна и легка любовь, не знающая темных сторон. «Брахма-локая» представляется гораздо более абстрактно, это некий предел существования высшего порядка, рубежный перед исчезновением бытия – нирваной. Связанный по названию с именем верховного индуистского божества Брахмы, в представлении буддистов он не имеет этой конкретной привязанности; в частности, и термином «брахмая» называется не только сам единичный бог Брахма (его скорее во избежание неясности назовут «Брахма-девийо»), но каждый обитатель мира «брахма-локая», каковых неисчислимое множество. «Прета-локая» - это мир демонов и духов, как правило, злоносящих. «Апая», или «яма-локая», - это ад, место терзаний грешников. Из всех миров, кроме «манушья-локая», ад наиболее определенно локализован: его с уверенностью помещают в сердцевине земного шара».

«Движение по этим мирам не идет последовательно в одном направлении, положим, от низшего к высшему. Если исчерпан «пин» (или «пунья» - сумма моральных заслуг), то и после «брахма-локая» возможно рождение в низших сферах. Важно также отметить, что накопление «пин», приобретение моральных заслуг возможно преимущественно в «манушья-локая». Конечная цель верующего – накопление такого количества моральных заслуг, которое прервет цепь перерождений и обеспечит переход в нирвану».

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран

« #34 : 28 Июль 2011, 05:44:40 »
Пантеон буддийского культа своеобразен. Своеобразно само словосочетание «буддийский пантеон». Но говорить о нем можно и нужно на том основании, что в культовой практике сингальских буддистов уже сложились определенные формы почитания Будды и буддийских святых, практически аналогичные формам богослужения.

Буддисты и исследователи подчеркивают, что Будда не является богом, а лишь великим мудрецом, прозревшим общие законы бытия и сообщившим их людям. «Проповедники буддизма всегда выделяют философскую сторону буддизма, который формулирует свои высшие цели в понятиях не божественного существования и даже не существования вообще, а именно освобождения от всяких форм существования, т.е. достижения нирваны. […] Подчеркивается, что Будда существо не единичное, в различные космические эры появлялись свои Будды. В самом деле, их общее число варьируется, по разным легендам, обычно от 24 до 28. В современном сингальском молитвеннике для мирянина мы находим славословие в честь двадцати восьми Будд.[…] Сингальская легендарная хроника «Пуджавалия» описывает историю о-ва Ланка во времена прежних Будд. Во все периоды сохраняются топография местности (с изменением лишь названий) и основной характер событий, аналогичных тем, которые связаны и с легендами о Гаутаме». Например, при всех Буддах ветвь дерева Бо на остров доставляла монахиня.

«В сингальской культовой практике из прежних Будд чаще всего упоминается Дипанкара-будда. Представление о множественности Будд не затемняет представления об их особой, сверхчеловеческой природе. Каноническая буддийская литература приписывает Будде Гаутаме (и другим Буддам) особенные, магические способности. Начнем с того, что особые тексты (например, «Лаккхана-сутта» из «Дигханикая») трактовали тридцать два отличительных признака, выделяющих Будду из мира людей; среди них такие, как очень высокий рост, длинные мочки ушей, необычно длинные руки (ниже колен), по-особому растущие волосы, сорок зубов вместо тридцати двух, плоскостопие,  равная длина пальцев, привычка спать на правом боку, не шевелясь, скрытость главного полового признака и т.д. Будде приписываются необычайные сверхъестественные способности. Он видит и слышит на расстоянии, понимает чужие мысли, он может по желанию мгновенно ниспослать тьму и свет, испускать от своего тела радирующее сияние и т.п.»

Вопрос о том, существует ли Будда Гаутама теперь, спустя 2,5 тысячи лет после его паринирваны, - до сих пор предмет спора различных буддийских сект. Но человек, совершая обряд поклонения Будде, безусловно рассчитывает на вознаграждение от него, в своей молитве называет его «Божественным учителем». Есть обычай оставлять некоторое количество своей еды «для Будды» как проявление благочестия. В одной из современных религиозных поэм говорится: «Если ты приобретешь все эти добродетели, Будда заметит тебя, полюбит и будет с тобой».

Некоторые моменты ритуала почитания Будды свидетельствуют об отношении к Будде как к фигуре божественной. «Монах перед началом обряда встает на колени перед статуей Будды, читает формулы славословия и испрашивает разрешения для исполнения ритуала. В ряду общих магико-очистительных действий производятся и такие, которые чрезвычайно напоминают утренний туалет: совершается «умывание» статуи и прочие гигиенические процедуры (в процессе обряда фигурируют сосуды с водой, полотенце, зубная щетка). Отдельно изображается мытье лица и рук статуи; образу Будды преподносятся монашеское одеяние и весь набор положенных монаху предметов (так называемый «атапирикара», в состав которого входят сосуд для подаяний, бритва, иголка и т.п.). Примерно в середине ритуального процесса монах звонит (семь раз) в небольшой ручной колокольчик. Это момент […] означает не что иное, как приглашение Будде «войти» в свое изображение. Звон колокольчика в индуистских ритуалах (как и в сингальском культе богов-покровителей) всегда является призывом к богу; аналогична, по-видимому, его роль и в буддийском обряде». Звонок – это поворотный момент, после него меняется характер ритуала, он превращается в настоящее богослужение. Монах зажигает светильники, курит благовония, трижды кланяется изображению как бы в знак приветствия и совершает ритуал символического омовения ног Будды. И это уже не имитация гигиенической процедуры, но способ выразить почтение.

Будда занимает верховную позицию среди всех существ различных культов. Это выражено и в ритуальных «мелочах». Когда верующий поклоняется Будде, он держит сложенные ладони у лба или даже надо лбом, а в поклоне богам помещает их только на уровне груди. Некоторые верующие перед изображением Будды складывают руки в традиционном жесте «анджали» - «раскрытые ладони сложены лодочкой и кончики всех пальцев соприкасаются, а перед изображением богов ладонь правой руки закрывают, сгибая пальцы в среднем суставе, и накрывают ее левой ладонью».

В состав буддийского пантеона кроме Будды следует включить Махинду и Сангхамитту, божественных учеников Будды Ананду, Сарипутту, Моггалану, царей, прославившихся своей приверженностью Буддизму и восхваляемых как артхаты, добродетельных мирян, святостью заслуживших нирвану (их деяния описаны в религиозных сочинениях, например, в «Садхучаритодая»).

«В пантеон буддийского культа следует, по-видимому, включить и Мару, хотя этот персонаж не является объектом религиозного поклонения. Но он вечный антагонист Будды и вечный его спутник. Он выступает как противник Будды в его прошлых рождениях (о чем и рассказывают джатаки), он искушал Будду во время медитаций и пытался помешать его просветлению. Мара выступает как демон зла, он нередко идентифицируется с индуистским богом смерти Ямой, ему подчиняются злоносящие демоны (армия Мары). По народным сингальским представлениям, он, как и другие демоны, способен вызывать болезни. Мара существует в мире доныне; […] считается, что позиция его меняется в зависимости от дней недели: в воскресение он находится на севере, в понедельник – на северо-западе, во вторник – на юге, в среду – на юго-западе, в четверг – на западе, в пятницу – на северо-востоке, в субботу – на востоке, и это учитывается в обрядах народных культов».

Различные символы: ступы, древо Бо, изображения «дхарма-чакры» («колесо закона», символизирующего буддийское учение и буддийскую проповедь), «следы Будды» (углубления в скале Адамов пик, напоминающие отпечатки стоп) etc - также объекты почитания в буддийском культе.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран

« #35 : 28 Июль 2011, 22:16:46 »
на горе с тремя отрогами, называемой Трикута-парвата.
    На украинском языке "три угла" пишется именно :  "три кута" (читается "тры кута")

.
Ближайший к поверхности земли рай - «Чатурмахараджика» - «рай четырех стражей света»
    А  "чатур" - это  и есть  "четыре"?

   
Условно «вниз» уходят «апая» («низшие миры»): «прета-локая» и «яма-локая».
      И , видимо , тех , кого не остановили за-преты ,  ждет непременно яма . Падение , упал , опал - "апая".



Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика