Аэродром литературного героизма
Метод Фомы

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #1 : 19 Март 2011, 16:43:14 »
Ответвление от "Качелей".

Чем подкупает Фома (и его лучший ученик - на другом конце этих "квазикачелей"), в чём его метод?

Что бросается в глаза сразу и всем, включая "прозревших" бывших поклонников Фомы: хамство, отсутствие сдерживающих факторов и чувств (жалость, стеснительность, деликатность, тактичность, интеллигентность), на их месте - жестокость, наглость, напор, непрошибаемая самоуверенность и ограниченность, отсутствие сомнений (какое-то даже патологическое отсутствие их!). Это бросается в глаза сразу, но этого мало, чтобы манипулировать людьми и всегда иметь под рукой группу поддержки, группу "верных друзей" ( в кавычках, потому что дружба там только в одну сторону, а это уже не дружба, а душевное извращение).

"Метод Фомы" прост и действен: он, как в капле воды, отражает тот "рычаг", при помощи которого сколачивал себе свиту любой тиран во все времена. Приятно (сознайтесь, очень приятно!) быть в уважении у Фомы: он травит и хамит, невзирая на лица (такой "имидж" он создал себе; на самом деле - взирает и очень взирает! и хамит выборочно, дозированно, расчётливо, никогда сбоев не даёт, никогда не промахнётся, ибо не истиной руководствуется, а только лицами и политической конъюнктурой), - а вот меня Фома не трогает! (Или уже не трогает; тронул вначале - чтобы понял, каково может быть тебе, - а потом "зауважал" и перестал "наезжать".) Именно это - "а меня не трогает" - очень приятно: значит, уважает (великое заблуждение: Фома никого не в состоянии уважать в принципе), чувствует (на выбор): мою силу, независимость, ум, совесть, честь, доброту, объективность, свободу и т.д. и т.п. Оценил!

Печально наблюдать, что люди "бунтуют", только когда (вдруг!) коснётся Фома их лично (из каких-то потаённых, только ему ведомых, соображений), и молчат, когда издевается (со своими прихвостнями) над другими. Ни жалости, ни сострадания к "жертвам Фомы" те, кто попал в касту "уважаемых", уже не чувствуют.
В своей слепоте (вызванной исключительно самолюбием, и больше ничем: именно на самолюбиях и играет Фома; и ещё на страхе, из самолюбия вытекающем и самолюбием питающимся) начинают думать, что жертвы Фомы виноваты сами, что они сами заслужили такое отношение (меня же он оценил, понял и зауважал! как приятно всё-таки быть уважаемым Фомой, никем так не приятно - тут вершина! если уж даже Фома "зауважал", значит я чего-нибудь да стою!).
Как это знакомо и как противно: жертвы сами виноваты. Заслужили. Просто так у нас не травят (не сажают, не расстреливают), Фома не будет бить безвинных: он не таков (почему? - но меня же не травит уже - или ещё? - и это единственный, но так тешащий слабого человека аргумент, что отказаться от него почти не под силу).

Настаиваю: верные соратники Фомы (и его лучшего ученика) - люди слабые, без стержня внутренней свободы (вся их сила - на поверхности, на уровне "имиджа": уж очень хочется самим поверить в свою силу и свободу, в своё достоинство, которых в глубине - и это они знают! и всю жизнь пытаются доказать себе обратное, - нет). Только слабые, безвольные (втайне) люди могут попасть на (примитивные в общем-то) уловки Фомы.

Но велик страх потерять "уважение" Фомы (примеры такие - всегда перед глазами: всегда есть "бывший друг", попавший под пресс Фомы, чтобы остальные "друзья" воочию увидели и не забывали, что может быть с ними, перестань их "уважать" Фома). Велик страх впасть в немилость, вот и закрывают глаза на вопиющие хамство, жестокость, бесстыдную наглость, добровольно (подчёркиваю!) слепнут, не хотят видеть очевидного, в уши орущего безобразия. Именно - добровольно, поэтому ответственно (не по неведению слепы! как любят потом говорить, когда сами попадают под "каток Фомы").

Достойны уважения только те "бунтари", кто вступился за ближнего и не побоялся потерять "уважения Фомы", не дожидаясь, пока Фома выберет его в качестве очередной показательной жертвы. Когда сам попал под каток, тогда любой начнёт орать...
Но сидят, молчат, поддерживают своим молчанием (а самые ретивые - и словом) человеконенавистническую вакханалию Фомы, придумывают даже разные теории (совершенно абсурдные!), почему, мол, такая "духовная (?!) практика" во благо, что она, мол, в целом позитивная, несмотря на некоторые, хотя небольшие издержки и "резкости" (любимое словечко: больше всего "резкости" не хватает безвольным душам: они и боятся, и не любят, и не могут без "резкости", - в их устах это слово приобретает какой-то полуидиотический, полусакральный оттенок).
А в чём тут "позитив"? - спроси у них. Были бы честными, сказали: меня не трогает, уважает, и это мне льстит. Не скажут: придумают ещё более абсурдную версию, но честно не скажут (кто мог трезво анализировать себя, давно выбит Фомой из своего окружения, выдавлен с форума: такие ему не нужны, опасны, ибо непредсказуемы, а этого он не любит и боится).
А "мелкие издержки" - это всего лишь люди, которым нанесены душевные травмы, творчества которых лишился форум, где правит Фома (или лучший ученик его). Но что такое чужие душевные травмы? - мелочи, потому что жертвы сами виноваты, потому что это не травмы, а "раздутое самомнение" (или ещё какой-нибудь ярлык - поплакатнее, поубедительнее).
И форум - что такое форум? подумаешь, лишился какого-то творчества (велика потеря?.. смешно даже говорить). Форум - это ты, да я, да мы с тобой, наши встречи и наши "хорошо сидим", а чьё-то творчество - это проблематично, это ещё бабушка надвое сказала (проживёт наша "Роза" и без этого "творчества"; не "творчество" и было).
Главное, что Фома не трогает нормальных парней, а трогает лишь ненормальных, лишних. Санитар форума. Да и нельзя без такого Фомы (и лучшего ученика его) людям слабым, чувствующим свою ущербность (и... отсутствие "резкости" в настройках "душевного зрения").

Но каждый из нынешних "друзей" рано или поздно оказывается в роли "жертвы". Это закон. Этого не избежал и не избежит никто. Если захотел - вопреки совести и здравому смыслу! - попасть в "элиту уважаемых Фомой", - знай: тебя постигнет участь всех, кто питался уважением тирана. Он "кормит" тебя излучениями страданий своих жертв: другой пищи у него просто нет: он станет "как-нибудь вдруг" (так неожиданно для тебя!) голоден - и ты будешь его пищей, потому что близко подошёл, слишком близко. И уже следующие "друзья" его будут смотреть на твои вопли и думать: сам виноват, а меня он уважает, не просто ведь так...

Прост, элементарен "метод Фомы". Непросто только заметить в себе эту примитивную "наживку", признаться себе, что я клюнул на такую "туфту". И чем элементарнее "наживка", тем труднее себе признаться в склонности к ней. В этом главный "фокус Фомы" - фокус элементарности, грубости, прямых углов, примитива мотивов. Признаться в том, что попался на примитив, несмотря на прочитанные книги и жизненный опыт, труднее во сто крат, чем признаться в сложных и противоречивых "пороках": примитив трудно уважать, а уважение и страх - две единственных "педали в машине манипуляций душами" у Фомы. Если едешь в этой "машине", становишься "винтиком" (неизбежно!).
Но как приятно тешить себя иллюзией, что я-то не поддамся, я делаю светлое дело и ко мне не прилипает (тоже дополнительный "бонус" к самоуважению). Зачем делать "светлое дело" на помойке (помойка - место для мусора, а не для "светлых дел")? зачем "признаваться в любви" в общественном туалете (неужели лучшего места не найти)?

Неуместность - главный показатель нарушения вкуса (во всём, в отношениях с людьми в том числе).
У Фомы же нет вкуса вообще - онтологически, безнадёжно! - и это основная причина его злобы, хамства и тиранствования (и у лучшего ученика его).
И пусть не смущает разность в масштабах: роман "Бесы" был написан на примере какого-то провинциального городка и кучки никому неизвестных личностей. А чем обернулось?
Форум - это новое искусство. И мы тут пишем свой роман, одновременно являясь его авторами, героями и читателями. (Неужели этот роман "Бесы"?)
Каждое произведение искусства живёт по законам жанра (и они не прейдут! их нельзя отменить, тем более - в развязке), вне зависимости оттого, насколько авторы, герои и читатели романа осознают действие этих законов жанра.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 03 Декабрь 2014, 11:46:57, ВОЗ»

« #2 : 19 Март 2011, 16:53:33 »
Ярослав, я прочитал. Ты ведь для меня это написал? ;)


« #3 : 19 Март 2011, 17:01:20 »
Нет. Верней, не только для тебя (тебя тоже учитывал - как персонаж пьесы, но не более и не главный). И не только про форум "WS". И даже не только про "рм-форумы", и форумы вообще.
Про кого роман "Бесы" (современники гадали и упрекали автора романа в пасквиле на дейстивительность, в клевете на революционеров-народников, в большинстве своём честных и искренних людей, а не таких монстров, как вывел их обиженный пасквилянт)?
Про будущее, наверное...
Я пишу здесь и воспринимаю форум - художественно. У меня совсем другие "методы" и "подходы" к этой "реальности"... Почти никто не понимает (но так и должно быть).

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #4 : 19 Март 2011, 17:04:23 »
Ну, хорошо, а поводом что послужило? Неужели совпадение произошло? :D


« #5 : 19 Март 2011, 17:23:30 »
Не исключено, что "это"- художественное совпадение (степень его случайности - вопрос открытый).
Но если просмотреть всю ветку (от начала - в развитии), то вряд ли сегодняшний мой пост можно назвать чем-то выбивающимся из ткани этого рассказа (каждая "ветка" - как новелла, хотя в новом жанре, не одним автором пишется), чем-то вызванным исключительно тем или иным постом того или иного персонажа (лишь повод, пинок - не более), - всё, по-моему, органично и вытекает одно из другого в этой теме. Так что "твоё совпадение", скорее, обусловлено "законами жанра", той драматургией, что мы наблюдаем на рм-форумах... Так что - вопрос к Сценаристу, к Замыслу. Я лишь один из авторов-актёров-героев-зрителей этой Пьесы и подчиняюсь её развитию, интуитивно стараясь исполнить свою роль качественно, попасть в Тему... Впрочем, я только всех запутаю, если начну "по полочкам раскладывать" целостное ощущение "мистерии", "драмы", "поэмы", "трагикомедии" - этого нового жанра нового искусства. На этом настаиваю - именно: жанра и искусства, - здесь наше коренное отличие с тобой (и не только с тобой, с большинством форумчан) в подходе к форуму (любому). Для тебя (и для большинства) площадка для разговоров, для меня - сцена, пьеса, новый жанр, новая литература (только будущее покажет, прав я в таком подходе или нет, получится из форумов новое "кино" нового века или нет).

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 03 Декабрь 2014, 11:47:44, ВОЗ»

« #6 : 19 Март 2011, 17:45:40 »
Ну что ж, каждый из нас в чём-то жестоко одинок.

"Если же вам пришлось жить в городе, работать в грохоте, есть какую-то гадость среди скучных, мрачных людей, под звуки неприятного голоса, сообщающего сомнительные новости, примите всё это от Бога, зная, что Он сеет в вашей душе семена одиночества. Ужасаясь и мучаясь, вы потянетесь к целительной тишине, а пока - не теряйте жалости к тем, кто о ней не помнит. Вы хоть ждёте от неё радости и мира; они - не ждут ничего".
Томас Мёртон


« #7 : 19 Март 2011, 17:51:45 »
Или, может быть, лучше вот с какого боку зайти. Я, по своей графоманской природе, устроен так, что сам процесс писания букв является для меня процессом познания (ускорителем и "углубителем" познания и самопознания). Повод, толчок - может быть любым, без разницы (как в жизни). Если назрело - то повод не важен (свинья грязи найдёт).
Я никогда не ставлю себе цели: написать, чтобы уязвить или дать понять, или ещё чего-то - конкретному имяреку. Я так не умею писать. У меня только один стимул работает здесь: хочется самому чего-то понять, а процесс писания - это один из самых действенных для меня способов познания. Так что тут, как у алкоголика, важен сам процесс (для меня - очень важен: я таким образом интенсивней думаю, когда пишу), а не повод и не конкретный "собутыльник"...

Не знаю, наверное, ещё больше запутал. Хотя хотел объяснить... Лишний раз убеждаюсь, что некоторые вещи, чем больше объясняешь, тем дальше от истины. Пора Сумалётова на арену выпускать (тоже вариант, кстати; из тех же).
Наверное, графомана может понять только графоман. На крайний случай - Сумалётов (для этого и завёл, на безрыбье; а он прижился... так часто бывает, человек привязчив... к виртуальным героям и виртуальным площадкам :) )

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #8 : 19 Март 2011, 17:56:51 »
Вполне понятно :)


« #9 : 19 Март 2011, 17:58:32 »
А вообще-то мы пишем сейчас на Аэродроме. А это уже жанр в жанре. И если учесть, что пишем о форумах и форумных персонажах... То тут уже совсем матрёшка, лучше не анализировать :)

В смысле - не разбирать (вдруг - назад не собрать будет...). Там ведь вполне может оказаться, что фигурка внутри больше, чем внешняя... пусть себе пишется и пишется... пока пишется...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

ОффлайнСумалётов

  • Упёрся – отойди.
« #10 : 19 Март 2011, 18:23:04 »
Ну это у кого как. А когда у кого-то как, то у меня наоборот.
Я пишу, чтобы не думать. Чтоб рассудок заткнулся. Очень помогает. Очень надоел. Пишешь себе и пишешь. А думаешь после. В антракте. На сцене думать опасно - испортишь игру. Надоест по буфетам шляться и думать, идёшь и пишешь, пишешь... такая тишина! так хорошо. Пока думать не начнёшь. А начнёшь обязательно - ибо тишина непереносима. Тут главное вовремя заткнуться: начал думать, так заткнись, не пиши, не порть бумагу: она бывший лес. Лес растёт не думая.
Впрочем, читаю так же. Читаю и читаю. А думаю после. Думают вообще - задним числом. Живут - передним. В этом моя разница. Но я плохой эталон.

Твой злонежелатель,
недалёкий от народа
Слава Сумалётов

ОффлайнСумалётов

  • Упёрся – отойди.
« #11 : 06 Май 2011, 10:45:54 »
Достоевский понаписал, а нам живи во всём этом теперь!

Вот реплики некоторых персонажей (для наглядности):
Нет, не могу поверить, что новоявленный Фома Опискин уйдёт.  Не удивлюсь, если он в итоге окажется примирителем и большинство обитателей «Степанчикова» и, в первую очередь, «помещик Ростанев» будут петь ему оды. Всё как в «Селе …» Достоевского. Содержание абсурда это абсурд.
В это поверить никто не может, включая Фому. Но есть законы жанра. И у любой повести есть конец. И есть сюжет. А мир - театр, и люди в нём - актёры. Причём, редко кто это осознаёт на деле, а не на словах. Так что - конец есть даже у "мыльной оперы". И он неизбежен. И сюжет есть, несмотря на многовариантность импровизаций. Так что... никуда не денется Фома: либо форум умрёт, либо Фома уйдёт. Может, сейчас не последний акт пьесы ещё (хотя, на мой вкус, пьеска растянута безбожно уже!), но где-то ближе к концу. Не исключён ещё и эпилог...
По законам искусства не только форумы живут. Очень часто и перипетии житейские определяются именно законами жанра (надо только уловить).
Ахтырский - Фоме (цитата от 06.05.11): Убил ты форум, все. Теперь если и будет что, то новый.

Перечитайте, господа, "Село Степанчиково"! Там всё написано, что было, что есть и что будет с этим форумом. Но постановка пьесы на вашей площадке немилосердно растянута и скучна. Можно было сократить раз в 100, не терять столько сил, отыграть красиво и динамично, и начать новую драму, поинтереснее (года два назад). Шансов художественно вырулить из сериала было немало. Увы, заигрались и превратили весёлую и поучительную повесть в душную и растянутую мыльную занудь. Сюжет тот же, да у артистов нет чувства меры, а режиссёр не верит в себя и зачем-то всё хитрит в опустевшем зале, будто можно обмануть уже выбранную пьесу (испортить впечатление можно, но отыграть всё равно придётся по писаному, сколько ни тяни из зрителей жилы).

Форум - это жанр! Новая литература и новый театр. И только такое отношение к нему позволяет сделать из форума что-то занимательное и что-то нужное. Иначе - игра вслепую и по чужой пьесе, спущенное в пустоту время, суета букв и ноль на выходе (на самом деле, ещё хуже: не ноль, а минус).
Чтобы форум стал искусством, надо изменить к нему отношение. Где нет искусства - нет жизни.

И всё-таки, как забавно и грустно, когда люди, напрягая свою свободу изо всех сил, играют вслепую и не в силах выйти из заранее и не ими написанного сюжета. Там где люди пишут и пишут публично - всегда литература, а у неё свои законы. Не хочешь писать новую пьесу, будешь играть старую. Чтобы творить в литературе, надо понимать, что это литература, что у неё свои законы и что ты в этой пьесе персонаж. Тогда открывается свобода творчества, тогда интересно жить...
Всё зависит от  диалога автора, читателя и литературного героя в тебе самом. И от понимания, что искусство и жизнь - это разные миры, что у них разные задачи, разные цели и средства, но находятся эти миры в любовной связи. Хуже нет смешения реальностей - безобразно и отвратительно лишь единообразие разложения. Распад того, что было организмом.
Разложение всего и есть идеал Фомы. И там, где он правит бал, другого итога, кроме трупного распада, не бывает.  (Немногим отличается и лучший ученик его: степень замороженности другая, но суть пьесы та же: отсутствие жизни.)

Твой злонежелатель,
недалёкий от народа
Слава Сумалётов


Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика