Диалог культур
Музыкально-поэтический вечер в ДОМе: диалог культур

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Выступление Сейфоллоха Шокри, иранского поэта, музыканта и изобретателя музыкальных инструментов, которое прошло во время конференции в Консерватории осенью 2013 года (его запись здесь), получило продолжение спустя два года, в следующий его приезд в Москву.

Ирина Мясковская организовала и провела в культурном центре ДОМ музыкально-поэтический вечер, построенный на диалоге различных культур и духовных традиций – русской, иранской, индийской, турецкой. Другой объединяющей темой вечера стало музыкально-тембровое новаторство: изобретатели инструментов Сейфоллох Шокри, Александр Жихарев и Борис Базуров продемонстрировали возможности своих изобретений и в конце выступили с совместной импровизацией.

Из множества инструментов, построенных Сейфоллохом Шокри, он показал четыре. Сначала прозвучал усовершенствованный вариант струнного ситара, потом духовой соруж, сделанный на основе иранской флейты и иранского рожка (нафира).   

Фарш – инструмент богатых возможностей, способный извлекать тембры многих смычковых, щипковых и ударных. На нем была исполнена большая импровизированная композиция, одновременно с ней прозвучало стихотворение Шокри «Клятва», русский перевод которого специально для этого вечера сделала Александра Таран. Еще был показан небольшой духовой инструмент, вырезанный из тростника.

Поэтическая линия продолжилась стихами Ирины Мясковской и ее переводами суфийской поэзии. Затем – фрагмент подготовленной к этому вечеру видеозаписи беседы с Зинаидой Миркиной, она читала свои переводы Ибн Аль Фарида и Тагора.

Индолог Максим Демченко выступил с небольшим сообщением о средневековом индийском поэте Шри Чандре, который был убежден в возможности синтеза индуизма и ислама.

Музыкант и поэт Дарья Теплова представила в авторской версии традицию духовных песнопений Турции, она аккомпанировала себе на багламе.

Следующий раздел программы открыли Александр Жихарев и его ученик Габриэль Гайденак. В музыкальную импровизацию органично включалась поэзия Державина, Пушкина и митрополита Филарета.

При подготовке вечера в качестве важнейшей его части планировалось выступление Сергея Старостина, но изменившиеся гастрольные планы не позволили ему присутствовать. Намеченная программа выступления была записана на видео двумя днями раньше. Исполнение народных и авторских песен сопровождалось глубокими размышлениями о путях культур и возможности их взаимопонимания.

Концерт завершил фолк-авангардный коллектив музыкантов – Борис Базуров, Георгий Осмоловский и Михаил Соколов. Старинные русские былины звучали в концертной обработке с участием электроники и гусле-тара – инструмента, соединившего конструкцию гуслей и нескольких восточных инструментов.

Финалом стала коллективная импровизация: Александр Жихарев, Сейфоллох Шокри и группа Бориса Базурова. На основе звукоряда, задаваемого звучанием колоколов, строилась многослойная инструментально-вокальная ткань, в которой распознавалось различное культурное происхождение разных ее слоев.

Многоканальная запись вечера была сделана студентами звукорежиссерского факультета РГСАИ под руководством Карины Коваленко, она же выполнила сведение каналов в окончательную фонограмму.


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика