Животное царство
Животные и нравственность

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #31 : 23 Апреля 2011, 04:23:15 »
С растениями не всё так просто...

Растения безусловно обладают душой и могут как чувствовать, так даже и любить, но свободой воли они не обладают, они пассивно подчиняются обстоятельствам.


« #32 : 23 Апреля 2011, 13:47:31 »
Каждое в отдельности, наверное. Но стихиали, творящие "пейзаж", думаю, обладают свободой воли. Без такой свободы нет творчества, нет мысли, нет индивидуальности, - а всё это просматривается в каждом конкретном "пейзаже", "месте". Не исключаю, что двухсотлетний дуб, например, обладает мудростью и как отдельная "сущность". А мудрость, созерцательность - тоже проявление нравственного начала (не путать с моралью и этичностью).

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #33 : 23 Апреля 2011, 13:56:08 »
Каждое в отдельности, наверное. Но стихиали, творящие "пейзаж", думаю, обладают свободой воли. Без такой свободы нет творчества, нет мысли, нет индивидуальности, - а всё это просматривается в каждом конкретном "пейзаже", "месте".

Думаю, именно так.


« #34 : 23 Апреля 2011, 17:13:54 »
Н.А. Бердяев.

Традиционная мораль христианского мира доныне не была творческой. Христианская мораль была или все еще ветхозаветным законом, изобличающим грех, подобно христианскому государству, или послушанием последствиям греха, искупительным послушанием.
Творческая мораль новозаветной, евангельской любви не была раскрыта в христианском мире, она лишь изредка сверкала точно блеск молнии у таких избранников, как св. Франциск.

Мораль в этом мире вполне подобна государству, хозяйству, семье, науке. Мораль – канонична, подзаконна.
Мораль – закон послушания в отношении к Богу и закон благоустроения в отношении к миру.

В традиционной морали христианского мира есть страшная тягость, есть пафос бремени. Категорический императив прежде всего страшно тяжел, в нем нет окрыленности. Благая весть Евангелия не знает категорического императива, но его знает отяжелевший в последствиях греха христианский мир. И это послушное несение бремени последствий греха давно уже привело к омертвению христианской морали. Это отяжеление, враждебное всякому полету, само становится грехом. И само послушание, начавшееся как подвиг, вырождается в лицемерие.

Христианство как откровение благодати, свободы и любви не есть подзаконная мораль и не заключает в себе никакой утилитарности и общеобязательности. А мир христианский заражен утилитарной моралью приспособления, критериями пользы и благоустройства этого отяжелевшего мира. Официальная мораль христианского мира насквозь приспособлена к этому миру, к его тяжести, к пониженным формам общения в этом мире. Это – мораль утилитарного страха.

Грех традиционной христианской морали, привитой к миру, утерявшему веру христианскую, совсем не в крайностях аскетизма. Грех этот в оппортунистической приспособленности к "буржуазному" миру. Христианская мораль во имя послушания тяготе мира оправдывает мир таким, какой он есть, мир, во зле лежащий. Мораль эта проникнута пафосом малых дел и скромных положений, она боится дел больших, героических, окрыленных. Бескрылость возведена почти в ранг религиозного подвига. Санкционируется маленький моральный профессионализм.

Тут вечный источник инерции и реакции на почве какого-то своеобразного религиозного демократизма. Мораль эта не любит горного, враждебна всякому аристократическому духу. Ей чужд дух Прометея. Господствующая мораль, связывающая себя с христианским сознанием, вся насквозь проникнута буржуазно-демократическим приспособлением к условиям этого мира. Буржуазность – основная моральная категория.
В понятие буржуазности здесь, конечно, вкладывается смысл религиозно-метафизический, а не социально-классовый. Буржуазность есть приспособление к мировой данности в целях устроения, спокойствия и безопасности в этом мире. Буржуазность есть послушание положениям и оценкам, созданным инерцией и тяжестью этого мира. Буржуазно все, что оценивает человека не по качествам в нем, а по положению его, по окружающей его среде.

Противоположно буржуазности всякое творческое преодоление мировой данности, выход из оценок мировой инерции. Противоположно буржуазности всякое жертвенное отречение от устроенности и безопасности. Мещанская мораль прикреплена к месту, ограничена данностью, боится всякого отрыва. В сущности, всякая бытовая мораль буржуазна – буржуазна и христианская бытовая мораль. В чистой евангельской морали нет ничего бытового, ничего буржуазного. Была ли мораль св. Франциска господствующей христианской моралью?

Все всегда считали евангельскую мораль непригодной для жизни с ее заботами об устроении и безопасности. И мир христианский принял внехристианскую буржуазную мораль, пригодную для жизни, оправданную послушанием последствиям греха. Все буржуазные ценности положения в мире господствующее христианское сознание приняло и оправдало. Всю ложную иерархию "мира сего" христианство санкционировано.

Христианская мораль личности вся была в аскетической жертве миром сим во имя мира иного. Всякое же устроение покоилось на исконно буржуазной, внехристианской морали рода. Нельзя жить в мире и творить новую жизнь с одной моралью послушания, с одной моралью борьбы против собственных грехов. Кто живет в вечном ужасе от собственного греха, тот бессилен что-нибудь сделать в мире.

Моральные оценки распадаются на целый ряд антитез. Есть мораль слабости и мораль силы; мораль сострадания, блага людей, альтруизма и мораль ценностей, творческого повышения; мораль рабьей обиды и мораль свободной вины; мораль аристократического благородства духа и мораль духа рабски-плебейского.

Каноническая мораль всегда была выразительницей духа среднеобщего, а не духа индивидуальных высот.

В чем же сущность морального кризиса? Сущность эта прежде всего в революционном переходе от сознания, для которого мораль есть послушание серединно-общему закону, к сознанию, для которого мораль есть творческая задача индивидуальности.

Вечное трусливое дрожание за свою душу уничтожает образ Божий в человеке.
От ужаса готов человек отказаться от всех творческих ценностей, лишь бы не погибнуть. Это – особая, очень непривлекательная форма религиозного эгоизма. Эгоизм и трусость внутренно связаны.

Так же связаны между собой жертвенность и мужественность. Бесстрашие и храбрость – религиозные добродетели. Бесстрашие духа, дерзновение перед Господом – высшие, жертвенные добродетели религиозного пути.
Эгоистический страх собственной гибели, доводящий человека до отказа от чести, должен уступить место страху собственной низости, уродства и неблагородства. Великая клевета на христианство – будто ему чуждо чувство чести. Подлинное чувство чести только и возможно на почве христианской, ибо христианство – откровение о личности. Честь не есть духовная гордость и самоутверждение. Честь – блюдение в человеке образа и подобия Божьего, который не должен быть унижен.

Рыцарская мораль аристократизма не может никого угнетать и порабощать – она есть мировое служение, всегда жертвенное. Рыцарь жертвует собой и своим благом, но никогда не жертвует ценностью, абсолютно верен ценности.

В демократическом альтруизме есть неприятное самодовольство человеческой ограниченности. Альтруистически-демократическая идеология знает индивидуализм, знает серединную общность, но не знает индивидуальности, не знает космоса. Только космическая мораль, всегда ведающая место индивидуальности в мировой иерархии, предотвращает ту гибель личности в индивидуализме, которую так гениально раскрыл Ибсен в "Пере Гюнте".

Творческая мораль индивидуальна и космична, в ней творческая энергия индивидуальности переливается в космос, и космос наполняет собой индивидуальность. В творческой морали личное переживается как мировое и мировое как личное. Для нее перестает быть интересным банальный и элементарный вопрос об эгоизме и альтруизме.

Эгоисты могут относиться к себе с отвращением. Нелюбовь к себе есть источник подпольности, больного самолюбия, зависти, неблагородства.
Творческая мораль есть мораль призвания, она утверждает нравственный смысл призвания, она знает лишь неповторимые индивидуальные пути. От индивидуальности и индивидуального пути нельзя отказаться, потому что и всякий отказ от индивидуального пути, всякая отрешенность от индивидуальности глубоко индивидуальна.

И трудно сравнивать людей в моральном отношении. Ибо никто не знает, сколько кому что стоит. Моральная задача каждого – неповторимо индивидуальна. И потому задача моральной оценки есть задача интуитивного вникновения в тайну индивидуальности, а не количественной моральной механики. Потому и сказано: не судите.

Добро, враждебное творчеству, – демонично, в нем демоническая тяжесть и мертвенность.

Сплошная моралистическая возвышенность может быть грехом против богатства творческой природы человека, против полноты индивидуальной жизни, против смысла множественности. Моральное совершенство и моральная возвышенность не должна угашать фаустовского стремления к полноте жизни. Истребление творчества во имя добра, во имя закона морали – страшная реакция, препятствующая исполнению Божественных предначертаний, задерживающая наступление разрешающего конца. Силы, исключительно приверженные закону, не понимают и не принимают той высшей правды, что творчество – уже большее, чем первоначальное послушание воле Божьей, что Бог сам возжелал откровения воли человеческой. Творчество никогда не есть бунт ветхого хаоса, творчество всегда есть образование нового космоса.

_______________________________________________
Роза Мира не является новой религией и новой культурой,
но ансамблем и диалогом религий и культур.

« #35 : 23 Апреля 2011, 21:38:54 »
Для меня деревья, несомненно, обладают душой, определенной волей и сознанием. То есть, деревья - индивидуальны, деревья - личности (в отличие от просто травы). Об этом давным-давно прочитал в Розе Мира, но вот почувствовал это, в жизни, пару лет назад. Когда ко мне домой принесли пальму. Теперь это мое любимое существо.

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 23 Апреля 2011, 21:58:20, ВОЗ»

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #36 : 11 Июня 2017, 19:09:57 »
Хотелось бы познакомить обитателей и друзей Воздушного Замка с творчеством Ольги Черниенко. Оно о животных, но более того - о людях. Ольга пишет остро, современно и подлинно. Начать можно вот с этого.

Говори что думаешь, но думай что говоришь
«Последнее редактирование: 11 Июня 2017, 20:25:56, Андрей Охоцимский»

« #37 : 11 Июня 2017, 20:19:32 »
М.б. ссылку стоит продублировать в раздел о художественном слове.

Открыта была у нас давно такая ветка "Афиша книг", чтобы все желающие могли делиться друг с другом ссылками или просто названиями книг, произведений и т.д. К сожалению, это начинание, как и некоторые другие, по-моему, неплохие начинания, не получило большого развития. Имеет смысл продублировать ссылку там. Хотя бы для того, чтобы попробовать вернуть тему к жизни.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #38 : 01 Сентября 2017, 18:06:49 »
У короля поэтов эпохи моей юности Е. Евтушенко нашел искренний и резкий стих о голубом песце (но это не о том, о чем Вы подумали). Вообще Евтушенко читается здорово. Как ни крути, он один не испорченный серебряным веком продолжатель пушкинского стиха. Легкость и простота та же.

Говори что думаешь, но думай что говоришь
«Последнее редактирование: 01 Сентября 2017, 18:16:02, Андрей Охоцимский»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика