Искусство слова
Поэзия (ода)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #1 : 10 Декабря 2009, 11:13:14 »

Поэзия

   ода

Что есть поэзия?.. Вопрос
сродни пилатовскому. Вкось
и вкривь в лесу, раскинув руки,
шатаются деревья, словно звуки
в иных стихах,– завал и бурелом:
коряги-строки, неучи и пни…
А сколько гладко-безупречных форм,
поэзия, тобой обделены!–
и умирают в бесприютной скуке…
Но вопреки привратнице-науке,
стихов разъявшей безответный труп,
божественная, в свой небесный клуб
впускаешь тех, кто сердцу люб.
(Высоцкий, грубо-площадной,
тебе не пасынок – родной!)
 
Очистив, что оценишь ты?
А что не в силах ты простить?..
Души необщие черты
и дар лица живого? Или – стиль?..
Кто знает… Тайна. Убоится стадо!
Во имя Божие горят костры.
Еретиков жгут. То с тобою рядом
в веках – она, то с факелом, то с ядом,
сжимая технологии костыль,–
Сальери зависть: холодна, как шлюха,
монашенка любой безлюбой веры:
унылая воронка, омут слуха –
структуры Бродского – колодцы
и ритмы речевой химеры –
стихи без внутреннего солнца.
 
окт.2006 

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 24 Ноября 2010, 05:47:46, Ярослав»

« #2 : 10 Декабря 2009, 11:13:52 »

Читателю стихов

 
 
Поэзии без тайны ядовитый плод
вкушал интеллигент. Народ
решил: «среди живущих ныне
поэтов нет», – и даже
поверил равнодушно
в твою ненужность.
 
Словесной жаждой
томимые жрецы
бесполого искусства,
бескрылые птенцы
иронией отравленного чувства,
подлунный мир подкинул вам
яйцо кукушки – будущее, – там,
 
в лукавой стуже
тысячеглавой пустоты,–
один, как Пушкин,
один, как прежде…– ты:
земли и неба стык воздушный,
затворник, со-творец…
И новых песен ждёт гонец.
 
11февр.2008 

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #3 : 28 Декабря 2009, 13:57:52 »
Слов игра – пустое дело,
Делать это неумело
Не грешно, хоть и напрасно.
Быть ПИСАТЕЛЕМ(!)  опасно.

Быть Учителем, Актером,
Адвокатом иль Танцором…
Быть опасней, скажу я вам,
Чем Хамлом и Грубияном.
 :)


« #4 : 04 Января 2010, 18:54:57 »
Метапоэтический опус


                                                                                 
Веленью Божию, о муза, будь послушна  . . .
А.С.Пушкин

Веленью Божию  . . .
Торжественный зачин.
Поэзия  -  в ней тысячи личин,
Но ты всегда один
Ведёшь с ней диалог.
И, да поможет Бог!

Поэзия  -  это боренье
И жизненных соков кипенье,
Когда полнокровье Природы
Свершает Великие Роды.

Поэзия ткёт мирозданье
И в этом её оправданье.
Божественным знакам внимая,
В материю душу вживляет.

Поэзия  -  это сиянье
Вовне горизонта познанья.
Кого этот свет впечатляет,
Тот в образ его облекает.

Поэзия -  дух антитезы,
Где жизни тончайшие срезы
В порыве сакральной вины
В обличье Иного даны.

Поэзия  -  это отрада
И скуке и смерти преграда,
Она утверждает всечасно  -
Твори, проживёшь не напрасно.

Поэзия в духе своём сокровенном
Стремится всё тленное сделать нетленным,
Стремится сдержать ускользающий миг,
Пополнить живительной влагой родник.

1994-95-99





«Последнее редактирование: 08 Января 2010, 02:29:22, Eugeny SIM»

« #5 : 13 Января 2010, 11:30:46 »
                             Пушкинскому Домику в Коломне


Я не хотел поэзии жестокой
стать рыцарем скупым: служить,
немых страстей нанизывая строки
на жизни праведную нить.

Но вздохи нижутся, душа бежит меж строк –
за встречей встреча – в вечность уходя…
Ты слово обронил, что я забыть не смог:

никак не мог найти его! Шутя
играла девочка небесная с тобой.
Судья увлёкся, подводя итог.

Где стол стоял – там омут голубой.
Почтовый голубь улетел домой…
Всё перепутано. Свобода рвётся в бой!

Вздохнула девочка – и отпустила нить:
ах, бусинки стихов бегут, летят враздробь!..
Сквозь слёзы гордости – букет октав на гроб.
И молча тайну в омут обронить…

Душа есть память чистого листа;
и рыцарь скуп – поэзия проста:
извлечь глоток из тьмы библиотек:
живи один, чтоб говорить за всех.

13 янв. 10

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 14 Января 2010, 01:33:48, Ярослав»

« #6 : 05 Февраля 2010, 10:02:20 »
Приснилось…

От нарядов утомилась,
разрыдалась донага
осень в парке. Ночь ложилась
на пушистые снега.

Утром солнцу улыбнулась,
обнажается земля.
Птичьим щебетом взметнулась,
шепчет в ландышах: твоя!..

Прошумит зелёным платьем –
звёздный август на хвосте.
Смотришь, жизнь прошла – в объятьях,
в женской, вечной суете.

4 февр. 10

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 05 Февраля 2010, 11:40:10, Ярослав»

« #7 : 21 Ноября 2010, 10:46:15 »
           Жалость
                ода

Жжёт жестокая, клонит к земле –
неподъёмная жалость безбрежна!
Камни душ сберегает во мгле
беспросветная эта надежда.

Всё простят снисходительно: жадность,
вероломство страстей, – что угодно!
Не прощается терпкая жалость –
материнская нежность-утроба.

Как тут строить, дерзать, делать выбор,
когда очи людей и зверей
молча сердце пронзают навылет
бесприютностью детской своей?

Закидает насмешками злоба
влагу вечности в смертных глазах,
белый ужас соснового гроба –
унижающей жалости знак.

Нет страшнее тебя, тихий омут –
беззащитность открытой души –
нестерпимая искренность дома, –
прочь, проклятая! дай погрешить!

Жжёт жестокая, клонит ко сну,
всей вселенной подкатит под горло,
поцелуем когда прикоснусь
к одиночеству пропасти гордой.

Не снести эту ношу воздушную,
не порвать верной жалости цепи!
Время вольное и равнодушное
нас безжалостно лечит и лепит.

20 нояб. 2010

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 21 Ноября 2010, 18:59:45, Ярослав»

« #8 : 29 Января 2012, 18:23:09 »
                  ***

Вновь я собрался и пустился,
членораздельность вышла из кустов.
Вблизи ручьём весёлый стих струился,
лес шелестел ступнями строф.

Листочком прикрываясь рифмы,
в луче играла вольная со мной.
Я вырвался из тела вслед за нимфой,
и разум праздновал покой.

Лицо с изнанки,  дрожь по коже,
бессмысленный и беспощадный трёп.
Стихи стройней становятся и строже
под равномерный ритма шлёп.

Подножием грибной корзины,
болотной кочкой память жгла в ночи.
Я радугу прочёл до середины,
зло жизни вынул из печи.

Над бездной лесенка журчала,
мирским узлом ворочал век-причал.
Во сне со мною вольная играла,
её я контур нашептал.

29.01.12

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 29 Января 2012, 18:35:28, Ярослав»

« #9 : 02 Февраля 2012, 15:52:03 »
.Два последних катрена лучше предыдущих, имхо: перо разбежалось.
..Вот отчего у меня дикие несостыковки с Вашими стихами?  Живые ведь стихи, злюсь на них, как на людей.
 Стихи Ваши - довольно часто - вызывают это чувство  ("злость") совершенно самостоятельно, 
безотносительно Вас, т.е. "злюсь" не на Вас, не на личность.

Путинцева Т

« #10 : 02 Февраля 2012, 20:51:16 »
Забавно, что когда Вам показали два мои стиха, а Вы не знали, что они мои, то никаких "несостыковок" и "злости" они не вызвали у Вас, наоборот - судя по первой непосредственной Вашей реакции... (Но это так. Просто забавно.)

Разве можно отделить стихи от личности? Стихи и есть "контур души", её "пейзаж"... Как отделить пейзаж от леса?

Последнее - хулиганское. Если разговор продолжится, скажу о нём пару ласковых (хотя говорить о СВОИХ стихах - мука рассыпчатая и постыдная; Державин не даст соврать).


__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #11 : 03 Февраля 2012, 00:26:49 »
Два последних катрена лучше предыдущих
Мне все катрены кажутся частью целого - беззаботного веселья автора, вырвавшегося, наконец, на свободу. Стихотворение, имхо, связано с хорошим настроением. Но где-то между строк скрываются и маленькие "тайночки" автора, ему одному известные.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 03 Февраля 2012, 00:35:11, Maratshah»

« #12 : 03 Февраля 2012, 10:05:43 »
Забавно, что когда Вам показали два мои стиха, а Вы не знали, что они мои, то никаких "несостыковок" и "злости" они не вызвали у Вас, наоборот - судя по первой непосредственной Вашей реакции...

Да, наверное, это было смешно.
...Не вызвали, говорите?
Очень осторожно похвалила те стихи, согласилась с Еленой, что они "трогательные", не более.
Тогда гораздо большее раздражение вызвал "затык" в памяти - вот же совсем недавно их видела, отчего автор не вспоминается, с ними же что-то было связано (эти стихи Вы в конкурсе выкладывали, там на них тоже натыкалась (отыскать же их "отчего-то" - неисповедимы пути - не смогла).
Плюс к тому - те стихи были из лучших Ваших стихов, имхо - из самых "плавных".
Ох, да не суть. У меня в реале в ту пору катаклизмы были некоторые, так что я себе ту "забывчивость" простила, Вы тоже мне её можете спокойно с рук спустить.


Разве можно отделить стихи от личности? Стихи и есть "контур души", её "пейзаж"... Как отделить пейзаж от
 леса?

 Так вот бывает же, что "контур" и "пейзаж" передают "лес" с искажениями.
Тогда и возникает злость, наверное.

...говорить о СВОИХ стихах - мука рассыпчатая и постыдная; Державин не даст соврать

Ничего, привыкайте.
Во времена Державина, кажется, не было встреч с читателями, интервью о творческих планах, ток-шоу по телевидению...
Ведь насколько же сложнее и мучительнее живётся поэту в наше время...
Вроде как разъяснение своих виршей не самое большое страдание на фоне всего этого. :)




Путинцева Т

« #13 : 03 Февраля 2012, 19:27:11 »
Очень осторожно похвалила те стихи, согласилась с Еленой, что они "трогательные", не более.
Ясно :)

Плюс к тому - те стихи были из лучших Ваших стихов, имхо - из самых "плавных".
Насчёт лучших, не знаю, не уверен. От читателя зависит. А насчёт "плавных" (формально) - точно нет. Но говорить о стихах вообще, как и о людях вообще, бессмысленно. Нужна конкретика. И жаль, что Вы закончили свой анализ хотя бы тех немногих вещей, что я выложил на ВОЗе, на ранних стихах, где много формальных экспериментов и поисков (зачастую в ущерб целостности). По всей видимости, тогда (12 лет назад) у Вас и сформировалось отношение к данному автору, задающее вектор восприятия навсегда. Автор таки меняется по мере течения времени и всякого эдакого, ему сопутствующего и динамичного.

Так вот бывает же, что "контур" и "пейзаж" передают "лес" с искажениями.
Тогда и возникает злость, наверное.
Пейзаж - имеется в виду пейзаж в природе, а не на картине художника. А передать пейзаж без искажений даже фотоаппарат не сможет.
Цель художества совсем в другом - в творческом состоянии, например...

А может, это не "искажения", а как раз то, что хотелось передать?.. (не увидеть, а передать - разница)
"Лес"-то ведь разный бывает. У нас - болота: красота!.. виды!.. Но пока дойдёшь до леса - десять раз сдохнешь. Но когда дойдёшь - радость и свобода, которые не были бы такими, если бы час не шёл по болоту и не проклял всё на свете. И обратно - так же, только ещё тяжелее (устал, да ещё корзина тяжёлая). Зато - какое счастье - дойти до дома - снять сапоги, выпить рюмку водки и растопить баню...

По конкретному стиху подсказка (может, поможет, не для понимания стиха, а для чего-то другого сгодится):

Интересовал сам процесс - начало освобождения, прелюдия, полудрёма, то, что ДО...
Тот словесный полубред, настройка инструментов, что потом всегда выбрасывается из текста.
Невнятица слов, предшествующая освобождению (вдох-новению), сумбур до тишины.
Из тривиальности "работы мозга" уже вышел - а до тишины ещё не дошёл.
В общем, то, что перед началом любого творческого акта бывает - первый шаг из обыденности в ТУ сторону. (Личным навеяно.)

Из какого сора растут стихи... Только сор рассматривается - как внутреннее состояние, изнутри, а не извне и не со стороны: сор душевный, а не житейский.
И почему из одного сора ничего не растёт, а из другого растёт?
Семечко свободы...
И передать всё это не мыслью, а самим строем слов... Обрисовать контур этой игры-прелюдии, полудрёмы освобождения, настройки...

Ещё по стиху.
Вы никогда не купались в нашем Финском заливе, где дно - острые и скользкие камни? Прекрасный гармонический пейзаж ("так и тянет из окошка"... Саша Чёрный)... А чтобы дойти до глубины, где уже вкусить и поплыть, приходится метров 30 или больше (мелко очень) идти (чуть ли не на четвереньках) по этим острым камням. А кругом - благодать Божья: сосны, дали морские... И выходить - так же приходится.
Вот об этом тоже стих. (Только внутри - не вовне, не о соре житейском, но о соре душевном.)

Острые камни и болото на пути к освобождению - отсюда и ритм, и лексические контрасты в этом стихе... (Кстати, написалось очень быстро, как всегда быстро пишется бред предварительный, за полчаса и сразу набело. Больше не буду так. Один раз можно, как чёрный квадрат.)

Стихи здесь ни при чём. (О "злости", которая тоже разная бывает: бывает и творческая злость, азарт - хорошие помощники, при случае.) Стихи лишь повод - повод позлиться на что-то в себе. На что - не знаю. И по-моему, это как раз неплохая злость, она что-то там задевает, чего не хочется и хочется одновременно.
ЧТО задевает - не знаю.
И знать не должно автору о читателе: это уже - свобода и творчество последнего. Без которого нет произведения искусства - оно рождается только в душе читателя. А стихи - особенно (самое не объективное из всех искусств; пожалуй, только с музыкой можно сравнить по "субъективности").

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 03 Февраля 2012, 21:08:43, Ярослав»

« #14 : 04 Февраля 2012, 11:10:27 »
Вы никогда не купались в нашем Финском заливе, где дно - острые и скользкие камни? Прекрасный гармонический пейзаж ("так и тянет из окошка"... Саша Чёрный)... А чтобы дойти до глубины, где уже вкусить и поплыть, приходится метров 30 или больше (мелко очень) идти (чуть ли не на четвереньках) по этим острым камням. А кругом - благодать Божья: сосны, дали морские... И выходить - так же приходится.
Вот об этом тоже стих.... ...Острые камни и болото на пути к освобождению - отсюда и ритм, и лексические контрасты в этом стихе... 
Доводилось бывать на каменистых побережьях, начинать купание с некомфортного побережья тоже доводилось, в Финском заливе не купалась, но бывала и там...
...Таки не очень поняла - Вы сравниваете процесс плавания со стихосложением? - Тогда в пловце нужно оценивать не его вхождение в воду по острым каменюкам с чертыханиями, вздрагиваниями и извиваниями тела (любой нелеп в такой ситуации), а то, как он плывёт - если плывёт мастерски, то залюбуешься. Если плывёт, наслаждаясь и играя в воде, то залюбуешься вдвойне.
Или Вы сравниваете сам Ваш стих с Финским заливом? Благолепие вокруг-де и острые камни на дне?
- Так в том-то и дело, что - на дне. Восприятию пейзажа не мешают, нет у глядящего тактильных ощущений, только зрительные. Если же Вы захотели передать всю обстановку в комплексе - т.е.,  и незримые подводные камни передать, и "ку-ку" кукушкино, и "тук-тук-тук" дятла, и "трам-тара-рам" путника, наступившего на лягушку, то... А тем паче, если передавать всё это, не называя по "именам", не указывая причин, а исключительно реакцией "внутреннего я"...
Вероятно, это и будет что-то наподобие Вашего стиха, вероятно.
Может быть так: существующая традиционная поэзия - это как бы фотографии (передача пространства на плоскости, но так, что трёхмерность мира ощутимо чувствуется), а Ваши стихи - что-то вроде голограммы...
И оценивать их  нужно уже как голограммы, по иным законам, не как фотографии...
Мэйби, мэйби.
Но этими способами оценки я, "среднестатистический читатель", не владею.
(Для меня, предположим, если слог выпирает из ритма катрена, видится не камень на побережье, а, пардон, леность автора, не полазавшего по обширному словарю в голове своей, не нашедшего достойного эквивалента.)

Кстати, написалось очень быстро, как всегда быстро пишется бред предварительный, за полчаса и сразу набело. Больше не буду так. Один раз можно, как чёрный квадрат

Конечно.
Шалость, она и есть шалость.
А много говорю о ней оттого, что и в шалости у Вас именно Ваш стиль, именно тот, с которым у меня "нестыковка".

Стихи здесь ни при чём. (О "злости", которая тоже разная бывает: бывает и творческая злость, азарт - хорошие помощники, при случае.) Стихи лишь повод - повод позлиться на что-то в себе. На что - не знаю. И по-моему, это как раз неплохая злость, она что-то там задевает, чего не хочется и хочется одновременно.
ЧТО задевает - не знаю. +++

_Да нет же.....именно на них злюсь - что несовершенны, маломелодичны, с метаниями и "перепрыгиваниями", торопливостью.
Стенограмма работы подкорки.
Часто (не всегда, естественно) восприятие Ваших стихов у меня - в образе подростка, которого не худо бы "причесать" и "одеть поприличнее"

И жаль, что Вы закончили свой анализ хотя бы тех немногих вещей, что я выложил на ВОЗе, на ранних стихах, где много формальных экспериментов и поисков (зачастую в ущерб целостности). По всей видимости, тогда (12 лет назад) у Вас и сформировалось отношение к данному автору, задающее вектор восприятия навсегда. Автор таки меняется по мере течения времени и всякого эдакого, ему сопутствующего и динамичного.

Об этом чуть позже скажу.

Путинцева Т
«Последнее редактирование: 05 Февраля 2012, 05:58:05, ВОЗ»

« #15 : 05 Февраля 2012, 01:45:41 »
Поэт и Жизнь

Сжигаем яростью терзаний -
Где Низ, где Верх, где Свет, где Тьма?....
В порывах творческих блужданий
Поэта впила кутерьма................

Он разрушал морок иллюзий,
Сквозь рифмы прозе ценз поставив.
Кристалла восхищался друзой,
Цветов ранимой ипостасью...

Он грезил ночью звездно-яркой,
Не видя в мире Темень Дна.
Ему «казалися» подарком
И эта ночь и тишина.......

И было так, но и другое
В том мире ползало червем.
Но наш поэт не видел горя
В безумной бурности времен.

Ему всё мнилось гармоничным
И равновесным в мире ВСЁ.
И лишь причудливостью жизни
Он объясненьем был несён.

И мир катил своей дорогой,
Поэт - своею... Между тем,
Вдруг, как-то ВДРУГ, так, понемногу,
Поэт коснулся скорбных тем...

И стало тут ему тоскливо -
ЗАЧЕМ?? скажите, ПОЧЕМУ???!
Затейливых судеб извивы
Все в демоническом плену?!

Поэт грустил и даже плакал,
Подушке мордобой чиня.
Возненавидел он клоаку,
Где прежде жил, себя виня

И обзывая дурнем слЕпым,
Хотел чрез вены вылить жизнь.
Но смерть - конец весьма нелепый,
Поэт решил стихи вершить,

Молитвы силу в них влагая.
И он вершил, и Утро зрело,
Тьму в бегство смело повергая,
Ломая вражьих планов стрелы.

Жизнь моя сплошной кураж тараканов в голове


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика