Перекличка вестников
Василий Жуковский (поэзия, вестничество)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Василий Жуковский. Избранные стихотворения в Библиотеке вестничества

Поэзия Василия Андреевича Жуковского (1783-1852) подготавливает и открывает Золотой век русской литературы. Именно ему довелось определить ее словарь, интонационную основу, задать многие темы, развивавшиеся как поэтами, так и прозаиками на протяжении всего XIX века. Многое было перенесено им из немецкой и английской литературы, но перенесено так, что это укоренилось на русской языковой почве, пошло в самостоятельный рост.

Вслед за Жуковским задачу построения русского культурного пространства стал, еще более последовательно и смело, решать Пушкин. После этого, как всем известно, этапы русского самосознания стали определяться как «допушкинский» и «послепушкинский». Многое невозвратно стало уходить в прошлое, восприниматься архаичным. В чем-то этот процесс устаревания затронул и творчество Жуковского. Но далеко не во всем. Вот пример лирического высказывания, по зрелости интонации и совершенству стиха стоящий вровень с шедеврами русских поэтов следующих поколений:

                Уже утомившийся день
                Склонился в багряные воды,
                Темнеют лазурные своды,
                Прохладная стелется тень;
                И ночь молчаливая мирно
                Пошла по дороге эфирной,
                И Геспер летит перед ней
                С прекрасной звездою своей.

                Сойди, о небесная, к нам
                С волшебным твоим покрывалом,
                С целебным забвенья фиалом,
                Дай мира усталым сердцам.
                Своим миротворным явленьем,
                Своим усыпительным пеньем
                Томимую душу тоской,
                Как матерь дитя, успокой.

Это стихотворение звучит совершенно по-тютчевски: то же ощущение таинственной значительности, бездонности окружающего мира, его мистериальной одушевленности. Во множестве произведений поэт заостряет внимание на присутствии невыразимого, незримого; чуткость к этой неосязаемой материи становится одной из главных черт развитого, поэтичного человека, его отличием от «других творений, с очами незрящими». И она же сообщает человеку некую особенную кротость, что подобает разумному существу, стремящемуся осознанно вписаться в гармоничное устроение вселенной:

                Что видимо очам – сей пламень облаков,
                По небу тихому летящих,
                Сие дрожанье вод блестящих,
                Сии картины берегов
                В пожаре пышного заката –
                Сии столь яркие черты –
                Легко их ловит мысль крылата,
                И есть слова для их блестящей красоты.
                Но то, что слито с сей блестящей красотою –
                Сие столь смутное, волнующее нас,
                Сей внемлемый одной душою
                Обворожающего глас,
                Сие к далекому стремленье,
                Сей миновавшего привет
                (Как прилетевшее незапно дуновенье
                От луга родины, где был когда-то цвет,
                Святая молодость, где жило упованье),
                Сие шепнувшее душе воспоминанье
                О милом радостном и скорбном старины,
                Сия сходящая святыня с вышины,
                Сие присутствие создателя в созданье –
                Какой для них язык?.. Горе душа летит,
                Всё необъятное в единый вздох теснится,
                И лишь молчание понятно говорит.

Многие произведения посвящены гению-вдохновителю поэта, его даймону. Где-то это не выходит за рамки обычной дани старинной поэтической традиции, но в отдельные моменты острота и непосредственность чувств не оставляют сомнений в подлинности мистического контакта, зафиксированного поэтом. Так же подлинны и его ощущения Женственности: если сам объект созерцания и был подсказан поэзией Гете, то Жуковский ушел далеко от простого словесного воспроизведения чужого опыта, ему явно были доступны собственные переживания веяний идеальной женственной души.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 26 Август 2014, 10:13:53, ВОЗ»


Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика